СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ»

Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы»»

Государственное учреждение образования

«Городечненский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа» Новогрудского района











ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ»








Максимович Зинаида Ивановна

учитель начальных классов

80336903702

e-mail: zinaida.maksimovich@mail.ru









2017

  1. Информационный блок


1.1. Название темы опыта

Развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы.

1.2. Актуальность опыта

Одними из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владения ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при осуществлении различных видов деятельности.

Во-первых, уровень коммуникативных умений влияет на учебную деятельность.

Во-вторых, от них во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативные умения учащихся рассматриваются в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия учащегося, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над заучиванием. В связи с этим главной своей целью считаю формирование необходимого учащемуся набора коммуникативных умений, которые позволили бы ему свободно перейти на вторую ступень школьного обучения.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с другими людьми. В то же время именно этот возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, общению. Поэтому для дальнейшего развития очень важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте.

Образовательный процесс организую так, чтобы в результате совместной деятельности в группе учащиеся самостоятельно, осмысленно «открывали» знания, закрепляли и обобщали их. Такая позиция учащегося является актуальной для современной школы. Кроме того, сформированные у школьников при работе в группе коммуникативные качества и умение сотрудничать необходимы для их будущей социализации в обществе.

1.3.Цель опыта

Развитие коммуникативных умений учащихся начальных классов на уроках русского языка посредством организации групповой работы.

1.4.Задачи опыта:

  • развивать потребность в общении;

  • содействовать развитию речевых умений, обеспечивающих процесс общения;

  • способствовать развитию перцептивных умений в процессе общения;

  • содействовать развитию умения взаимодействия в процессе общения.

1.5.Длительность работы над опытом

Работа по формированию данного опыта длится 4 года в следующей последовательности: изучение литературы по проблеме и разработка системы деятельности по развитию коммуникативных умений; внедрение разработанной системы в практику; анализ результативности, обобщение и распространение опыта.

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта состоит в том, что наиболее эффективным средством развития коммуникативных умений выступает групповая работа.

Групповая форма работы активизирует коммуникативные умения учащихся на уроке. Создаёт для учащихся ситуации общения, в которых ученик учится слышать и слушать собеседника, доносить информацию до других участников группы, взаимодействовать с членами группы для решения поставленной задачи.

2.2.Описание сути опыта

Проблема эффективной организации формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы В.А. Кан-Калика о педагогическом общении, А.Б. Добрович о психологии и психогигиене общения, А.А. Бодалева о личности и общении и др.

Моя работа опирается на теорию Л.С.Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Исходя из концепции Л.С.Выготского, можно утверждать, что развитие коммуникативных способностей учащихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Методическую основу моего опыта составила работа В.М.Филатова, который определяет коммуникацию как «общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности» [3,  с.  23]. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного создания к другому посредством знаковых систем» [10,  с.  68].

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентаций и обеспечение им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трёх сторон общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

Одной из проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов при поступлении ребенка в школу, является нарушение коммуникативных умений.

      Это обусловлено тем, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком.

Для того чтобы учащиеся могли научиться осуществлять коммуникацию, их нужно учить делать это именно на учебных занятиях.

Возможности урока, способствующие формированию коммуникативных умений учащихся, огромны. Наиболее благоприятными для развития коммуникативных умений являются уроки русского языка.

С первых уроков начинаю работать над развитием потребности в общении, так как общение играет важную роль в овладении детьми культурными и общечеловеческими ценностями, общественным опытом. Работа по подготовке школьников к общению прежде всего направлена на развитие речи учащихся. В процессе общения осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. Для преодоления трудностей при первоначальном общении в теме «Знакомство» разыгрываем с ребятами ситуацию «Давайте познакомимся» (Приложение 1). Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предлагаю детям следующие упражнения: «Как можно нас назвать по–разному?», «Улыбка», «Комплимент» (Приложение 2). Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала даю детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, кадре диафильма), а затем предлагаю игры: "Угадай", "Походки", "Иностранец", "Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу" (Приложение 3). Для развития навыка общения и групповой сплоченности использую игру "Привет" (Приложение 4). Работаю над развитием умения школьников ориентироваться в ситуации общения, речевой (коммуникативной) ситуации:. кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Таким образом, ситуативно-тематический подход к отбору и презентации учебного материала позволяет уже с первых уроков включить школьников в общение и тем самым реально осуществлять коммуникативную направленность.

