СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие креативности обучающихся через творческую деятельность на на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»,

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рссмотрены понятия, характеристика креатвных спобностей, трудности, с которым может столкнуться учитель в процессе их развития.Особенностью детского творчества на уроках ИЗО  является не создание общественно – значимого продукта, а  сам процесс творчества и его результат, что имеет большое значение для личностного развития детей  и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Создание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе (группе) атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения.  А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания  и  эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.

Просмотр содержимого документа
««Развитие креативности обучающихся через творческую деятельность на на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»,»

«Развитие креативности обучающихся через творческую деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства

МБОУ «Красноклчинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан


«Креативность – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать

с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь

стены, зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее"

  П. Торренс


XXI век – это век стремительного развития информационных технологий. Сегодня даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Сетевая паутина оплела человечество. Мы используем информационные компьютерные ресурсы в работе, социальные сети - в общении с родными и близкими. Для школьников интернет стал неотъемлемой частью жизни. В процессе информатизации общества важные составляющие развития личности остаются на втором плане. А как же «прекрасное вечное, доброе»?

Поэтому роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальность с помощью искусства сегодня как никогда велика. Именно на уроках изобразительного искусства ребенок рисует свою картину мира, настоящую и будущую. Учитель способствует раскрытию с помощью художественно-образовательных технологий его интеллектуального и духовно-нравственного развития.

Одной из основных задач учебного предмета изобразительное искусство является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала. Неталантливых детей не бывает. Необходимо только с самого детства дать им возможность поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. То, что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А.Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление - креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.

У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой.

Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.

Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной.

Глубокий смысл имеет мудрое высказывание Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Мы знаем не так много выдающихся людей с необыкновенными и яркими характерами, хотя каждый человек уникален. Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации своего предназначения. Нужно учить ребят в любой ситуации придумывать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь.

Развитие креативности на любом уроке может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Особенностью детского творчества на уроках ИЗО является не создание общественно – значимого продукта, а сам процесс творчества и его результат, что имеет большое значение для личностного развития детей и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.

Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как:

  • Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.  Ребенок должен научиться быстро определиться с замыслом рисунка, решить композицию, сделать набросок, сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности.

  • Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования.

  • Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями.  Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка.

  • Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов. Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокая мотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку.

  • Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками.

  • Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов. Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге.

  • Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.

  • Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы. Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.

  • Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

  • Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Мыслить креативно способен каждый. Этой способностью нас наградила природа. Способность каждому из нас дала природа. Если бы человечество не обладало креативным мышлением, то наша цивилизация никогда бы не достигла такого высокого уровня развития технологий, науки, медицины и прочего.

Но почему же тогда один человек может креативно мыслить, а другой - нет? Одни способны изобретать, писать картины, сочинять стихи и песни, находить выход из сложных ситуаций, а другие – нет.

Учитель в процессе развития креативности на уроках изобразительного искусства может сталкиваться с множеством проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.

К ним относятся:

  • Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

  • Страх провала, неудачи, которые возникают из-за недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Помощь более опытного человека, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия в э случае буде решением проблемы.

  • Слабая самоорганизация. Наличие слишком большого количества дел и идей создают препятствие в расстановке приоритетов. Чтобы справиться с проблемой, необходимо организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Это освобождает память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

  • Отсутствие приоритетов. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Самые важные следует в первую очередь, а менее важные можно оставить на потом. Но многие стараются в первую очередь реализовать более простые идеи, но менее полезные идеи. Следует «ставить в очередь» идеи, цели и дела.

  • Загруженность сознания. Необходимо чередовать умственную деятельность и отдых. Часто сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

  • Конформизм, при котором чужое мнение и опыт безропотно принимается, критике и анализу нет места, соглашательство со всем, без проведения оценки правильно ли это или нет. Здесь необходимо развивать критичное мышление, проявлять любознательность ко всему новому, спрашивать "Зачем? Почему? Для чего это нужно?".

  • Нетерпеливость в решении проблемы. Но для этого нужны идеи, определенный объем знаний и высокий уровень развития интеллекта. И если ученик не находит путь решения проблемы, он быстро теряет интерес, переключается на более легкую проблему. В этом случае важна тренировка самодисциплины, целеустремленности.

  • Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ученик отвергает новые идеи ради традиционных, старых. Подспорьем учителю будет развитие гибкости мышления, использование новых средств для достижения поставленных задач.

Изучив определения и имея представления о механизмах критического мышления, можно создать эффективную развивающую программу курса внеурочной деятельности, целью которой является расширение творческих способностей учеников, умение презентовать себя через защиту творческих работ, демонстрация превосходства через организацию выставки собственного творчества, развитие интеллектуально-творческого потенциала в конкурсах и научно-исследовательских конференциях. Поиск оригинального решения, преодоление психологических барьеров крайне трудны для ребят. Они понимают, что не всегда могут найти в себе «креативную жилу». Учителю необходимо всегда поддерживать желание достигать новых вершин и реализовывать поставленные цели. Общаясь в объединении заинтересованных творческих людей с высоким уровнем развития креативности в непринужденной обстановке, каждый ребенок становится коммуникабельным, обогащает свою речь терминами понятиями, выдвигает больше новых идей.

Как же определить уровень креативности школьников? Оценивать креативный потенциал очень сложно. Он не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта). Из многообразия методик его изучения, можно выделить методику Торренса, доступную и понятную. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни.

Развитие креативности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.

Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе (группе) атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.































ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16).

  2. Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43.

  3. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.

  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.

  5. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

  6. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.

  7. Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005.

  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

  9. ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html

  10. Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya

  11. Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности. https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!