Развитие физических качеств, при помощи силовых упражнений.
Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
«Силовые упражнения - инновационная технология в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, реализация потенциальных умственных и двигательных возможностей.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод». Это особенно актуально в связи с введением ФГОС..
Цель - Найти пути совершенствования физических качеств у детей дошкольного возраста в процессе организации силовых упражнений.
Задачи - Формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через силовые упражнения.
-Обогащать двигательный опыт за счёт силовых упражнений.
- Развивать интерес к силовым упражнениям.
- Содействовать охране и укреплению здоровья детей, повышать функциональные возмозости детского организма через силовые упражнения.
Упражнения на укрепление (развитие) мышц и связок всегда носят силовой характер. Под силовыми упражнениями следует понимать такие движения, которые осуществляется сокращением мышц при относительно медленных движениях и значительном сопротивлении. Интенсивность мышечного напряжения, помимо увеличения внешней нагрузки, повышается с увеличением продолжительности исполнения упражнений.
Для того чтобы силовые упражнения были достаточно эффективными, необходимо довольно часто менять как форму упражнения, так и количество их повторений. Для силового развития отдельных мышечных групп целесообразно включать главным образом упражнения динамического характера, используя полную амплитуду движений в суставах без остановок и средних промежуточных положений.
Непосредственно после напряженных силовых упражнений, особенно статических, целесообразно выполнять упражнения на расслабление и растягивание.
Для развития силы мышц рук можно применить сгибание и разгибание рук в различных исходных положениях (в упоре стоя на коленях, в упоре лежа или в упоре лежа, руки на повышенной опоре гимнастическая стенка, скамейка). Для развития силы мышц ног выполняются приседания (можно на одной ноге, выпады, выпрыгивания вверх из упора присев и др. Для развития силы мышц разгибателей спины поднимают и опускают туловище, лежа на животе (можно на повышенной опоре) или удерживают крайнее положение несколько счетов. То же можно сделать и поднимая ноги назад. Для развития силы мышц брюшного пресса выполняют группировку в положении лежа на спине или поднимают ноги, лежа на спине, а затем поднимают отдельно туловище.
Упражнения для развития силы и укрепления мышечного корсета можно выполнять и с предметами (мяч, гимнастическая палка, резиновый бинт и др., и на гимнастических снарядах (скамейка, гимнастическая стенка, фитболы и др., и в различных исходных положениях: стоя, в седе, в упорах, лежа (на спине, животе, на боку).
Эффект упражнений увеличивается, если они проводятся под музыку.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1) Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3) Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
4) Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
5) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Условия успешного проведения занятий:
1. Занятия проводятся в спортивном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии спортинвентаря, ковриков, разнообразной фонотеки.
2. Создание эмоционально-положительной непринужденной обстановки на занятии.
3. Учет нагрузки и дозировки в каждой возрастной группе.
Нагрузка от минимальной должна возрастать постепенно, т. к. в это время происходит начальный этап адаптации к ней организма. Сердце учится работать более эффективно, легкие привыкают дышать во время нагрузки не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки свершается чудо: нагрузка становится легкой, желанной, приносящей истинное удовлетворение. Каждое занятие строю по определенной схеме:
1. Начинаю занятие с разминки – это могут быть гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объемом движений и меньшей интенсивностью.
2. Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствующем возрасту детей.
3. В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.
4. Каждому комплексу или упражнению даю название. Новые упражнения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряем темп.
5. Разрабатывая комплекс, стараюсь, чтобы сложные упражнения чередовались с более простыми. Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий.
6. Каждому занятию стараюсь придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
7. Учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Провожу учет времени и длительности каждого занятия.
8. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
9. Для развития самооценки детей представляем достигнутые результаты на спортивных праздниках, развлечениях, концертах для родителей.
Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Ребята получают приятные эмоции: от победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-
Комплекс силовых упражнений для детей 4-6 лет:
1. «Маятник».
И.П.: стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
2. «Волна».
И.П.: стойка – ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.
3. «Вертушка».
И.П.: стойка – ноги вместе, руки параллельно корпусу вниз. На каждый счёт вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
4. «Мельница».
И.П.: стойка ноги на ширине плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки - в стороны. На каждый счёт вращение корпуса то вправо, то влево.
5. «Крокодильчик».
И.П.: упор лёжа, передвигаться вперёд на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.
6. «Ножницы».
И.П.: лёжа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочерёдно делать скрёстные движения выпрямленными ногами.
7. «Качели».
И.П.: лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.
8. «Лягушка».
И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног, постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.
9. «Зайчик».
И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно.
10. «Кенгуру».
И.П.: стойка ноги вместе, руки внизу. Сильно оттолкнуться от пола, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.
Список литературы:
Буцинская П. П., Васюкова В. И.. Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1009.-175 с.развивающие упражнения в детском саду детьми5-7 лет
Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128 с.
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед учеб. Заведений.- М.:Издательский центр»Академия», 2002.- 320 с.
Кудин А. Н. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. М.: «Радуга», 1982 г.-245 с.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.
Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: - Методическое пособие .М..2004- 112с.
Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения:методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.- Под ред.С. О. Филипповой.- СПб.: «Детство-пресс», 2007.-416с.
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г. – 96 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.