Развитие коммуникативной компетентности учащихся методом нетрадиционных уроков.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования и не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного учебного предмета. Необходимость изучения коммуникативной компетентности обусловлена происходящим в современной российской школе процессом переориентации с непосредственной передачи знаний на обучение умению самостоятельного приобретения знаний учащимися. На современном этапе изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать нетрадиционный урок. Обучение иностранному языку предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности. Нетрадиционный урок, обладая своей многогранностью, является незаменимым способом достижения этой цели. Опыт работы показал необходимость создания условий для развития у учеников эффективных индивидуализированных способов взаимодействия с людьми в процессе общения на иностранном языке.
Учитывая коммуникативный подход, характерный для современных методов обучения иностранному языку, в центре внимания многих лингвистов находится понятие коммуникативной компетентности. В последние десятилетия формирование коммуникативной компетентности рассматривается в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков в качестве цели и результата коммуникативного обучения. Во французском дидактическом словаре коммуникативная компетентность определяется как знание психологических, страноведческих, социальных факторов, которые определяют использование речи в соответствии с социальными нормами поведения. Термин «компетентность» (от лат. Competee – быть способным к чему-либо), был введен Н. Хомским. Первоначально он означал способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке.
В дальнейшем в исследованиях Р. Кэмпбелл, Р. Клиффорд, Т.Е. Хигз, Дж. Манеби, С.Савигнон понятие «лингвистическая компетентность» было расширено за счет включения в него социального аспекта.
Методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность. Язык не рассматривается только как знание, которым учащийся должен овладеть, но также и как знание, которым он должен пользоваться в соответствующей ситуации. Существуют различные методы, направленные на формирование коммуникативной компетентности: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего; обсуждения, дискуссии, диспуты; вовлечение учащихся в работу театральных студий. Используя метод нетрадиционных уроков, необходимо обратить внимание на то, что эта деятельность даёт возможность развивать все составляющие коммуникативной компетентности.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий.
Одним из самых эффективных видов нетрадиционных уроков иностранного языка считаю урок с использованием метода проектов. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Основным достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
В работе использую метод урока – экскурсии. В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Большие возможности имеет урок – интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме
Таким образом, в настоящее время существует множество видов нетрадиционных уроков, что позволяет не останавливаться на каком-то одном, а экспериментировать, используя их для формирования и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся