СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления нестандартным способом

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда учебный  процесс можно разнообразить творческими игровыми заданиями, т.е. уйти от математики и информатики в "чистое  творчество".Такие занятия в основе своей также логические, но это логика другого свойства. Т.е. возможно развитие логического мышления, интеллекта, детского творчества совершенно иным, нестандартным способом.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления нестандартным способом»

20




Методическая разработка


«Развитие логического мышления


нестандартным способом».



Содержание:



1. Пояснительная записка

2. Приложения:

а) Занятие « Сам себе режиссёр».

б) Занятие «Картинная галерея».

3. Демонстрационный материал.



Составитель:

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТТ г. Владикавказа

Руководитель творческого объединения

«Логика+компьютер»

Халатова Ольга Ивановна

Категория высшая





Владикавказ 2017

Методическая разработка.

«Развитие логического мышления

нестандартным способом».

(для учащихся 9 – 11 лет)


Пояснительная записка.


О необходимости развития логического мышления, интеллекта, творческого потенциала подрастающего поколения написано немало и в общей, и в специальной литературе. Существует множество учебных пособий, в которых предлагаются задания, упражнения, игры, аправленные на достижение этой цели.Это, как правило, задания, насыщенные богатым математическим и информатическим содержанием.

Этой же теме посвящена и моя методическая разработка «Главное – не опоздать!».

Иногда учебный процесс можно разнообразить творческими игровыми заданиями, т.е. уйти от математики и информатики в «чистое творчество».

Такие занятия также в основе своей – логические, но эта логика другого свойства. Т.е. возможно развитие интеллекта, логического мышления, детского творчества совершенно иным – нестандартным способом.

Эта мысль подтверждена успешно проведёнными

занятиями в творческом объединении «Логика + компьютер» с учащимися 3 – 4 классов.

Итак, подведём итог:

Методическая разработка «Развитие логического мышления нестандартным способом» содержит в себе элементы новизны и современности, т.к.

  • во-первых, не встречалась в соответствующей методической литературе;

  • во-вторых, требует использования персонального компьютера и навыков работы с современными технологиями; применение компьютера;

  • используемые элементы игры на занятиях направлены на рационализацию образовательного процесса и активизацию познавательной деятельности учащихся;

  • методическая разработка составлена после проведения занятий в творческом объединении «Логика + компьютер» и обобщения полученных результатов.

  • частично эта разработка может быть использована в общеобразовательном процессе:

  1. на уроках информатики в 7 классах при изучении темы Ms Word; (Методическая разработка «Картинная галерея»)

  2. на уроках труда в начальной школе (но провести один урок в компьютерном классе для выполнения части работы на п.к., предусмотренной по этой теме); (Методическая разработка «Сам себе режиссёр»);

С полученными результатами можно познакомиться в приложении (иллюстративный материал).


Программное обеспечение занятия:

Презентации в Power-Point по темам занятий:

1. Графический редактор Paint;

  1. Текстовый редактор Word.







Тема занятия: «Сам себе режиссёр».

Цель занятия: Создание сцены «из твоего собственного спектакля».

Задачи занятия:

образовательные: систематизация и обобщение знаний, полученных по теме «Графический редактор Paint»;

развивающие: развитие логического и абстрактного мышления (умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты);

развитие творческого потенциала и воображения, умение воплотить свой замысел в реальность;

воспитательные: развитие познавательного интереса к изучаемой теме за счёт игровой формы работы;

формирование потребности в получении новых знаний, настойчивости в достижении цели.

Тип занятия: тип обобщения знаний и практического применения знаний и умений.

Вид занятия: 2 занятия по 1.5часа.

Оборудование: компьютеры, принтер, бумага для печати, орг.стекло или другой подходящий материал, игрушки из «киндер-сюрпризов».

Демонстрационные материалы (см. приложение 1)

Возраст обучающихся: 9– 11 лет.


План занятия:

1.Организационный этап - 5 мин.

  • заполнение журнала;

  • объявление темы занятия;

  • рассказ о ходе занятия.

2. Подготовительный этап – 20мин.

  • проверка домашнего задания:

подбор «действующих лиц» (фигурок из «киндер-сюрпризов») для придуманного сюжета, наличие материала, из которого будет выполнена сцена;

  • повторение темы «Графический редактор Paint», используя презентацию в Power-Point;

  • ответы на вопросы, которые возникли в процессе подготовительного этапа;

3. Проверочный этап - 5 мин.

  • экспресс-опрос учащихся;

4. Основной этап - 40 мин.

  • выполнение задания на компьютере (создаём декорации в соответствии с задуманным сюжетом и наличием необходимых фигурок);

5. Рефлексивный этап - 10мин.

  • коллективный просмотр всех работ, полученных на компьютере;

  • коллективный просмотр «действующих лиц» на соответствие их декорации и задуманному сюжету.

6. Итоговый этап - 10 мин.

  • оценка работы каждого учащегося;

  • подведение итогов урока;

  • объявление домашнего задания на следующий урок (продумать расположение фигурок на подготовленной сцене, декорацию закрепить).

  • выполнение упражнений для снятия напряжения: физического и умственного.


Методическая разработка «Сам себе режиссёр» была придумана мною, а затем было проведено несколько занятий по этой теме, которые продемонстрировали живой интерес младших школьников к этому проекту.

