СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие логического мышления в системе УДЕ П.М.Эрдниева"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Развитие логического мышления в системе УДЕ П.М.Эрдниева"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие логического мышления в системе УДЕ П.М.Эрдниева"»





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Городовиковская средняя общеобразовательная школа №2"











Доклад

«Развитие логического мышления учащихся в системе УДЕ

 П.М. Эрдниева»



























Учитель начальных классов: Делеева И.Н.









2017 г.

Доклад

Тема.

Развитие логического мышления учащихся в системе

УДЕ П.М. Эрдниева.



Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился в 15.10.1921, педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. На педагогической работе с 1939 г. Участник ВОВ. Окончил Барнаульский педагогический институт, работал учителем в Алтайском крае. Преподавал в Ставропольском педагогическом институте. Разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ)

« Укрупнение дидактических единиц, -пишет академик РАО

П. М. Эрдниев- это путь повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной(рисуночной) подачи одного и того же содержания»

.Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащихся, от обучаемости, т. е. способности к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющейся в степени лёгкости и быстроты, с которой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами.

В работе рассматривается технология укрупнения дидактических единиц (далее УДЕ), применение которой способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.

Технология УДЕ является самобытным, конкурентоспособным открытием, являющимся приложением закономерностей условного рефлекса (И.П. Павлова) и обратной связи (П. К. Анохин) к практике массовой школы.

Укрупненная дидактическая единица (УДЕ) - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Усвоение школьных знаний и формирование учебных навыков зависит от уровня умственного развития учащихся, в частности, от самостоятельности мышления. Технология укрупнения дидактических единиц – один из кратчайших путей формирования самостоятельности мышления.

Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

Смысл концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ) состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется не объёмом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся.

Технология УДЕ обширно применяется в педагогической практике от начальной до высшей школы по всем предметам, причем при исследовании каждого учебного предмета выстраивается своя разработка.

Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через систему правил:

Принцип перехода педагогического управления в самоуправление учащихся в учебной деятельности опирается на следующую закономерность: в развитии творческих способностей учащихся достигается тем большая эффективность, чем больше используются возможности и средства самоуправления учащихся.

Правила реализации этого принципа:

1. Все, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно;

2. Учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки;

3. В учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные;

4. Учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся и преимущественно опираться на средства косвенного и перспективного управления учебной деятельностью. При этом под косвенным управлением имеется в виду управление деятельностью учащихся через подбор системы творческих задач и заданий.

Принцип обращения структуры упражнений базируется на закономерности, установленной физиологами: в основе всей психической деятельности находятся циклические, кольцевые процессы, поток информации проходит по замкнутым путям . Принцип обращения структуры упражнений реализуется через следующие правила:

1. В систему упражнений должны включаться деформированные, обращенные задания;

2. Составление обратных задач, когда искомым элементом последовательно выступает каждый элемент данного выражения (данной задачи).

Принцип системности знаний базируется на следующей закономерности: знания учащихся приобретают системные качества, а не становятся неорганизованным набором сведений, если освоение знаний осуществляется укрупненными порциями, и элементы знания образуют укрупненную единицу усвоения лишь благодаря многообразным связям между этими элементами.

Принцип системности знаний реализуется через следующие правила:

1. Совместное изучение взаимосвязанных вопросов, теорем, свойств, признаков;

2. Построение блока задач на основе одной заданной ситуации;

3. Не рассматривать на уроке вопросов, не вносить в план пунктов, на основательное рассмотрение которого не рассчитываете, и нет логической связи с предыдущим материалом;

4. Повторение через преобразование знания, через его укрупнение;

5. Использование схем, планов для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний.

Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстрее восстанавливаются в системе.

Принцип генерализации информации в процессе учебно-творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности. Поскольку информация – поток информации научных знаний – в мире с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, то в любом виде учебно-творческой деятельности, в том числе и творческой, возникает потребность ее уплотнения – генерализации.

Правила реализации принципа:

1. Уделить внимание применению общеучебных умений, искать общие способы, подходы решения творческих задач;

2. Укрупнение должно представлять процесс восхождения от абстрактного к конкретному и воссоздание связей исходной единицы с общей структурой знания;

3. Использование схем, планов, таблиц.

Базу технологии УДЕ составляет так называемое многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей, к примеру:

а) решение обыкновенной “готовой” задачки;

б) составление обратной задачки и её решение;

в) составление аналогичной задачки по данной формуле либо уравнению и решение её;

г) составление задачки по неким элементам, общим с исходной задачей;

д) решение либо составление задачки, обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачки.

Очевидно, вначале в укрупненное упражнение могут войти только некие из указанных вариаций. Основное же заключается в том, чтоб все составные части по способности были выполнены в указанной последовательности на одном занятии. Упор на необходимость пространственного и временного совмещения частей укрупненного знания имеет психологическую причину: согласно современным научным данным всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Фаза оперативной памяти, более оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний. Поэтому так важны технологические детали, чтоб ровная и обратная задачки записывались и решались в двух параллельных колонках, чтоб подтверждения взаимообратных задач, теорем проводились на одном уроке, чтоб вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением, чтоб словесное мышление смешивалось с символическим и т.д.

Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач на сложение и вычитание представить в виде трех циклов (триад), по три задачи в каждом цикле. Основу системы составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин.

Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно.

Знакомство с ключом (алгоритмом) составления прямых и обратных задач.

Готовая таблица даётся на обзор учащихся в процессе разбора и решения прямой задачи и составления обратной.

Вырабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение.

Основной этап.

В основной этап работы над задачами входит:

Знакомство с таблицами обратных задач:

Обратная задача с тем же сюжетом и набором чисел имеет свои положительные отличительные стороны:

1)учащиеся знакомятся не только с новой задачей, но и повторяют уже изученное, ту задачу, преобразованием которой получена данная задача;

2)учащиеся усваивают связи между задачами;

умозаключения здесь осваиваются в цикле, во взаимопереходах друг в друга.

Подобным образом происходит знакомство с таблицами обратных задач второго цикла: на нахождение разности, уменьшаемого, вычитаемого и третьего цикла: на уменьшение числа, на увеличение числа.

Использование пустого квадратика в записи условия – это перспективное опережающее изучение способов решения уравнений.

По технологии П.М. Эрдниева умножение двузначного числа на однозначное идет параллельно с делением. Например, при изучении умножения 23 × 4 рассуждение и запись предлагается в таком виде: «Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно число 23 представить в виде суммы двух слагаемых 20 и 3. Оба числа умножаем на 4; 20 умножить на 4, получится 80, 3 умножить на 4 получится 12; к 80 прибавить 12 получится 92.

Проверим правильность решения. Умножение проверяем делением. Представим число 92 в виде суммы слагаемых, которые удобно разделить на 4 – это числа 80 и 12; каждое число разделим на 4; 80 разделить на 4, получится 20, 12 разделить на 4, получится 3; к 20 прибавить 3 получится 23, пример решен правильно».

Второй способ укрупнения дидактических единиц – метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов.

Например, составляю на доске пример 6 + × = 9 и спрашиваю, как его решить. «Пример можно решить путем проб», – отвечают дети. К шести прибавить один получится семь. Пробуем следующее число – 2. Затем пробуем число 3. К 6 прибавить 3 получится 9. Ученики составляют пример.

Во-первых, этот пример качественно новый по сравнению с обычными примерами, которые ученики решали ранее.

Если при решении примера вида 6 + 3 = 9 используется единичная связь: 6 да 3 равно 9, то решение обратного примера (6 + × = 9) основано на использовании множества связей: 6 + 1 = 7, 6 + 2 = 8, 6 + 3 = 9.

Во-вторых, ход мыслей при решении примера, записанного с помощью цифр и арифметических знаков, направлен от слагаемых к сумме, а при решении деформированного примера – от суммы к слагаемому.

В-третьих, решение первого примера осуществляется без проб, решение же второго примера осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов с искомыми (7

Так, в процессе решения активизируется внимание учащихся, развивается их мышление, так как они совершают новые виды логических операций (сравнение, проба).

Рождению технологии УДЕ предшествовал долгий путь учителя-практика Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Еще до войны П.М. Эрдниев работал в начальной школе.

Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебнике представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, что не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. К тому же стремительно растет поток информации. Как уменьшить время, не уменьшая количества информации? Профессор Эрдниев, пришёл к выводу о том, что эту задачу можно решить, не упрощая заданий, а усложняя – их укрупняя дидактические единицы, – но при условии особой структуры учебного материала.

Технология УДЕ является важнейшим открытием в педагогической науке. Укрупненная дидактическая единица — это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

Рекомендуемая литература

Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах:

(Из опыта работы). М.: Просвещение, 1977.

Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах:

(Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.

Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ: Серия статей // Начальная школа. 1993, 1996.

Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.

Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2-м классах. М.: Просвещение, 1992.

Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1-го, 2-го класса. М.: Педагогика, 1977.

Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.

Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.