СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках биологии и географии через ТРКМ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация использования ТРКМ при формировании функциональной грамотности с использованием фрагментов урока из собственного опыта

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках биологии и географии через ТРКМ»

Развитие функциональной граммотности на уроках биологии и географии по средствам ТРКМ



КГУ Фурмановская средняя школа

Северо Казахстанская область РК

Учитель биологии и географии

Боблева Наталья Николаевна

  • Актуальность формирования функциональной грамотности.

  • «… необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно , чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Послание Президента

Н.А. Назарбаева

  • Функциональная грамотность

  • это способность эффективно функционировать в обществе;

  • это способность к самоопределению, к самосовершенствованию и самореализации.

  • Виды функциональной грамотности:

  • читательская;

  • математическая;

  • естественнонаучная.

  • Естественнонаучная грамотность

-это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.

  • «Знания только тогда знания , когда оно определено усилиями своей мысли, а не памяти»
    Л. Толстой

Учитель должен научить ребенка активно осмысливать учебный материал и дополнительную информацию, наблюдать, предвидеть результаты, выдвигать гипотезы, объяснять наблюдаемые факты, обосновывать свои решения, делать выводы, планировать свои действия.

  • Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Основная идея ТРКМ-это организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащегося.

Она позволяет определить преобладающие виды памяти у ребенка, степень развития интуиции и подсознания.

  • Стадии ТРКМ.

  • «Критическое мышление не есть отдельный навык, а сочетание многих умений».
    Темп Ч,Стил Дж.

  • Приемы ТРКМ.

  1. Кластер.

  2. Эссэ.

  3. Таблицы вопросов.

  4. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

  5. «Инсерт».

  6. Задания на соответствие.

  7. Творческие задания.

  8. Дискуссии.

  • Использование приемов ТРКМ на различных этапах урока.

Этап проверки домашнего задания.

Задание. Составьте синквейн с ключевым словом «бактерия». Работа проводится в качестве способа оценки понятийного багажа учащихся.

  1. Бактерия.

  2. Безъядерная, болезнетворная.

  3. Заражает, питает, разлагает.

  4. Остерегайся и используй бактерии.

  5. Загадка.

  • Этап изучение новой темы. Стадия осмысления.

Прием «Инсерт».

Задание.Читаем текст параграфа «Естествознание – система естественных наук». Карандашом в тексте отмечаем:

-(галочка) – помечаем то, что тебе уже известно;

- (минус)- то, что противоречит твоему представлению;

+ (плюс) – то, что для тебя интересно и неожиданно;

? (знак вопроса)- неясно,непонятно, хочу знать.

Сведения заносим в таблицу, работая в парах , обсуждаем материал

  • Мои достижения.

У учащихся заметно повысился интерес к моим предметам;

Учатся вырабатывать собственное мнение, осмысливая информацию;

Научились делать выводы , логически мыслить;

Вырос интерес к творческим заданиям и заданиям с повышенной трудностью;

Повысилась культура общения.

  • «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
    Э. Хаббарт

Пожалуй вернее не определишь свою профессиональную цель, свое желание, результат своей работы.

  • Список литературы.

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. Т.1 М.: НИИ школьных т с.ехнологий ,2006.- 816 с.

  2. Заир –Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: просвещение, 2004.- 175 с.

  3. Сабиева К.У., Мурзалинова А.Ж. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно- математических дисциплин.: Методическое пособие АО «НЦПК «Өрлеу»» ИПК СКО 20014.- 6,8 с.

  4. Галеева Н.Л . Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.: Методическое пособие. М.: 2016.- 126 с.

  5. Муштовинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебн- методическое пособие.- СПб.: КАРО,2009.-144 с.