Чтобы успешно работать в проекте, надо много знать и уметь:

1. придётся поработать режиссёром, придумать сценку с «действующими лицами» и декорацией, а для этого надо читать книги, смотреть хорошие фильмы и мультики, опираясь на которые, можно сделать это;

2. а также надо уметь подобрать «действующих лиц» для сюжета: они должны соответствовать друг другу по размеру, по цвету, по фактуре, поэтому мы используем в своём проекте фигурки из «киндер-сюрпризов»;

3. надо быть умелым пользователем персонального компьютера:

для создания декораций мы пользуемся программой Paint;

4. просто необходимо быть «мастером на все руки»: нужно сообразить из какого материала и как сделать сцену, а потом ещё и реализовать задуманное своими руками.


Процесс создания проекта не прост, но знания и творчество обязательно приведут к успеху!

Тема занятия: «Картинная галерея».


Цель занятия:

Создать «произведение искусства», используя полученные знания

по текстовому редактору MS Word.

Задачи занятия:

образовательные: систематизация и обобщение знаний, полученных по теме «Текстовый редактор Word»;

развивающие: развитие логического и абстрактного мышления (обобщение, анализ, синтез, сравнение),

развитие творческого потенциала и воображения, чувства юмора;

воспитательные: развитие познавательного интереса к изучаемой теме за счёт игровой формы работы,

формирование потребности в получении новых знаний, создание в группе здорового соперничества.

Тип занятия: тип обобщения знаний и практического применения знаний и умений.

Вид занятия: 2 занятия по 1.5часа.

Оборудование: компьютеры, принтер, бумага для печати).
Возраст обучающихся: 9-11 лет.

План занятия:

1.Организационный этап - 5 мин.

  • заполнение журнала;

  • объявление темы занятия;

  • рассказ о ходе занятия.

2. Подготовительный этап – 20 мин.

  • повторение тем:

«Как добавить картинку в свою работу из файла картинок»;

«Как вставить текст c помощью WordArt», используя презентацию в Power-Point;

  • просмотр готовых работ на компьютере: как должно получится у вас в итоге;

  • ответы на вопросы, которые возникли в процессе подготовительного этапа;

  • поиграем в Обезъянку»: смена деятельности - отдых;

3. Проверочный этап - 5 мин.

  • экспресс-опрос учащихся;

4. Основной этап - 40 мин.

  • выполнение задания на компьютере;

5. Рефлексивный этап - 10 мин.

  • коллективный просмотр всех работ, полученных на компьютере.

6. Итоговый этап - 10 мин.

  • оценка работы каждого учащегося;

  • подведение итогов урока;

  • объявление задания на следующий урок;

  • выполнение упражнений для снятия напряжения:

физического и умственного.



Методическая разработка «Картинная галерея» была придумана мною, затем по этой теме были проведены занятия, и с примерами нашей успешной деятельности вы можете познакомиться в приложении.


1. На занятиях под условным названием «Картинная галерея» надо

из заранее заготовленных картинок, открыток, наклеек, отобрать те, которые можно было бы объединить вместе по сюжету, составить из них вполне узнаваемую «картину»: сценку из сказки, рассказа, мультфильма, фильма.

Составные части можно сложить в какую-нибудь новую удивительную картину, название к которой придумывается легко и логично.

Это задание предлагается учащимся 2– 4 классов и являются подготовительным этапом к более серьёзной работе по созданию собственного «произведения» с использованием персонального компьютера после проведения занятий по теме «Текстовый редактор Word». Но эта работа рассчитана на учащихся 4 классов.


2. Чувство юмора – не роскошь, а средство выживания.

Почему бы, не посвятить развитию этого важного чувства несколько занятий. Один из вариантов – с помощью компьютера. Для этого сначала необходимо освоить программу Ms Word: работа с текстом, умение использовать «объекты Word Art» и «файл картинок».

Перед учащимися поставлена задача: выбрать из файла картинок те из них, которые можно объединить по смыслу таким образом, чтобы получился сюжет, лучше смешной и забавный, а затем ещё и подписать его «в тему».

В результате мы «убиваем нескольких зайцев»:

во-первых, даём учащимся 4 классов первоначальные навыки работы с такой популярной программой, как Ms Word;

во-вторых, развиваем логическое мышление учащихся:

надо выбрать из множества картинок лишь те из них, между которыми можно «перебросить» логические мостики;

в-третьих, удачно выбранный заголовок или текст под

составленной картинкой – это так похоже на работу редактора в модном детском журнале;

и, в-четвертых, это то самое чувство юмора, которое мы так

стремимся развить в подрастающем человеке.

Вот это и есть – наша «Картинная галерея»!





Демонстрационный материал.



Приложение 1: «Сам себе режиссёр» (стр.11)


Приложение 2: « Картинная галерея» (стр.12-18)


















декорации

оргстекло

киндерсюрприз










В хоккеисты б я пошёл? А в доктора бы я пошёл?



В музыканты я б пошёл? А в учёные б пошёл?


Я в начальники б пошёл! ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!



Приём с 9 до 16














Самолет – хорошо, паровоз – хорошо, и машина – хорошо,


а лошадка – лучше.









Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что там у нас в потребительской корзине.