СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления на уроках технологии (кубик бБлума)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены  на принцип "учить не науке, а учить учиться".

          А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

          Предлагается один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЕ»

ЗАДАНИЕ

  • Выбрать раздел программы

  • Выбрать тему урока

  • Выбрать вариант использования

  • Изучить инструкцию

  • Бросить кубик определить сторону:

    • 1 точка НАЗОВИ

    • 2 точки ПОЧЕМУ

    • 3 точки ОБЪЯСНИ

    • 4 точки ПОДЕЛИСЬ

    • 5 точек ПРИДУМАЙ

    • 6 точек ПРЕДЛОЖИ

  • Составить 3 вопроса по выбранной теме и стороне кубика.



ЗАДАНИЕ

  • Выбрать раздел программы

  • Выбрать тему урока

  • Выбрать вариант использования

  • Изучить инструкцию

  • Бросить кубик определить сторону:

    • 1 точка НАЗОВИ

    • 2 точки ПОЧЕМУ

    • 3 точки ОБЪЯСНИ

    • 4 точки ПОДЕЛИСЬ

    • 5 точек ПРИДУМАЙ

    • 6 точек ПРЕДЛОЖИ

  • Составить 3 вопроса по выбранной теме и стороне кубика.


Просмотр содержимого документа
«КУБИК БЛУМА инструкция»

КУБИК БЛУМА (метод критического мышления)



Просмотр содержимого презентации
«КУБИК БЛУМА»

ТАКСОНОМИЯ КУБИК БЛУМА  Выполнила учитель технологии МАОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска-Камчатского» Белова О.М.

ТАКСОНОМИЯ

КУБИК БЛУМА

Выполнила учитель технологии МАОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска-Камчатского»

Белова О.М.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены на принцип

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, обращены на принцип "учить не науке, а учить учиться".

А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Предлагается один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".  

Таксоно́мия  — учение о принципах и практике классификации и систематизации

Таксоно́мия  — учение о принципах и практике классификации и систематизации

О замечательном американском педагоге и психологе     Бенджамине  Блуме  
  • О замечательном американском педагоге и психологе   

Бенджамине Блуме  

обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах  « Стабильность и Изменение человеческих характеристик»   и « Классификация образовательных целей » (1956 г.)

Бенджамин Блум   известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или

Бенджамин Блум

  • известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока:
  • Когнитивную «Знаю»
  • психомоторную «Творю»
  • аффективную «Умею»

То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Примеры заданий Уровни развития познавательных способностей представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание

Примеры заданий

Уровни развития познавательных способностей

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

применить, проиллюстрировать, решить

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Оценка

Синтез

Анализ

Использование

Понимание

Знание

Таксономия Блума Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельности Мышление высокого уровня Мышление высокого уровня Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание

Таксономия Блума

Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине - деятельности

Мышление высокого уровня

Мышление высокого уровня

Оценка

Синтез

Анализ

Использование

Понимание

Знание

Пирамида –  3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать  Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Использование описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому  Применение в сходной ситуации  применить, проиллюстрировать, решить A useful structure in which to categorize questions

Пирамида – 3 нижних уровня

Уровень

Учебные навыки и примеры заданий

Знание

Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов

Использование

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

Применение в сходной ситуации

применить, проиллюстрировать, решить

A useful structure in which to categorize questions

Пирамида –  3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры Синтез проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Соединение элементов по-новому  Оценка создать, придумать дизайн, разработать, составить план Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Пирамида – 3 верхних уровня

Уровень

Учебные навыки и примеры заданий

Анализ

Определение элементов и структуры

Синтез

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Соединение элементов по-новому

Оценка

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

Сравнительная оценка значимости на основе критериев

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Прием критического мышления
  • Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
  • Возможны два варианта:
  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
  • В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
  • Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

  • 1 . Вопросы на знания : Кто, что, назови, где, когда, перечисли
  • 2 . Вопросы на понимание : Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.
  • 3 . Вопросы на применение : Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.
  • 4. Вопросы на анализ : Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.
  • 5. Вопросы на синтез : Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
  • 6 . Вопросы на оценку : Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
Варианты использования  При формулировке темы урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.  Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос

Варианты использования

  • При формулировке темы урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос

Варианты использования  Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы.  Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям.

Варианты использования

  • Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы.

Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям.

Какие могут быть вопросы на гранях:

Какие могут быть вопросы на гранях:

  • - простые вопросы
  • - уточняющие вопросы
  • - вопросы – интерпретации
  • - оценивающие вопросы
  • - творческие вопросы
  • - практические вопросы.
вопросы на гранях

вопросы на гранях

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
В 5 классе при формулировке темы урока   раздел «Основы производства»  Тема: Современные средства труда

В 5 классе при формулировке темы урока

раздел «Основы производства» Тема: Современные средства труда

Назови Орудия производства    (инструменты , машины, оборудование)

Назови

  • Орудия производства

(инструменты , машины, оборудование)

Почему Почему к средствам труда относятся техника и технологии    (для овладения силами природы и процессами применения в производстве)

Почему

  • Почему к средствам труда относятся техника и технологии

(для овладения силами природы и процессами применения в производстве)

Объясни Объясни что такое средство труда   (то, чем человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ)

Объясни

  • Объясни что такое средство труда

(то, чем человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ)

Предложи Разделить на группы средства труда   (естественные  земля, водопады, реки, которые используются для хозяйственных целей  (технические  созданные человеком искусственно)

Предложи

  • Разделить на группы средства труда

(естественные

земля, водопады, реки, которые используются для хозяйственных целей

(технические

созданные человеком искусственно)

Придумай Придумай и назови еще орудия производства   (производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач, сырье)

Придумай

  • Придумай и назови еще орудия производства

(производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач, сырье)

Поделись Поделись , что является совокупностью средств труда и предметов труда.    ( Совокупность средств труда и предметов труда образует  средства производства . Средства производства и труд человека неразрывно связаны)

Поделись

  • Поделись , что является совокупностью средств труда и предметов труда.

( Совокупность средств труда и предметов труда образует  средства производства . Средства производства и труд человека неразрывно связаны)

В 5 классе  во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы   раздел 5.«Технология обработки пищевых продуктов»  Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

В 5 классе во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы

раздел 5.«Технология обработки пищевых продуктов» Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Назови Назови основные компоненты в составе овощей и фруктов  (Состоят на 95 % из жидкости, полезных солей и витаминов)

Назови

  • Назови основные компоненты в составе овощей и фруктов

(Состоят на 95 % из жидкости, полезных солей и витаминов)

Почему Почему нельзя хранить овощи и фрукты в металлической посуде (медной, железной)?   (металлы разрушают витамин С)

Почему

  • Почему нельзя хранить овощи и фрукты в металлической посуде (медной, железной)?

(металлы разрушают витамин С)

Объясни Объясни почему увядают, становятся мягкими, темными овощи и фрукты при неправильном и длительном хранении    ( влага испаряется и овощи, и фрукты теряют внешний вид и пищевую ценность)

Объясни

  • Объясни почему увядают, становятся мягкими, темными овощи и фрукты при неправильном и длительном хранении

( влага испаряется и овощи, и фрукты теряют внешний вид и пищевую ценность)

Предложи Предложи способы для длительного хранения овощей и фруктов   (консервация, заморозка, хранение в темном прохладном месте)

Предложи

  • Предложи способы для длительного хранения овощей и фруктов

(консервация, заморозка, хранение в темном прохладном месте)

Придумай Выбери или придумай способ оформления салата   (способы нарезки овощей, карвинг)

Придумай

  • Выбери или придумай способ оформления салата

(способы нарезки овощей, карвинг)

Поделись Поделись как можно заправить разные салаты из овощей или фруктов    ( уксус, Растительное масло, смесь уксуса и растительного масла, сметана, йогурт, соль, перец, соевый соус и т.д.)

Поделись

  • Поделись как можно заправить разные салаты из овощей или фруктов

( уксус, Растительное масло, смесь уксуса и растительного масла, сметана, йогурт, соль, перец, соевый соус и т.д.)

ЗАДАНИЕ: Выбрать раздел программы Выбрать тему урока Выбрать вариант изпользования:  -при формулировке темы урока  - во время рефлексии

ЗАДАНИЕ:

  • Выбрать раздел программы
  • Выбрать тему урока
  • Выбрать вариант изпользования:

-при формулировке темы урока

- во время рефлексии

  • Изучить и использовать инструкцию
  • Определить сторону кубика
  • Составить 3 вопроса по выбранной теме и стороне кубика
« Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
  • « Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Сравнение признаков критического и обыденного мышления Критическое мышление Обыденное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Сравнение признаков критического и обыденного мышления

Критическое мышление

Обыденное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Ресурсы:

Ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/articles/600417/
  • http://volna.org/pedagogika/tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia1.html
  • http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
  • http://infourok.ru/doklad_razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki-141156.htm
  • http://www.mozliceum.na.by/mr_proekt_critic.php
  • http://www.myshared.ru/slide/260156/
  • http://900igr.net/kartinki/filosofija/Tekhnologija-kriticheskogo-myshlenija/Tekhnologija-kriticheskogo-myshlenija.html
  • http://www.terepec48.ru/fgosOOO/krit_m.pdf
  • http://politex.kz/index.php/kz/o-u-derisi/distemelik-zh-mys/71-novye-tekhnologii-priemy/kriticheskoe-myshlenie/109-metody-kriticheskogo-myshleniya
  • http://www.uchmet.ru/library/material/239359/
  • http://kak-bog.ru/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya
  • http://pccu155.ucoz.ru/publ/priem_kubik/1-1-0-33
ресурсы

ресурсы

  • http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/09.pdf
  • http://www.mozliceum.na.by/mr_proekt_critic.php
  • http://www.myshared.ru/slide/download/
  • http://multiurok.ru/aigul3008/blog/mietody-i-priiemy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html
  • http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/177788-ispolzovanie-priema-kubik-bluma-dlja-razvitij.html
  • http://assistant.i-teach.ru/file/33e9c391.pdf
  • http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
  • http://murzina69.ucoz.ru/index/aktivnye_formy_obuchenija/0-19
  • http://azps.ru/tests/pozn/kubikrubik.html
  • http://www.e-reading.club/bookreader.php/110655/Halpern_-_Psihologiya_kriticheskogo_myshleniya.html
  • http://aplik.ru/konspekty/luchshie/primenenie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-literatury/
  • http://www.gymnasiumstar.ru/docs/tehno_krit_mishleniya.pdf
  • http://azps.ru/tests/pozn/kubikrubik.html
  • http://2berega.spb.ru/user/Kulakova67RU/file/4017635/
  • http://natursciences.area7.ru/?m=5476
  • https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/4/resources/Data_Analysis_and_Critical_Thinking.pdf
Ресурсы:

Ресурсы:

  • http://natursciences.area7.ru/?m=5476
  • http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=7196:-kubik-bluma&catid=54:literature&Itemid=68
  • http://www.sosh15-satpaev.ru/news/2014-05-05/obuchenie-kriticheskomu-myshleniyu-provela-bigalieva-g-sh-uchite
  • http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98726777
  • http://pandia.ru/text/77/274/461.php
  • http://refdb.ru/look/2979817-p4.html
  • http://lit-yaz.ru/informatika/5475/index.html
  • http://russmetod.blogspot.ru/2015/09/blog-post_17.html
  • http://e-libra.ru/read/226630-psixologiya-kriticheskogo-myshleniya.html
  • http://mentoralla.jimdo.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0/
  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-207087.html
  • http://izhschool89.ucoz.ru/index/kak_nauchit_rebenka_uchitsja_ili_o_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_v_nachalnoj_shkole/0-89
  • http://www.docme.ru/doc/981282/sposoby-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta
  • http://te.zavantag.com/docs/1429/index-10172.html
  • https://www.alterozoom.com/categories/2109.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!