СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие инклюзивной культуры образовательного учреждения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации об  особенностях организации инклюзивного образовательного пространства  для детей с нарушениями ОДА в МОУ «Вытегорская СОШ № 2»

Просмотр содержимого документа
«Развитие инклюзивной культуры образовательного учреждения»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Фоминой Александры Евгеньевны

(МОУ «Вытегорская СОШ № 2», Вологодская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рекомендации об особенностях организации инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями ОДА

в МОУ «Вытегорская СОШ № 2»

Развитие инклюзивной культуры образовательного учреждения

(Шифр 01-2015)



по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»









  1. год





Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-6

Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения

1.1. Инклюзивное обучение в России: задачи,проблемы и перспективы………7-9

1.2. Основные принципы построения инклюзивной образовательной культуры…………………..……..............................................................................9-13

1.3. Характеристика особых условий по созданию «безбарьерной» доступной среды, образовательных и воспитательных потребностей для ребенка с нарушением ОДА ………………..……....................................................................13-24

1.3.1 Создание доступной среды в школе.....................................................13-14

1.3.2 Образовательные потребности для ребенка с нарушениями ОДА..................................................................................................................14-19

1.3.3 Воспитательные потребности для ребенка с нарушениями ОДА......19-24

Глава II. Опыт деятельности школы по планированию воспитательной работы школы с целью формирования инклюзивной культуры

2.1 Педагогическая характеристика ученика 8 класса с нарушением ОДА ……………………………………….……………..........................................24-25

2.2. Особенности воспитательной работы

В МОУ «Вытегорская СОШ № 2»................................................................25-32

2.2. Перспективы развития инклюзивной культуры в ОУ..........................32-33



Заключение……………………………………………………………….....33-35

Литература…………………………………………………………………...36-38

Приложение 1. Карта социального развития ребенка……………...........39-44

2. Что нужно знать о детях с ОДА……………………………....................44- 47






    1. Введение

«Воспринимайте окружающих людей такими,

какие они должны быть».

(Рутт, психолог )





В условиях модернизации современного образования, введения новых стандартов, стремления перевести сознание подрастающего поколения на духовно-нравственные ориентиры актуализируется идея гуманизации и равных образовательных возможностей. Именно идеи гуманизации, индивидуализации привели к появлению в новом Законе об образовании положения о праве ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. Еще один федеральный документ, требующий внимания, – это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, создать универсальную безбарьерную среду, которая позволит обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательное учреждение, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование.

Актуальность развития инклюзивной культуры в МОУ «Вытегорская СОШ №2.» определяется пониманием современных тенденций в образовании, направленных на внедрение опыта инклюзивного образования, требующего реструктуризации культурно-образовательного пространства школы, обеспечивающей право каждого ребенка на полноценное образование вне зависимости от его адаптивных возможностей, личностных психофизических особенностей развития, национальности. Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания, это возможно при правильной организации воспитательно-образовательного процесса и должно рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника– слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь» [6, итернет-ресурсы]. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

В нашей школе число лиц , имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 5% от общего состава школьников (всего в ОУ 621 чел.). Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с ОВЗ зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, но и от отношения к таким детям окружающих, от той образовательно-воспитательной среды, в которой находится учащийся.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Среди учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашем ОУ выделятся категория детей (с учетом особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом): дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Эти дети успешно справляются с обучением по адаптированной массовой программе.

Пять учеников, с нарушением ОДА включены в состав классов и прекрасно себя чувствуют, хорошо учатся, участвуют в воспитательных мероприятиях класса и школы. Но остается несколько детей, которые, также могут быть успешно включены в классы общеобразовательной школы, но по результатам опроса, в ходе беседы с психологом, родителями ребенка выяснилось, что эти ученики испытывают тревогу, страх, категорически отказываются обучаться в составе класса. Опрос школьников 5-8 классов показал, что не все ученики однозначно воспринимают то, что дети с ограниченными возможностями развития будут обучаться в их классах (несколько человек высказались против, некоторые проявили равнодушие) , педагоги беспокоятся о дополнительной нагрузке на уроках, связанной с функциями по сопровождению ученика. Известно, что инклюзия достигается при одновременном развитии трех равноправных составляющих процесса улучшения ситуации в школах: создание инклюзивной культуры; разработка инклюзивной политики; развитие и внедрение инклюзивной практики. Поэтому реализуя требования Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, в целях включения нашего образовательного учреждения в единое инклюзивно- образовательное пространство формулируем цель деятельности школы в данном направлении— создание и развитие инклюзивной культуры: построение школьного сообщества, принятие инклюзивных ценностей путем преобразования (модификации) в образовательном учреждении оптимальной действующей программы воспитательной работы и развитие направлений внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей с нарушенииями ОДА, с целью формирования у них социально-адаптивного поведения, отвечающего потребностям социума, реализующего принципы инклюзивного образования.

Главное направление в инновационной деятельности школы «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями ОДА в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», включение детей с ОВЗ в школьную жизнь через школьное самоуправление, формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Таким образом, создать в школе единую систему ценностей инклюзивной культуры, или описать ее – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, для инклюзивных школ векторы формирования инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство. [2,11,12]

    1. Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц
    2. с нарушением ОДА
    3. 1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы

Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже – к модели интегрированного обучения, и в последние годы – к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в общеобразовательную среду вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

«Включение» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

За последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

• общий рост количества детей с отклонениями в развитии;

• увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

• сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

• незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;

• увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности, формирование инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого (толерантного) сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, учениками, администраторами и родителями/опекунами. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежесекундную практику обучения в каждом классе. Развитие школы становится при этом постоянным и непрерывным процессом. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ обучающихся.

1.2.Основные принципы построения инклюзивной образовательной культуры

Построение инклюзивной образовательной культуры в школе является одним из важнейших условий успешности включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школьный социум. Создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми сотрудниками школы, учениками, администраторами, родителями/законными представителями. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе. Развитие школьной инклюзивной культуры становится при этом непрерывным процессом. О каких же инклюзивных ценностях может идти речь? Прежде всего, это:

- признание ценности разнообразия людей;

- признание приоритетности принципов равноправия и коллективизма;

- открытость школы для всех учеников;

-развитие духа принадлежности коллективу школы у каждого участника школьного сообщества;

- признание ценности сотрудничества в противовес идеям развития конкуренции и соревновательности в практике школьного обучения.

Ценности приоритетов равенства, сопричастности, сотрудничества в аспекте формирования инклюзивной образовательной культуры в школе или дошкольном учреждении впрямую соотносится с основными принципами инклюзивного образования как социального и образовательного инновационного процесса, динамически развивающегося подхода, при котором ведущим является позитивное отношение к разнообразию учеников, а индивидуальные особенности воспринимаются не как проблема, а как возможность обогащения процесса познания. Выделим еще раз основные принципы инклюзивного подхода в образовании:

Инклюзия в образовании включает в себя:

- Признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;

- Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;

- Изменение педагогических методов и технологий обучения таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

- Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или особые образовательные потребности;

- Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;

- Различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

- Признание роли школ не только в повышении академических результатов учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;

- Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Эти концептуальные положения, лежащие в основе инклюзивного образовательного процесса, формируют правила или подходы к формированию инклюзивной культуры школы:

1. Инклюзивная школа рассматривает многообразие культур как новую реальность. Современная школа должна быть готова к обучению детей, принадлежащим разным этническим группам и культурам, имеющих различный экономический и социальный статус, различные способности, состояние здоровья, интересы и цели обучения. Таким образом, школа не должна ограничиваться единым учебным планом и единым подходом к обучению всех детей.

2. Инклюзивная школа должна обеспечивать доступ к знаниям, навыкам и информации для всех учащихся.Предоставление такого доступа увеличивает шансы каждого ученика, обеспечивая ему свободу выбора, и создаёт условия для преодоления барьеров в образовании и участия во всех сферах школьной жизни.

3. Инклюзивная школа сохраняет индивидуализацию процесса обучения. В педагогическом процессе учителя инклюзивной школы используют различные методы и подходы, добиваясь при этом персонализации обучения в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями и целями обучения учащихся. Инклюзивная школа всегда представляет всем своим ученикам возможность добиться более высоких результатов в обучении.

4. Инклюзивная школа предполагает использование командного стиля работы. Ни один учитель не преуспеет, обучая большое количество очень разных детей: ему обязательно понадобится помощь со стороны коллег. Командная работа различных специалистов, включая учителей специалистов психолого-педагогической поддержки, членов школьной администрации, помогает достичь наилучших результатов в развитии каждого ребёнка и способствует формированию подлинного школьного сообщества.

5. Инклюзивная школа работает в сотрудничестве с семьями, государственными и общественными организациями. Привлечение членов всех заинтересованных сторон к участию в деятельности школы ведёт к расширению школьного сообщества и является источником привлечения дополнительных ресурсов для деятельности школы.

6. Инклюзивная школа ожидает успехов в обучении от каждого своего ученика. Преподаватели должны верить в каждого ученика, оценивать его способности и таланты по достоинству. От каждого ребёнка ждут успехов и достижений, независимо от его принадлежности к той или иной культуре, языка, способностей, состояния здоровья или семейных обстоятельств. Разнообразные виды внеурочной деятельности, такие как театральные постановки, конференции, которые проводят сами учащиеся, выставки, круглые столы и т.д. очень хорошо зарекомендовали себя в инклюзивных школах.

7. Инклюзивная школа способствует социальному развитию общества. Школа поддерживает философию и культуру принятия каждого ребёнка, гибкости в подходах к обучению, и в этом её важнейшая социальная ценность. Инклюзивная школа способствует формированию общества, в котором будет оценена индивидуальность каждого члена, и в котором каждый может получить помощь и поддержку.

Таким образом, создать в школе единую систему ценностей инклюзивной культуры, или описать ее – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, для инклюзивных школ векторы формирования инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для школ с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это школа, где принимают каждого ученика. В таких школах сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом

усилий по внедрению в школьную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.

Необходимо отметить, что процесс формирования культуры инклюзивного образовательного пространства и включения учащихся с ОВЗ в образовательный процесс не должен опираться на стремление или, тем более, принуждение учащегося с ОВЗ «быть как все», поскольку в этом случае он вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться. [12]

    1. 1.3. Характеристика особых условий по созданию «безбарьерной» доступной среды, образовательных и воспитательных потребностей для ребенка с нарушением ОДА.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

1.3.1. Создание доступной среды в школе.

В зависимости от вида физических и сенсорных ограничений требуются разные подходы к созданию доступной среды в школе. Например, для организации обучения в школе учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая лиц, использующих инвалидные коляски, следует обеспечить следующие элементы архитектурной доступности:

а) Отсутствие ступенек по пути от остановки (или парковки) до

крыльца школы, снижение уровня бордюров;

б) Вход с уровня земли или оборудование лестницы пандусом с перилами с двух сторон;

в) Удобные ступеньки и перила на

лестнице;

г) Доступность системы контроля на

входе, доступность турникетов;

д) Доступный санузел (желательно на

каждом этаже);

е) Широкие двери, минимальные пороги (не более 1,5 см);

ё)Доступность всех помещений (в том числе сцены в актовом зале, бассейна и т. п.);

ж)Лифт или подъёмник;

з)Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не

менее 0,9 м. Также желательно оставить свободным проход около

доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно

перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже.

1.3.2. Образовательные потребности для ребенка с нарушениями ОДА.

Разностороннее психологическое обследование особенностей и состояния психических функций у ребенка с различного рода трудностями в обучении или поведении имеет своей целью оказание помощи учителю и родителям в преодолении этих трудностей.

Выбор оптимального направления в дифференцированной системе обучения с учетом индивидуальных особенностей в развитии психических функций реализуется в совместной работе школьного психолога и педагога. При этом осуществляется поиск наиболее адекватных путей воздействия, гармонизирующих развитие ребенка, ослабляющих влияние травмирующих факторов, улучшающих функциональное состояние организма, а значит благоприятных для развития в целом.

Трудности в обучении могут быть обусловлены разными факторами: соматической ослабленностью, которая проявляется в быстрой утомляемости, вялости, сонливости, плохом самочувствии, головных болях (при церебростениях). При психологическом обследовании такие дети справляются хорошо с заданиями, которые не занимают большого количества времени и не требуют конкретных знаний, усвоенных в процессе обучения (методика Л. И. Переслени. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., "Когито-Центр", 1996). Но даже при этих условиях отмечается снижение целенаправленности, которое усиливается к концу задания.

Недостатки произвольного внимания обнаруживаются и при других формах обследования. Отсюда становится понятно, что напряженная работа на уроке у таких детей неизменно сопровождается резким снижением результативности и приводит часто не просто к низкой успеваемости, но и ухудшает состояние здоровья.

Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, как в школе, так и дома, нужно давать ребенку перерывы при выполнении продолжительных заданий. Таких детей лучше более интенсивно нагружать в начале урока, в начале учебного дня и снимать нагрузку в конце занятий.

II-ую большую группу детей, которые с трудом справляются с заданиями, требующими умственного напряжения и больших временных затрат, составляют дети у которых трудности в обучении бывают обусловлены слабой регуляцией произвольных форм деятельности. В этих случаях могут успешно выполняться кратковременные, особенно интересные, привлекательные задания.

Однако необходимость продолжительной работы, особенно тогда, когда ребенок уже понял суть предлагаемой задачи, обычно сопровождается появлением большого количества разнообразных ошибок. Дети с незрелой функцией произвольного внимания нередко оказываются в числе неуспевающих школьников. Такой ребенок при обследовании с применением вербальных заданий может дать крайне низкие результаты, особенно если он из неблагополучной социальной среды (педагогически запущенные, часто госпитализируемые и пр.). Недостаточно развитое словесно-логическое мышление нередко приводит к ошибочному выводу о недоразвитии познавательной сферы в целом.

Следует добавить, что в соответствии с психофизиологическими данными, незрелость механизмов произвольного внимания присуща в той или иной мере всем детям 6-7 лет, а потому в процессе обучения первоклассников рекомендуется использовать различные приемы для привлечения внимания ребенка к учебному материалу, повышение его интереса, устойчивости деятельности. Какие это могут быть приемы для привлечения непроизвольного внимания? Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Немаловажную роль имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.

Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. В книге Ф.Н. Гоноболина «Внимание и его воспитание» указано, что необходимо привлекать внимание учащихся с первых минут учебной работы. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.

Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми.

Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.

Малый объем внимания, характерный для детей с трудностями в обучении различной этиологии, требует уменьшения количества элементов, которые должны отслеживаться учениками при выполнении различных заданий. Крайне сложными являются такие требования, как поддержание разных интервалов на тетрадном листе, что часто осложняется нарушениями зрительно-пространственного характера.

Что делать в этих случаях? Детям с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью наряду с истощаемостью необходимо уменьшить объем задания, например величину читаемого или письменного текста.

При этом важно использовать данные психологического исследования и собственных наблюдений, которые раскрывают степень осведомленности ребенка. Качество выполняемого задания будет резко страдать, если в тексте будет много незнакомых слов. Успех в усвоении нового учебного материала очень часто зависит от темпа его предъявления. Следует повторять один и тот же материал и не приступать к новому, пока не убедитесь в том, что предъявленный материал понят и воспринят.

Интенсивная работа на уроке всегда приводит к накоплению напряженности и сопровождается чрезмерной двигательной активностью в конце урока и особенно на переменах. Для снятия напряжения можно разрешить детям вставать и походить по классу, проводить физкультминутки.

Многим нашим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому учителям и родителям следует широко использовать поощрения. Отрицательные оценки деятельности ученика, особенно в нашем случае, влияют крайне неблагоприятно. Создание положительного эмоционального отношения – важный фактор успешной адаптации к школьным условиям, фактор улучшения усвоения знаний и навыков.

Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Через некоторое время он всплывает и снова может исчезнуть. Причин может быть несколько: незрелость механизмов произвольной деятельности, сниженным интересом, слабой селективностью, а может быть обусловлено слабостью процессов следообразования.

В этом случае разнообразные приемы, улучшающие внимание и работоспособность, оказываются хотя и полезными, но недостаточно эффективными. Среди родителей и некоторых учителей бытует мнение, что дефекты памяти лучше всего преодолевать в специальных внеучебных тренировках, которые проводит психолог или др. специалист. На практике же оказывается, что дети с ЗПР плохо используют внеучебный опыт при выполнении учебных заданий. Учителю необходимо помнить, что новое усваивается лишь на основе уже известного. Важно добавить, что узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Поэтому учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому, изучение которого начато недавно, и завершить объяснением нового. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания учитель обычно дважды читает соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.

С целью создания целостного представления об уровне социально-личностной адаптации ребенка можно использовать «Карту социального развития ребенка». В ней отражаются следующие вопросы:

- особенности эмоционального развития и поведения;

- характер отношения ребенка к имеющимся у него и его сверстников проблемам двигательного и речевого характера;

- особенности периода адаптации в группе;

- своеобразие развития взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- овладение коммуникативными навыками;

- состояние представлений об окружающей действительности и их отражение в разных видах деятельности.

«Карта социального развития ребенка» (приложение 1) представляет собой опросник для педагогов, родителей, позволяющий быстро получить достаточно объективную информацию об уровне социального развития исследуемой категории детей. Опросник заполняется индивидуально для одного ребенка. Если в коррекционной работе принимают участие несколько специалистов и членов семьи, то каждому из них следует заполнить «Карту социального развития ребенка». Это позволит получить более полную информацию о ребенке, увидеть своеобразие восприятия его индивидуальных особенностей разными взрослыми.

Таким образом, обучение детей с ДЦП с учетом их индивидуальных особенностей в психическом развитии, способствует преодолению имеющихся недостатков и созданию оптимальных условий для максимального использования потенциальных возможностей ребенка. [11]



1.2.3. Воспитательные потребности для ребенка с нарушениями ОДА.

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Решить эти задачи может общеобразовательная школа следуя принципу инклюзивного образования, который заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Что даёт обучение в общеобразовательном (инклюзивном) классе?

Обучение в общеобразовательном учреждении (инклюзивной среде) может многое дать ребенку и окружающим:

- понимание окружающими трудностей, возникающих у детей, имеющих нарушение развития;

- формирование положительных нравственных качеств (отзывчивости и внимания к окружающим и др.);

- приобретение толерантного опыта общения;

- адаптация к общеобразовательной среде;

- получение общего образования.

Главной целью педагога, классного руководителя, других специалистов ОУ является помощь детям с ограниченными способностями здоровья- это охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.Им нужно помочь социально адаптироваться, самориализоваться в обществе.

Если здоровый ребенок познает окружающий мир не только на уроке, но и, в большей степени, во внеурочное время, когда ребята получают возможность непосредственного общения со сверстниками, то дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохраненном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. В большинстве случаев отсутствует желание "учиться и познавать".

Выводы по главе I (1.2):

С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:

• создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;

• соблюдать ортопедический режим;

• осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

• соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

• организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;

• осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

• оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;

• подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;

• предоставлять ребенку возможность передвигаться по Организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

• проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

• формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей;

• привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по школе, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

• привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

 В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности

ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с

ОВЗ в образовательном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы

коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной ра-

боты;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

«Включение» детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс школы изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Как только мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Назрела необходимость изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы воспитания и образования таких детей вместе с другими. Такой подход к воспитательно-образовательному процессу требует постоянного творческого вклада от каждого. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации учебного процесса.

    1. Глава II. Опыт деятельности школы по планированию воспитательной работы школы с целью развития инклюзивной культуры
    2. 2.1.Педагогическая характеристика ученика 8 класса с нарушениями ОДА

Иванов Кирилл (данные изменены) обучается в МОУ «Вытегорская СОШ № 2» с первого класса.

На протяжении всего периода обучения Кирилл, посредством анализа проведенных тестирований и сдачи нормативов, испытывает частичные трудности в усвоении учебного материала ( на примере географии). У него наблюдается устойчивое внимание, хорошее запоминание материала и пространственное восприятие, что очень важно при работе с географической картой. Но наряду с этим ребенок затрудняется в пересказе текста учебника, плохо пишет, но старается схематично или использует опорные схемы. В следствии этого имеются трудности в произношении звуков, так как ребенок немного заикается, когда восторженно рассказывает материал или то, что ему очень интересно (увлечен компьютером, хорошо разбирается и работает во многих программах)

В результате психологического исследования в школе у Кирилла наблюдается низкая самооценка, импульсивность, внушаемость, тревога и уход в себя. У него взаимодействие с учителем хорошее, так как понимание эмоций других людей, их оттенков, социальных чувств, формирование морально-этических представлений и понятий для него несложны, но во взаимодействии со сверстниками зажат, очень стеснителен и даже наблюдается растерянность и страх. Кирилл очень активный, весёлый, жизнерадостный ребенок. В начальной школе был в составе класса, с пятого класса обучается по индивидуальной программе. Ученики школы относятся к нему нейтрально, учителя доброжелательно. Творческие способности К. проявляются в том, что он любит сочинять различные истории и придумывает презентации на любые темы. Легко воспринимает и запоминает материал при использовании ЛОС (логических опорных схем), самостоятельно составляет ЛОС по географии. Интересуется жизнью школы, но принимает участие в делах школы чаще через учителей, больше общается со взрослыми людьми, а со сверстниками плохо сходиться. На уроки в школу с хорошим настроением, эмоционален, с ним интересно общаться. Самостоятельно передвигается, ходит в туалет, одевается. Систематически занимается зарядкой, ежедневно гуляет. Посещаемость занятий у ребенка хорошее, пропускает только по болезни.

Необходима смена деятельности на уроках и внеурочной деятельности, так как быстро устает. Возможно включение К. в деятельность Совета старшеклассников (сектор СМИ, издание школьной газеты «Неделечка»), в исследовательскую и проектную деятельность школы.


2.2. Особенности воспитательной работы МОУ «Вытегорская СОШ № 2» .

Педагогическим коллективом разработана концепция воспитательной работы школы, ежегодно составляется план воспитательной работы для всех классов школы (с учетом детей с ОВЗ). При этом дети с ОВЗ рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов.

На основе изучения мнения сотрудников школы, обучающихся, родителей должны быть определены приоритетные направления деятельности школы по формированию инклюзивной культуры.

Под созданием инклюзивной культуры мы понимаем построение школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе ради относятся доброжелательно. Ученики помогают друг другу. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. В школе приняты инклюзивные ценности. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни. Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ОУ: психологической, педагогической, социальной, медицинской. Квалифицированная поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помогает преодолеть дополнительные воздействия на личность ребенка, осознать собственные возможности, способности. Важнейшее условие преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка-инвалида – включение их в активную деятельность, прежде всего связанную с воспитанием ребенка. Но нужно учитывать, что не все родители готовы допустить к своему ребенку с ОВЗ, неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. В качестве фактора, также препятствующего интеграции, отмечается низкий культурный и образовательный статус родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. К еще одной проблеме развития инклюзивного обучения, относится толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится. Для того, что бы процесс построения инклюзивной культуры был успешным, эффективным, проводится работа с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ – полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность .

Воспитательная работа с обучающимися в МОУ «Вытегорская СОШ № 2» ведётся путём обобщения и распространения передового опыта, планирования воспитательного процесса, развития школьного самоуправления, распространения индивидуального подхода к воспитанию обучающихся, вовлечения их в подготовку и участию в воспитательных внеурочных мероприятий. 

Цель воспитательной работы – формирование общей (в т.ч. инклюзивной культуры) обучающихся, создание воспитательной среды, способствующей формированию активной гражданской позиции, нравственной и психологической зрелости обучающихся, построение модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую особые условия для КАЖДОГО ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Задачи воспитательной работы школы по формированию инклюзивной культуры:

1.  Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации инклюзивного образования.

2.  Создать доступную образовательную среду для КАЖДОГО ребенка.

3.  Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательного процесса.

4.  Совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию и социализации учащихся в обществе.

5.  Предоставить условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.

Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ являются: принцип педагогического стимулирования социальных проб предусматривает создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

                       Принцип вариативности организации в работе с детьми требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащения и пробуждения новых интересов.

                   Принцип организации личного пространства ребенка требует создания таких условий, когда ученик может уединиться, оформить свое личное место. Данный принцип требует учета индивидуального темпа и режима проживания, представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

                   Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности требует создания такого стиля отношений в классах школы, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе образовательного учреждения. Определения общих целей педагогов и учащихся. Организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение.

                   Принцип развития самодеятельности и инициативы детей требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения учениками организаторских ролей в различных видах деятельности, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.

                   Принцип нравственного обогащения социальной среды требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта учеников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды. [23]

На примере активистов общественных организаций, продвигающих инклюзию в школах, педагоги должны учитывать, что любое мероприятие, проводимое в школе, где обучаются разные дети, должно строиться на основе следующих принципов:

Ничего не делать отдельно для«детей-инвалидов»:все мероприятия для детей с особенностями развития планируются с совместным участием детей с инвалиностью и без инвалидности;

Не выделять детей с инвалидностью внутри группы, не выводить их «напервый план» (иначе группа перестанет быть целостной и разделится на две группы);

Не делать что-либо с благотворительными целями (если детям с инвалидностью вручаются подарки, то такие же подарки должны быть вручены всем детям в коллективе) [14]



Структура системы воспитательной деятельности МОУ «Вытегорская СОШ № 2» включает два основных блока: воспитательная работа в учебном процессе и внеучебная воспитательная деятельность. Координация работы осуществляется через  деятельность  воспитательных комплексов: в учебном процессе – учебным советом класса и школы; во внеучебном процессе – методическим объединением классных руководителей, советом старшеклассников – органом самоуправления. Ежегодный план воспитательной работы включает в себя мероприятия, связанные с просветительской деятельностью, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (цикл мероприятий «Весенняя неделя добра», классные часы о гуманизме, семье, проводились мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования (5-8 классы, в 2015-2016 у.г планируются опросы с 1- по 11 класс для объективной характеристики ситуации в школе). Также в план учебно-воспитательной работы классов и школы включены и реализовались мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности наших классных руководителей (5 и 8 классов). Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов школы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему воспитательной работы через деятельностный подход по средством детских видов деятельности ( коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, проектной, сортивно-оздоровительной, духовн-нравственной). А также в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями учеников.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм воспитательной работы с детьми и наш небольшой еще пока опыт работы по формированию инклюзивной культуры , обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:

- использование учителями-предметниками технологий: кейсовой,блочно-модульной, проектной и исследовательской деятельности,

-использования классными руководителями 5 и 8 классов проектной деятельности в организации непосредственно воспитательной деятельности детей, с привлечением родителей.(«Моя родословная», «Как избежать стресса», «Вода, которую мы пьем»)

-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении («Битва хоров», новогодняя дискотека, конкурсы посвященные 70-летию Великой Победы в ВОВ 1941-1945 гг, «Весення неделя добра», «Подари книгу школе»)

- участие детей в школьном ученическом самоуправлении (участие в проекте «Выборы президента школы», в заседаниях Совета старшеклассников, в программе волонтеров по ЗОЖ «День борьбы с туберкулезом»);

- привлечение к внеурочной деятельности (посещение студий, кружков прикладной (изготовление поделок «Праздник Урожая», «Покровская ярмарка», «День Матери» и др.) и экологической направленности, участие в городских, районных, российских конкурсах по ЗОЖ);

Еще рано говорить о том, что в нашей школе все готово к инклюзивному образованию, это только первые шаги, элементы для построения инклюзивной культуры, но в результате мы должны получить следующие результаты:

-Осознание всеми учениками школы своих творческих способностей для успешного строительства своей жизнедеятельности;

-Понимание ими ценности человеческой жизни;

-Уважение человеческого достоинства;

Учеников характеризует:

-Развитость рефлексии.

-Способность к саморегуляции.

-Способность к сознательному управлению своим поведением..

Пять шагов к счастью

  1. Ощущение единения с другими людьми.

  2. Возможность играть.

  3. Тренировка навыков.

  4. Овладение навыком.

  5. Получение признания.

    1. Перспективы развития инклюзивного образования.

Для работы педагогического коллектива по введению инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями решаются следующие задачи:

  1. Разработать программу воспитательной работы с учетом приоритетных направлений инклюзивного образования. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

  2. Создать системы воспитания толерантных установок в сознании подрастающего поколения. Вести регулярную работу по формированию толерантной* культуры учителя в школе(знакомство с опытом отечественной и зарубежной педагогики, технологиях воспитания в духе культуры мира, прав человека, толерантности, участие в акциях) и ученика (основные блоки работы с детьми по формированию толерантной культуры: 1– работа в школе в рамках учебных предметов,2 блок работа классного руководителя: помощь ветеранам великой отечественной войны, оказание посильной помощи престарелым ветеранам, детям центра «Семья» в рамках акции «Забота» , 3 блок работа школьного психолога, включает в себя: формирование толерантного отношения к себе, к другим, упражнения по бесконфликтному поведению, организация групповой коммуникации.

  3. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, систему консультаций по запросу родителей, обучающихся с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом;

  4. Включать учащихся с ОВЗ в систему самоуправления школой;

  5. Разработать тематику общешкольного и классных родительских собраний по особенностям воспитания и обучения детей с ОВЗ , по формированию толерантной культуры ребенка.

  6. Изменение общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

  7. Проведение педагогических советов семинаров классных руководителей по вопросам построения инклюзивной культуры в школе.

  8. Продолжить работу со школьным сообществом. Школа является для детей тем местом, где они проводят большую часть времени, общаются, знакомятся с новыми людьми, находят друзей. Не всегда вхождение в школьный коллектив проходит безболезненно, особенно для учеников с инвалидностью и с особенностями развития. Требуются определенные усилия со стороны родителей, педагогов, тьюторов, самих учеников, чтобы в школе была создана атмосфера принятия.

  9. Организация совместных мероприятий детей с ОВЗ с другими ребятами: для налаживания общения;

    1. Заключение

Вводя элементы инклюзивного образования в нашей школе мы пытаемся найти такой подход к обучению и воспитанию, который будет более гибким для удовлетворения потребностей в обучении различных категорий обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями. На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Таким образом, формирование культуры инклюзии в образовательной организации, будет связано с формированием в школьном сообществе неких универсальных ценностей инклюзии и понимания того, что инклюзивная школа - это:

- Равенство всех учеников в школьном сообществе, независимо от происхождения, языка, религии, состояния здоровья.

-Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

-У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов.

- Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом.

- Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления инклюзивного образовательного процесса.

- Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика.

- Семьи активно участвуют в жизни школы.

- Все сотрудники школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.


Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.

Таким образом, создание инклюзивной культуры образовательной организации – это основополагающий и достаточно сложный и противоречивый процесс по формированию принятия идеологии и ценностей инклюзии, понимания преимуществ инклюзивного подхода в образовании, разделения ценностей инклюзивной школы не только среди школьных администраторов, но, главным образом, среди педагогов, учащихся и родителей - всех участников школьного сообщества. Данный процесс предполагает высокий уровень информирования педагогического коллектива, разработку инклюзивного плана развития школы, проведения специальных педагогических советов и занятий среди учащихся школы. Важнейшим направлением в работе по формированию инклюзивной культуры школы будет являться создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ученика, а также использование языка и терминологии, которые являются нейтральными и не формируют негативного, исключающего отношения к участникам инклюзивного образовательного процесса. [12]




















    1. Литература:

1. ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года

2. Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2012.- 456с.

4. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с.

6. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.

7. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении, М., 2007.

8. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.

10. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ./ Староверова М.С - М.:Владос.,2011.- 320с.

    1. 11. Рекомендации педагогам, в классе которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Сатари В.В. – учитель-дефектолог высшей категории ЦПМСС «Фили»

12. Инклюзивное образование. Выпуск 2 . Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении . Методические рекомендации.

13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. ИКЦ "МарТ" М., 2005 –

448 с;

14. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. Авторы:Перфильева М.Ю.,Симонова Ю.П., Прушинский С.А.Под редакциейТуркинойТ. г. Москва 2012 г

15. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.—— М.: АРКТИ, 2007. — 80 с. (Коррекционная педагогика);

16. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Издательство «Лань», 2003.

17. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.

  1. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.

  2. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В.Алехина; Е.Н.Кутепова; Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова. – М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.

  3. Л. И. Переслени. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., "Когито-Центр", 1996

  4. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двига-

тельного аппарата в общеобразовательном учреждении :

методические рекомендации. — М. ; СПб. : Нестор-История,2012. — 216 с. (серия «Инклюзивное образование».

  1. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр ≪Школьная книга≫, 2010. – 272 с.

  2. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данилова Любовь Михайловна –заместитель директора по ВР ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай

  3. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.

  4. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.


Список электронных ресурсов:

  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958

  2. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт, -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

  5. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. -http://www.pedagogik.a- cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm

  6. http://studopedia.ru/Идеи Л.С. Выготского о воспитании ребенка с нарушением развития

  7. Как нам планировать инклюзивное образование [Электронный ресурс]. – М.:ГОУ «СОШ №1299»,2008. – Режим доступа: http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio, свободный





«Карта социального развития ребенка» Приложение 1



Фамилия, имя ребенка ………………………………………………………

Дата рождения ……………………………………………………………….

Состояние движений, речи, интеллекта ……………………………………



Особенности эмоционального развития и поведения



  1. Какие эмоции в целом преобладают у ребенка?

    • Весел.

    • Спокоен.

    • Агрессивен.

    • Вспыльчив.

    • Грустен.

    • Колебания настроения.

  2. Зависит ли характер эмоциональных проявлений ребенка от общего самочувствия, вида деятельности, погодных условий, дня недели и т.д.?

    • Нет.

    • Да. (каких?) ……………………………………………………….

  3. Перечислимте ситуации, которые вызывают у ребенка наиболее сильные эмоциональные проявления? Каков их характер? (Тоска, безудержная радость, агрессивность и т.д.) …………………………………

  4. Всегда ли эмоциональные проявления ребенка соответствуют реально происходящим событиям?

    • Да.

    • Нет.

  5. Может ли ребенок самостоятельно контролировать свои эмоциональные проявления?

    • Да.

    • Иногда требует вмешательства взрослого.

    • Нет, всегда требует вмешательства взрослого.

  6. Перечислите ситуации, в которых ребенок не может себя контролировать (если такие есть).

  7. Кто вызывает у ребенка сильные разнообразные эмоциональные проявления?

    • Родители.

    • Педагоги.

    • Сверстники.

8. Как ребенок проявляет к ним свое отношение ( улыбается, разговаривает, спешит обнять и т.д.)? …………………………………………

  1. Может ли занять себя, организовать свою деятельность?

    • Да.

    • Нет.

  1. Какие виды деятельности, занятий предпочитает? Успешен ли в них?



Отношение к проблемам



  1. Как относится ребенок к своему двигательному дефекту?

    • Равнодушен.

    • Переживает, но старается преодолеть его.

    • Переживает, но не старается преодолеть его.

    • Сильно переживает, демонстрирует отчаяние.

  1. Обсуждает ли ребенок с вами свои двигательные проблемы? В связи с какими событиями? Как часто?

  2. Как относится ребенок к своему речевому дефекту?

    • Равнодушен.

    • Переживает, но старается преодолеть его.

    • Переживает, но не старается преодолеть его.

    • Сильно переживает, демонстрирует отчаяние.

  1. Обсуждает ли ребенок с вами свои речевые проблемы? В связи с какими событиями? Как часто?

  2. Как относится к двигательным, речевым проблемам других детей в группе?

    • Сопереживает.

    • Проявляет сочувствие, стремление помочь.

    • Безразличен.

    • Нетерпим. …………………………………………………………..



Особенности адаптации в группе



  1. Как проходил период адаптации при поступлении в школьное учреждение? Как долго он длился?

  2. Проявлял ли ребенок в этот период познавательный интерес к новым игрушкам, сверстникам?

    • Постоянно.

    • Периодически.

    • Оставался равнодушен.

  1. Существуют ли адаптационные трудности после летнего отдыха, праздников, выходных дней? В чем они проявляются?................................................................................................

  2. Как в настоящий период можно в целом охарактеризовать отношение ребенка к посещению ДОУ?

    • Приходит с удовольствием.

    • Проявляет упрямство, плаксивость, негативизм.

    • Безразличен.

  1. Были ли при поступлении в ДОУ или существуют сейчас проблемы со сном, питанием? Каков их характер?...........................................................



  1. Как часто при поступлении в ДОУ ребенок болел и болеет сейчас?



Взаимоотношения со взрослыми



  1. Легко ли вступает в контакт со взрослыми? От чего это зависит?( степени знакомства, внешней привлекательности и т.д.)?.................................................................................................................

  2. Подчиняется ли требованиям взрослого ( слушается)?

    • Да.

    • Нет.

    • Не всегда.

  1. Может ли не выполнить требования взрослого? В каких случаях? Как часто это происходит?

  2. Принимает ли помощь взрослого ( при решении познавательных, двигательных задач, установление контакта с другими взрослыми и детьми и т.д.)? Чем может быть вызван отказ? ( стремление к самостоятельности, негативное отношение к деятельности, взрослому и т.д.)?

  3. В каких случаях преимущественно обращается к взрослому?

    • Испытывает потребность в эмоциональном общении ( хочет быть рядом, испытывает потребность в тактильных контактах и т.д.)

    • Нуждается в деловом сотрудничестве со взрослым для успешного осуществления какого-либо вида деятельности ( игры, рисования, бытовых поручений и т.д.)

    • Стремится к познавательному общению; хочет как можно больше узнать об окружающем его мире, людях.

    • Проявляет стремление к общности взглядов со взрослым, пытается действовать, рассуждать, как он; стремится к взаимопониманию и сопереживанию с ним.

  1. Как много времени ( по сравнению с другими детьми) проводит рядом с педагогом группы, другими сотрудниками?

    • Больше, чем остальные.

    • Меньше, чем остальные.

    • Как все.

  1. Есть ли среди работников учреждения те, с кем у ребенка сложились « особые» отношения ( любит, хочет быть рядом; избегает встреч, отказывается от общения и т.д.)?

Взаимоотношения со сверстниками

1.Есть ли у ребенка трудности общения со сверстниками?

    • Нет.

    • Да. (Чем они вызваны?)…………………………………………….

2. Имеет ли в группе устойчивые симпатии, друзей? Чем они обусловлены? Как долго сохраняются? ………………………………………..

3. Какая форма общения со сверстниками преобладает?

* Эмоционально- практическое общение ( соучастие в общих забавах).

* Ситуативно- деловая ( общие интересы к разным видам деятельности).

* Внеситуативно- деловая (деловое сотрудничество, учитывающее личностные предпочтения, постепенное осознание правил поведения).

4. Есть ли негативное отношение к кому- либо из сверстников?

* Нет.

