СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад разработан для учителей начальных классов , для разработки рабочей программы ВУД по интеллектуально-познавательному направлению. Дано примерное планирование тем по классам по 4направлениям для развития логического мышления младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший школьный возраст называют вершиной детства. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

Логическое мышление можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то и его содержание на стадии становления. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. Надо включать ребенка в такую деятельность, где ему нужно было бы мыслить, где его мышление постоянно активизировалась бы.

Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель - развитие логических приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает пагубное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников. Дополнительные возможности для развития учащихся и привития им интереса к математике и её приложениям предоставляет внеурочная деятельность.

Правильно поставленная и систематически проводимая внеурочная деятельность укрепляет знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет кругозор детей. Конкретной программы развития логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, пока нет. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления, без них полноценного усвоения материала не происходит.

Нами была разработана и реализована программа кружка «Ахсаан кистэлэнэ» во внеурочной деятельности. Программа кружка по математике составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких заданий помогает развивать умственную активность и самостоятельность мысли.

Цель программы: создание условий для развития логического мышления младших школьников путем нестандартных заданий.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе решения нестандартных задач;

  • Расширять кругозор учащихся, совершенствовать практические навыки решения нестандартных задач;

  • Способствовать развитию логического мышления;

  • Уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • обоснованно делать выводы, доказывать;

  • обобщать математический материал;

  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений: тестирование (проводится в начале и конце учебного года), участие в олимпиадах на разных уровнях, участие в математических декадах (составление кроссвордов, викторин и т.д.), участие в интеллектуальных играх (математические турниры и т.д.).

Содержание программы внеурочной деятельности состоит из несколько разделов:

  • Нестандартные задания с геометрическим содержанием:

Нестандартные задания способствующие формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих заданий учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Например: построение фигур из счетных палочек (спичек), построение фигур из конструктора "Танграм", уникурсальные фигуры, задачи на разрезания фигуры на одинаковые части, составление и моделирование многогранников.

  • Нестандартные задания с алгебраическим содержанием:

Нестандартные задания которые помогают активному восприятию и пониманию математических законов, формируют мыслительные процессы, имеют необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний.

Например: находить закономерность, числовые головоломки, числовые ребусы, магический квадрат, задачи на переливание, на взвешивание.

  • Нестандартные задания поискового характера:

Систематическое решение логических поисковых задач способствует развитию гибкости мышления, учат детей использовать не только готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения задач, оказывают влияние на развитие смекалки, сообразительности учащихся.

Например: нестандартные задачи на планирование действий, задачи с элементами комбинаторики, задачи на принцип Дирихле, задачи на смекалку.

  • Нестандартные задания интеллектуального характера:

В этих заданиях развивается критичность, обоснованность мышления, поскольку решение заданий организовано по форме выбора ответа из нескольких. Используются материалы из курса «Интеллектика» разработанный психологом А. З. Заком.

Например: Нестандартные задания способствующие развитию комбинировать, анализировать, планировать, рассуждать.

Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий кружка. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть включает в себя разминку и мозговой штурм. Проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Например, задачи–шутки. Продолжительность подготовительной части – 5-10 минут.

В основной части занятии учащиеся знакомятся с одним из направлений нестандартных заданий, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Нестандартные задания используются из разных источников (сборников) нестандартных заданий по математике. Продолжительность основной части 25-30 мин.

Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.

Для решения задач, поставленных программой кружка "Ахсаан кистэлэнэ" используются основные методы обучения: словесность, наглядность, проблемная ситуация, игровые моменты, исследовательская деятельность.

Кружковые занятия разрабатывались с таким расчетом, чтобы в неделю проводилось одно занятие длительностью не менее 30 минут.

Следует подчеркнуть, что отметки детям не ставится. Но детям вполне достаточно то, что после проверки они знали, сколько нестандартных заданий было решено правильно.

Смысл развивающих занятий состояло в том, чтобы включить детей в самостоятельную поисковую деятельность. Для этого в программе рекомендованы литературы как для учителя, так и для учащихся.

Таким образом, после проведенной работы по развитию логического мышления младших школьников посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что разработка и внедрение в практику, тщательно продуманной и логически выстроенной работы, приводит к пути достижения развития логического мышления младших школьников.

Федорова Эльвира Николаевна, учительница нач.классов Онерской СОШ имени М.М.Стрекаловского Усть-Алданского улуса РС/Я.