СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННых идей. УЧЕНИе об эволюции Ч. ДАРВИНА

Задачи: познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей; рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с работами Ж.-Б. Ламарка; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, таблицы, демонстрирующие многообразие органического мира.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ Ч. ДАРВИНА»

РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННых идей.
УЧЕНИе об эволюции Ч. ДАРВИНА

Задачи: познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей; рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с работами Ж.-Б. Ламарка; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, таблицы, демонстрирующие многообразие органического мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся

Письменная проверочная работа по теме
«Биосферный уровень»

Вопросы.

Вариант I

1. Водная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Механическое воздействие организмов на среду обитания.

3. Биогеохимический цикл углерода.

Вариант II

1. Наземно-воздушная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Физико-химическое воздействие организмов на среду обитания.

3. Биогеохимический цикл азота.

Вариант III

1. Почвенная среда (особенности жизни и приспособления организмов).

2. Описать, какие вещества используют организмы в процессе жизнедеятельности.

3. Биогеохимический цикл фосфора.

III. Изучение нового материала.

Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.

Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде «Философия зоологии» (1809) французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829).

Основные положения теории Ламарка:

– организмы изменчивы;

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– происходит постепенное изменение органов, совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градаций), заложенное Творцом.

Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

Изучая растительный и животный мир, Ламарк обратил внимание на существование в природе переходных форм между видами и на этом основании сделал вывод об изменяемости видов. Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, то есть исторического развития природы. Ламарк создал классификацию животного мира, подметил основное направление эволюционного процесса – постепенное усложнение организации от низших форм к высшим. Эти усложнения он назвал градациями. Под градациями Ламарк понимал последовательные ступени усложнения организации от простейших до млекопитающих.

Основные причины эволюции (по Ламарку):

1) внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;

2) способность организмов целесообразно реагировать на изменение условий существования.

Таким образом, Ламарк объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизм эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию – ненаучным.

Великий английский ученый Чарльз Дарвин (1809–1882) разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.

Возникновение эволюционной теории Дарвина имело следующие социально-экономические (общественно-политические) и научные предпосылки:

1. Социально-экономические предпосылки: развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов, развитие колоний, бурное развитие селекции, выведение новых сортов растений и видов животных, проведение многочисленных научных экспедиции.

2. Научные предпосылки создания эволюционной теории: успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.

Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин (1809–1882) в юности верил в Бога и собирался стать сельским пастором, в детстве и юношестве он много занимался зоологией как натуралист-любитель. В 22 года Ч. Дарвин на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия является составление гидрографических карт для Британского флота. Корабль обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок Ч. Дарвин собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. Дарвин пишет:

«…Путешествуя на корабле Ее Величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка гигантских ископаемых броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на раскрытии механизма эволюционного процесса. В 1859 г. издается книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой раскрывается роль изменчивости, естественного отбора, борьбы за существование и приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и рассматриваются причины возникновения многообразия видов. В России книга издается в 1864 г., с этого времени начинается распространение идей Дарвина в России.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Сущность эволюционного учения Ч. Дарвина заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость,
а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, являющийся следствием борьбы за существование.

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?

2. Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?

3. Какие открытия сделал Ч. Дарвин, путешествуя на корабле «Бигль»?

4. В чем состоят основные положения учения Ч. Дарвина?

5. На каких фактах Ч. Дарвин основывал доказательства своей теории?

Домашнее задание: § 7.1.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!