* Да (Чем вызвано)? ……………………………………………………….

  1. Может ли подчиняться руководству другого ребенка? В каких случаях?

  2. Какую реальную позицию занимает ребенок в группе?

    • Лидирующую.

    • Подчиненную.

    • Отстраненную.

    • Нейтральную.

    • Стремится ли ее изменить?

    • Нет.

    • Да. (На какую)? ……………………………………………………..

7.Вызывает ли ребенок у кого либо из сверстников устойчивое негативное отношение?

    • Нет.

    • Да. (Чем вызвано)?..............................................................................

  1. Как чаще всего поступает в конфликтных ситуациях?

    • Самоустраняется.

    • Обращается за помощью к взрослым.

    • Пытается решить самостоятельно. Какими способами? …………

Представления о социальной действительности в разных видах деятельности

1. Как в целом можно оценить имеющиеся у ребенка представления о социальной действительности?

    • Очень ограничены.

    • Неполны, фрагментарны.

    • Соответствуют возрасту.

    • Больше возрастных особенностей.

2. Характер игровых действий ребенка ( предметные манипуляции, цепочка предметных действий, игра с элементами сюжета, ролевая игра)?

3. Проявляет ли ребенок стремление отразить в играх взаимоотношения людей? В каких сюжетах? …………………………………………………….

4. Какими средствами и насколько удачно ребенок отражает в игре свои представления о социальной действительности? ………………………………

Соответствует ли уровень развития изобразительной деятельности ребенка его функциональным возможностям?

    • Да.

    • Нет.

  1. Является ли человек и его взаимоотношения с другими людьми объектом самостоятельного рисования, лепки ребенка?

    • Да.

    • Нет.

  1. Выделяет ли ребенок социальное содержание нравственного конфликта при знакомстве с литературными произведениями?

    • Да.

    • Нет.

    • Не всегда.

  1. Дает ли правильную оценку действиям героев?

  2. Использует ли самостоятельно полученные знания в практике собственного общения? Как часто? При каких обстоятельствах?

Выводы………………………………………………………………………..





Приложение 2.



Что нужно знать о детях с ОДА.



Рекомендации врача ЛФК:

Лечебные мероприятия для детей с ортопедической патологией

- Консультация ортопеда 2 раза в год по показаниям.

- Регулярное наблюдение врача ЛФК и составление индивидуальных комплексов.

- Консультация врача-физиотерапевта с последующим назначением физиотерапевтического лечения.

Строгий ортопедический режим

- ношение ортопедической обуви с использованием супинаторов

- ношение реклинаторов

- ношение ортопедических воротников (по показаниям)

- использование корсетов

- использование ходунков

- использование инвалидных колясок

- лифт, поручни

Ортопедическая коррекция

- гипсование

- гипсовые лангеты

- туторы

- специальные укладки

- оперативное лечение по показаниям

- лечебная гимнастика по индивидуальным комплексам

- массаж

Ортопедический режим в кабинете

- соответствие мебели росту ребенка

- контроль за сохранением правильной позы ребенка (стоя, сидя, лежа)

во время занятий и самостоятельной деятельности

- своевременная смена деятельности

- сидение в статической позе не более 10-15 минут, сидение с опорой ног на ножную подставку (угол 90 градусов)

- контроль за правильной шнуровкой при ношение ботинок, оказание помощи при снятии обуви на сон в младших группах

- снятие ортопедического воротника во время приема пищи, утренней гимнастики, физкультурных занятий, сна

- снятие на сон повязок с нижних конечностей (лонгет, туторов)

- ношение предметов тяжестью не более 500 г.

- упражнения с набивными мячами (весом 1 кг) под контролем инструктора ЛФК

Оптимальный статико-динамический режим

  • Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, устойчивой, с ортопедической подушкой.

  • Рекомендуемая поза во время сна – на спине или на боку, но, не «свернувшись» калачиком.

  • Регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, освобождения позвоночника от нагрузки, обеспечения правильного обмена веществ в межпозвонковых дисках.

  • Время непрерывного пребывания в положении сидя в младшем дошкольном возрасте не должно превышать 10 мин.

  • Ежедневное проведение оздоровительной гимнастики.

  • Правильная организация рабочего места ребёнка с достаточным освещением.

  • Соответствие детской мебели (стол, стул, домашняя мебель) следующим требованиям:

- высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребёнка до поверхности стола составляло около 30 см.; проверяют, поставив руку ребёнка на локоть, тогда средний палец должен доходить до угла глаза (низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх);

- высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;

- у стула должны быть опоры для грудного и шейного отделов позвоночника;

- под столом должна быть опора для стоп в целях предохранения от дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статической позе.

  • Выработка умения сохранить правильную позу во время занятий с длительной статической нагрузкой. Начиная со стоп, последовательно принять правильную, симметричную установку различных частей тела:

- стопы – в опоре на полу или на подставке;

- колени – согнуты под прямым или небольшим углом и находятся на одном уровне;

- распределить равномерно опору на обе половины таза;

- расстояние между грудью и столом - 1-2 см;

- предплечья лежат на столе свободно, симметрично, без напряжения, плечи симметричны;

- голова – немного наклонена вперёд, расстояние от глаз до стола примерно 30 см.

  • Предупреждение принятия детьми порочных поз

- при рисовании - косое положение плечевого пояса или косое положение

таза, когда ребенок сидит с положенной под ягодицу ногой

- в положении стоя с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене

  • Возможность смены позы во время занятия для ослабленного ребенка.

  • Правильное и сбалансированное питание с достаточным поступлением пластических и энергических веществ, макро- и микроэлементов. От характера питания зависит состояние костной ткани, связочного аппарата,
    «мышечного корсета» ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!