Важнейшей единицей языка является слово. Любое связное высказывание складывается из слов. Чем богаче словарный запас человека, тем больше у него знаний, тем больше возможностей для точного оформления мыслей. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Однако у них это не всегда удачно получается. Для того чтобы дети учились четко и ясно излагать свои мысли, убеждать, аргументировать, анализировать высказывания свои и своих товарищей, организую работу в группах. Работа в группах помогает организации речевого общения. Овладение речевыми умениями возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации.

Пристальное внимание уделяю и развитию навыков говорения. Для этого использую различный материал: например, предлагаю учащимся обсудить в группах эпиграфы к темам, сочинения по картинам (Приложение 5). Широко практикую задания на драматизацию, ролевые игры, разыгрывание диалогов, ситуаций общения, те виды работ, которые включают ребёнка в активное действие и говорение. Например, текст О.Буцень «Помощницы» я представила в виде ролевой игры. Дети слушают текст и в динамической паре (группе из четырёх человек, работающих попарно) обсуждают вопрос: Можно ли обеих девочек назвать помощницами? Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах результаты работы обсуждают в группе, готовятся к представлению результатов для общеклассного обсуждения и выполнения дополнительного задания: разыграть диалог «Помощницы». (Приложение 6)

Умение строить разные предложения является фундаментом развития связной речи. В основе любого связного высказывания лежит составление предложений. Формирование указанного умения осуществляется на практической основе через систему разнообразных упражнений. Так, например, при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» учащиеся в группах выполняют следующее задание: «Составьте предложения с обобщающими словами: реки, планеты, города, деревья». Каждая группа составляет и записывает предложения, затем комментирует предложения. Также практикую взаимоопросы по теоретическому материалу. Подобная форма работы располагает к общению на заданную тему, развивает умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы и содействует развитию у младших школьников речевых коммуникативных умений, обеспечивающих процесс общения.

Одним из видов коммуникации являются перцептивные умения. Эта сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития перцептивных умений (потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствии, сопереживании).

Очень важно научить детей слышать и слушать собеседника, доносить информацию до других участников группы, с этой целью организую работу, которой охвачен одновременно весь класс или часть класса, в малых группах. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учащимися, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, даю задания группам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работаю сама. В другом случае сильные обучают слабых, а средние работают индивидуально. При изучении темы «Разбор предложения по членам предложения» у ряда учащихся возникли трудности в составлении предложений по данным схемам, дополнении предложений второстепенными членами предложения, поэтому класс был разделён на разноуровневые пары. Пары сформировала по признаку «сильный-средний», а со слабыми учащимися работала сама. Пары получили задание определить грамматические основы предложений, составить схему предложения. В ходе выполнения работы дети вначале ставят прогностическую оценку, а в конце работы - взаимооценку. Активно применяю такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, а также обсуждение учащимися способов своего действия. Например, во время проверки домашнего задания провожу работу в малых группах. Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах либо в тройках. Проводят следующие виды работ: взаимные консультации, социализация (защита задания – принцип составления), результат выполнения. Отвечают на вопрос: чем были вызваны затруднения?

Использование групповой формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научатся контролировать и себя, становятся более внимательными, оправдывая тем самым слова Л.С.Выготского: «Через других я становлюсь собой». У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Большую роль при формировании и развитии у школьников умения взаимодействия, необходимого в процессе общения, играет целенаправленное обучение приёмам и правилам общения, которые могут использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. Обучение умению работать в группе начинаю с того, что даю учащимся подробную инструкцию. В нее входит перечень стандартных действий, необходимых для успешного делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности (Приложение 7).

Для того чтобы научить детей не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу, использую вопросно-ответную форму урока. На этапе актуализации знаний провожу игру « Пресс-конференция». Во время игры «журналисты» и «корреспонденты» задают вопросы «специалистам» (Приложение 5). После завершения определенного раздела программы для повторения и закрепления материала провожу групповой опрос. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Уникальность группового опроса обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя.


2.3.Результативность и эффективность опыта

Чтобы получить более надежные и объективные данные об уровне сформированности коммуникативных умений учеников, на мой взгляд, для диагностики целесообразно использовать комплекс методик, которые дополняют друг друга, взаимно уточняют полученные данные. Для  определения уровня сформированности коммуникативных умений использовались: методика Г.А. Цукермана « Кто прав?», Ж. Пиаже «Левая и правая стороны», Задание «Дорога к дому», (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), Задание  «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) (Приложение 8).

Результаты обследования позволили выделить три уровня развития коммуникативных умений: высокий, средний и низкий:

Результаты обследования 2014/2015 учебного года

Высокий (от 17 до 21 баллов) - ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, ведёт диалогическое общение, умеет договориться – 58% учащихся;

Средний (от 10 до 16 баллов) - ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог – 22% учащихся;

Низкий (от 0 до 9 баллов) - ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет вести диалог и договориться со сверстниками – 14% учащихся.

Результаты обследования 2015/2016 учебного года

Высокий уровень коммуникативных умений показали 68 % учащихся, средний - 22 % учащихся, низкий - 10% опрошенных учащихся.






Критериями  сформированности коммуникативных умений выступили следующие умения:

• активность в общении  (стремится к общению по собственному желанию, является инициатором общения), умение строить общение с учётом ситуации;

• умение четко, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение убеждать, аргументировать, умение анализировать высказывания; умение вести диалог;

• умение слышать и слушать собеседника; лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми; использование форм речевого этикета.

Успешность и интенсивность развития коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются учащимися, насколько они сами способствуют их развитию и целенаправленно участвуют в этом процессе.

Сравнивая полученные результаты начала опыта и последние результаты, можно отметить рост развития коммуникативных умений посредством организации групповой работы.

3. Заключение

Анализируя свою деятельность по развитию коммуникативных умений путём организации групповой работы, я пришла к выводу, что системная работа по развитию коммуникативных умений даёт положительные результаты. Ребята становятся активнее, коммуникабельнее, увереннее в своих силах и успешно участвуют в школьных и внешкольных мероприятиях. Возникшие в процессе обучения взаимопомощь, внимание, ответственность друг за друга переносятся и во внеурочное общение, что в свою очередь способствует поддержанию эмоционально-положительного отношения к процессу обучения и к школе в целом.

Опытом своей работы делилась на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогическом совете учреждения образования, давала открытые уроки для учителей учреждения образования, района, родителей своих учеников. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что теоретические положения, практический материал, виды заданий, описанные в работе, могут быть использованы учителями начальных классов в своей работе.



















Список литературы

1. Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку / О.А.Александрова // Учитель в школе.- 2009. - №4. – С.60-65.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2006. - 48 с.

3. Андреенко, К.Л. Социальная психология / К.Л. Андриенко. – М.: Просвещение, 1993. - 46 с.

4. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

5. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. -Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 98с.

6. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В.Епишина // Начальная школа. – 2007. -№11. – С. 12-13.

7. Ладыженская, Т.А. Рабочая программа по предмету «Детская риторика» / Т.А. Ладыженская. – М.: Баласс, 2011.

8. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2008. – № 4.- С.67-116.

9. Сохранная, Н. А. Групповые формы обучения / Н. А. Сохранная. -

Минск: Красико - Принт, 2007.- 125с.

10.Филосовский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.В.Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

11. Юргель, О.М. Организация работы младших школьников в группах и центрах обучения / О.М. Юргель // Пачатковае навучанне.– 2011.– № 1. – С. 16-18.

12. Микерова, Г.Ж., Брусенцова, О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.


Приложение 1

Тема «Знакомство»

Текст « В школе»

Василёк уже школьник. В классе 18 учащихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Все ребята уже познакомились, они знают имена и фамилии друг друга.

Сегодня в класс пришла новая ученица. Учительница привела девочку и сказала:

- Здравствуйте, ребята. К нам в класс пришла учиться Маша Смирнова. Познакомьтесь с Машей. Каждый пусть назовёт своё имя и фамилию.

Разыгрывание ситуации «Знакомство»

Называю своё имя и отчество и обращаюсь к ученику, сидящему за первой партой, со словами: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Где ты живёшь? На какой улице?» Ученик отвечает: « Меня зовут…. . Моя фамилия… Я живу в городе (деревне)…. на улице…». Затем ответивший ученик поворачивается к соседу по парте и задаёт ему те же вопросы. И так по цепочке называют себя все учащиеся класса.

Приложение 2

Упражнения для развития умения устанавливать контакт с собеседником 

"Как можно нас называть по–разному?" Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

"Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

"Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.

Приложение 3

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов

"Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение.

"Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.

"Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики, спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.

Приложение 4

Игры для развития навыка общения и групповой сплоченности

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!») Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить: «Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?» А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это: «Меня зовут Иван, а тебя - Ирина!» И ответ: «Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван!» Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникабельность.

Приложение 5

Фрагменты учебного занятия. 4 класс

Тема: Глагол – как часть речи

Тип: ролевая игра «Следствие ведут знатоки»

Задачи:

  • - развивать умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы, содействовать развитию у младших школьников речевых коммуникативных умений;

  • -  воспитывать самостоятельность, требовательность к себе и другим, усердие, умение работать в группе и паре.

Ход занятия

2. Актуализация знаний

Повторение о частях речи. Игра « Пресс-конференция»

- Чтобы приступить к расследованию, давайте посмотрим, что собой представляют соседи глагола. Кроме глагола, кто ещё живёт на улице «Частей речи»? ( подготовка сообщений в группах, презентация)

«Журналисты» и «корреспонденты» задают вопросы «специалистам по частям речи»

-Что мы заем об имени существительном?

-Что можете сообщить об  имени прилагательном?

-Что за ценность представляет глагол?

3. Минутка чистописания

- Недалеко от глагола живёт минутка чистописания. Давайте посетим её. А вот к какой букве пойдем, догадайтесь сами (обсуждение заданий в группах).

Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено.

-Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

Р   р   радоваться    

- Какое из данных слов является синонимом? (веселиться, печалиться, грустить).

- Назовите антонимы.

- Хорошо, вы все постарались,  и эта операция прошла успешно. Можно двигаться дальше.

5.Письмо по памяти

- В квартире глагола обнаружена шифровка. Ключом к шифру являются пропущенные окончания глаголов. Мы должны подобрать ключ к шифру и доказать, что дружба – лучший помощник в деле (обсуждение в группе)

Ночь настала, месяц всход…т,
Поле все Иван обход…т,
Звезды на небе счита…т,
Да краюшку уплета…т.

- Подготовьтесь к письму по памяти.

- Напишите отрывок из сказки по памяти, определите время, число, лицо и спряжение глаголов. (Проверка.)

6. Работа по учебнику

а) – У первой подгруппы на столе лежат пакеты. Проведите экспертизу, результаты доложите. (Записать глаголы в 2 столбика: 1столбик – 1 спр., 2 столбик – 2 спр.)

б) – 2 подгруппа, откройте «дело» на странице 168, ознакомьтесь с протоколом  № 392

в) В кабинет следователя приглашаются 3 свидетеля. (1-й ученик составляет «портрет» глагола теряешь, 2-й ученик составляет «портрет» глагола находит, 3-й ученик отвечает на вопросы учителя).

Проверка работы подгрупп.

7. Сочинение по опорным словам и картине (работа в группах)

(Звонит телефон.)

– Оперативная служба благодарит нас за оказанную помощь и доводит до нашего сведения, что глагол найден. Он находится на той стороне реки в лесу (обратить внимание детей на картину). Наша задача - помочь глаголу правильно найти дорогу к дому. (Глядя на картину,  по опорным словам: яркий солнечный свет, заснеженная поляна, заливает, поросшие лесом, пролегли, по-весеннему, голубые тени, подтаял написать текст из 5-6 предложений.)

Презентация работ группы.

Приложение 6

3 класс. Тема: «Речь устная и письменная. Диалог. Монолог»

Помощницы

- А я сегодня маме помогала.

- И я тоже. А что ты делала?

- Посуду мыла.

- А я ботинки чистила.

- Мамины?

- Нет, свои.

- Разве это помощь маме? Ты же их себе чистила.

- Ну и что! Зато сегодня у мамы будет меньше работы.

( О.Буцень).

Приложение 7

Технологический процесс групповой работы

1) Подготовка к выполнению группового задания

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

е) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Роли, которые могут быть в группе

  1. Организатор – отвечает за работу группы в целом;

  2. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

  3. Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение;

  4. Чтец - читает вслух;

  5. Секретарь - записывает что-то от лица группы;

  6. Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

  7. Хронометрист – следит за временем.

Приложение 8

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)


Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные умений: коммуникативные умения

Возраст: 6,5—7 лет

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?


Методика «Кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные умения: коммуникативные умения.

Возраст: 8—10 лет

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы

Т е к с т 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности

Оцениваемые универсальных учебные действия: коммуникативно-речевые умения

Возраст: 8—10 лет

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.


Задание  «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)


Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (10 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) - круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как вы разделили фишки и почему именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

  • умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).



24