В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, к
оторые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. С такими методами работы меняешься и сам. При работе с одарёнными детьми чаще спрашиваю мнение самих детей, меньше объясняешь, больше слушаешь.
Минуты чистописания являются первой ступенью фонематического слуха младшего школьника, поэтому на базе лингвистического материала одновременно формируется целый ряд интеллектуальных качеств, которые достигаются путем изменения подачи материала.
Цель минуток чистописания в начальной школе: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо. Занятие по чистописанию проводятся ежедневно, согласно требованиям программы.
Все минуты чистописания тесно связываю с уроками русского языка. Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков. Однако, существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1 классе вводится новый - мобилизующий. На минуте чистописания изменилась структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная фаза состоит из двух частей:
-определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
-формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
Пример №1. На доске записаны слова: нос, лак, лён
- Определите букву, которую будем писать. Она обозначает непарный, звонкий, мягкий, согласный звук.(звук Л).
Слова подбираются с таким расчетом, чтобы в каждом из них присутствовала буква, которая обозначала бы звук, отличающийся от искомого всего по одному показателю..
Во втором классе усложняем задание.
- Составьте предложение, где все слова начинаются с этой буквы.
Ленивец лениво лизал лапу.(сначала предложения составляются учителем, затем дети уже дома пытаются придумать свои предложения, где слова начинались бы на одну букву), а затем составляются и сочинения «Рассказ на одну букву».
Например:
Д

енис дёргал дверь Дашиного дома.
Хомяк Харитон хрумкал хурму.
У удода уши увешаны украшениями ит.д.
К предложению возможные варианты заданий:
-разделите на слоги
-выделите мягкие или твердые согласные
-поставьте ударение
-подчеркните грамматическую основу и т.д.
Пример №2.Слон, лев, шакал и бегемот
С утра отправились в поход
-Определите буквы, они обозначают звук, который в словах данных строк встретился четыре раза.(Д,Т, в словах бегемот, утра, отправились, поход).
Варианты заданий:
-запишите односложные слова
- найдите одушевленные имена существительные, определите род.
-продолжите строчки этого двустишья.(творческое задание)
Поход недолго продолжался,
В походе лишь шакал остался.( Коренева Вика)
Пример №3.Большой- маленький, сухой-……,глубокий-……,старый-……,твёрдый-…..
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ним, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания (буква М).
Варианты заданий:
-придумайте свои антонимы
-составьте предложения с одной их пар.
От минуты чистописания можно плавно продолжить тему урока.
- Какой частью речи являются данные антонимы? Сформулируйте тему урока?( имя прилагательное).
С каждым разом минутки чистописания усложняются, зависит от класса и темы урока.
Пример №4.в..р..бьи, т..традь,п..льто, уч..тель, к..ньки,к..рабль.
- Цепочку букв составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.(ВЬКЬ)
Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.
- что объединяет эти слова (словарные)
-составьте текст, используя эти слова (творческое задание).
Учитель надел пальто и отправился на причал встречать корабль. По дороге на катке катались на коньках ребята, разгоняя смелых воробьёв. Рядом со скамейкой валялся раскрытый портфель и чья-то тетрадь.(Крамнова Вика)
Пример №5.Составьте цепочку букв. В неё должны войти следующие буквы:
- буква, обозначающая непарный звонкий, мягкий, согласный звук в слове БЕРЁЗА (Р)
-безударная гласная в слове ЧЕТВЕРГ (Е)
-буква, обозначающая непарный, глухой, твёрдый, согласный звук в слове ПЕТУХ (Х)
-безударная гласная в слове ЛОПАТА (О)
Напишите цепочку букв до конца строки, меняя положение второй и третьей букв в каждой ячейке (РЕХО, РХЕО, РЕХО, РХЕО…)
Пример №6. мину..ка, моне…ка, гря…ка, конфе..ка
-Эта буква в лишнем слове (Д, в слове грядка)
-Сформулируйте тему урока (Написание парных согласных в середине слова)
Пример №7.ветка-дерево, тропинка-….,глазок-….., месяц-….,окно-…..
(дорога, дверь, декабрь, дом), (Д)
- составьте свои ассоициотивные пары.
Пример №8. т…жёлый, пр…мой, в..сёлый, гл…дит.
-определите лишнее слово, какую букву вставим в остальные слова (буква Я)
-какая орфограмма объединяет эти слова, найдите проверочные.
- сформулируйте тему урока ( Безударная гласная в слове).
Урок с использованием такой методики преподавания строится в соответствии с ФГОС. Обучение предполагает совместную учебно-познавательную деятельность ученика под руководством учителя.
Минутки чистописания у меня заготовлены заранее, в зависимости от темы урока. Они составляются таким образом, чтобы при ответе на них учащиеся смогли самостоятельно сделать необходимый вывод по следам своих рассуждений, сформулировать новое понятие, правило или тему урока. Такой вид работы требует от детей напряженной мыслительной деятельности, умение правильно выражать свои мысли, обеспечивает свободное владение аналитика - синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.
Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным.