РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННых идей.
УЧЕНИе об эволюции Ч. ДАРВИНА
Задачи: познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей; рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с работами Ж.-Б. Ламарка; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, таблицы, демонстрирующие многообразие органического мира.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся
Письменная проверочная работа по теме
«Биосферный уровень»
Вопросы.
Вариант I
1. Водная среда (особенности жизни и приспособления организмов).
2. Механическое воздействие организмов на среду обитания.
3. Биогеохимический цикл углерода.
Вариант II
1. Наземно-воздушная среда (особенности жизни и приспособления организмов).
2. Физико-химическое воздействие организмов на среду обитания.
3. Биогеохимический цикл азота.
Вариант III
1. Почвенная среда (особенности жизни и приспособления организмов).
2. Описать, какие вещества используют организмы в процессе жизнедеятельности.
3. Биогеохимический цикл фосфора.
III. Изучение нового материала.
Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.
Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде «Философия зоологии» (1809) французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744–1829).
Основные положения теории Ламарка:
– организмы изменчивы;
– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;
– происходит постепенное изменение органов, совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градаций), заложенное Творцом.
Законы ламаркизма:
1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.
2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.
Изучая растительный и животный мир, Ламарк обратил внимание на существование в природе переходных форм между видами и на этом основании сделал вывод об изменяемости видов. Он предположил, что все многообразие животных и растений является результатом эволюции, то есть исторического развития природы. Ламарк создал классификацию животного мира, подметил основное направление эволюционного процесса – постепенное усложнение организации от низших форм к высшим. Эти усложнения он назвал градациями. Под градациями Ламарк понимал последовательные ступени усложнения организации от простейших до млекопитающих.
Основные причины эволюции (по Ламарку):
1) внутреннее стремление организмов к усовершенствованию;
2) способность организмов целесообразно реагировать на изменение условий существования.
Таким образом, Ламарк объединил идею об изменяемости видов с идеей прогрессивной эволюции, однако не смог вскрыть механизм эволюционного процесса. Его гипотеза о наследовании приобретенных признаков оказалась несостоятельной, а утверждение о внутреннем стремлении организмов к усовершенствованию – ненаучным.
Великий английский ученый Чарльз Дарвин (1809–1882) разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Возникновение эволюционной теории Дарвина имело следующие социально-экономические (общественно-политические) и научные предпосылки:
1. Социально-экономические предпосылки: развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов, развитие колоний, бурное развитие селекции, выведение новых сортов растений и видов животных, проведение многочисленных научных экспедиции.
2. Научные предпосылки создания эволюционной теории: успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина.
Ч. Дарвин (1809–1882) в юности верил в Бога и собирался стать сельским пастором, в детстве и юношестве он много занимался зоологией как натуралист-любитель. В 22 года Ч. Дарвин на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия является составление гидрографических карт для Британского флота. Корабль обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок Ч. Дарвин собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. Дарвин пишет:
«…Путешествуя на корабле Ее Величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента».
Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка гигантских ископаемых броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.
Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на раскрытии механизма эволюционного процесса. В 1859 г. издается книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой раскрывается роль изменчивости, естественного отбора, борьбы за существование и приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и рассматриваются причины возникновения многообразия видов. В России книга издается в 1864 г., с этого времени начинается распространение идей Дарвина в России.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Сущность эволюционного учения Ч. Дарвина заключается в следующих основных положениях:
1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость,
а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, являющийся следствием борьбы за существование.
4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?
2. Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?
3. Какие открытия сделал Ч. Дарвин, путешествуя на корабле «Бигль»?
4. В чем состоят основные положения учения Ч. Дарвина?
5. На каких фактах Ч. Дарвин основывал доказательства своей теории?
Домашнее задание: § 7.1.