Информационное сообщение
СЕНСЕРНОЕ РАЗВИТИЕ
2 слайд - Сенсорное воспитание – это Формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, накопление представлений об окружающем мире. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно
-является основой для интеллектуального развития
-развивает внимание, наблюдательность
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
-влияет на развитие зрительной, слуховой, образной , и др. видов памяти.
3 слайд 4 слайд –
Цель:
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.)
В своей работе я стараюсь использовать все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете, постараться создать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Работая с детьми этого возраста, я успешно использую дидактические игры как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Свою работу я начала с создания предметно- развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта .
Предметно- развивающая среда обеспечивает не только совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и является основой самостоятельного творчества каждого. При проектировании предметно-развивающей среды учитываются:
- индивидуальные социально- психологические особенности детей.
- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.
- возрастные особенности.
Для развития детей в группе оформлен уголок сенсорного развития:
- ленточки различного цвета и длины.
- доска с липучками ( собирают целый предмет или картинку из частей.
- доска для рисования ( закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности.
- дидактический стол ( позволяет детям свободно играть и взаимодействовать друг с другом)
Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др)
Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины),
- пирамидки ( деревянные и пластмассовые, разной величины),
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками ( посуда разного цвета и величины, салфетки , одежда для ряженья т.д.)
5 - 6 слайд Форма: «Найди и назови», «Волшебный сундучок», «Подбери по форме», «Веселые кружочки».
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
7-8 слайд Величина: При сравнении предметов по величине большое значение имеет двигательный анализатор -- жест руками. Показывая высоту, ребенок делает жест рукой снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Можно организовать игры «Большой и маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие, а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький», и др.
«Собери урожай», «Грибочки по местам»,
«Веселые матрешки». Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. (большой маленький)
9-10 Цвет: Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение : «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные. » Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета и в этом им помогают тоже дидактические игры «Чудо сундучок» , «Кто, кто здесь живет»,- «Бусы для матрешки», «Найди чей домик» «Чудо дерево», «Цветное лото для малышей», «Веселые клоуны». «Спрячь мышку».
Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету
11-12 слайд Игры с предметами : В дошкольной педагогике существует несколько подходов к классификации дидактических игр.
Е.И. Удальцова предлагает деление дидактических игр по характеру используемого материала на:
1. Игры с предметами - это игры с дидактическими игрушками (бочонками, шарами, матрешками), мозаикой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
1. Настольно-печатные игры могут представлять собой: парные картинки (игровая задача - подобрать картинки по сходству); разрезные картинки и складные кубики;
«Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «Мозаика Развивайка» и т.д. Действия с предметами ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет) .
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
Дидактические игры
4. «Занимательное ведерко»
Цель: развивать мелкую моторику рук; формирование представлений о цвете, форме, учить проталкивать в отверстие и вынимать из него шнурок; подбирать, надевать, закручивать и раскручивать крышки; закрепить в речи названия основных цветов.
Структура: называют, что на нем есть, подбирают к цветочкам серединки такого же цвета или контрастного, закручивают крышки, откручивают, группируют крышки по цветам, находят одинакового цвета; подбирают крышку к ведру, называют цвет, форму, размер, продевают шнурок в отверстия крышки и протягивают его (шнурки могут быть такого цвета, как и крышка или контрастного)
Представляю вашему вниманию наглядные дидактические игры на изучение и закрепление формы, цвета, величины, предмета.
1.«Веселые клоуны»
Цель: формирование умений детей группировать предметы по цветам; развивать мелкую моторику рук; учить пристегивать липучки и снимать их, надевать и снимать предметы; закрепить в речи названия основных цветов; вызывать эмоциональный отклик и желание экспериментировать со звуком; побуждать детей к активным двигательно-ритмичным действиям и игре на шумовых инструментах.
Структура: детям предлагают рассмотреть клоунов, назвать основные цвета, подобрать в соответствие с одеждой им шапочки, бантики, мячики; затем дети определять, как звучат клоуны, у кого громче всех шумит, у кого тихо; дети выполняют игру на шумовых инструментах и выполняют двигательно-ритмические движения.
2. «Чудо-дерево»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, учить застегивать, отстегивать, надевать предметы, группировать их по величине, цвету; закрепить названия основных цветов; развивать умения ориентироваться в пространстве; развитие активного словаря; формирование терпения, усидчивости, внимания.
Структура: дети рассматривают дерево, учатся пристегивать и отстегивать цветы, бабочки, фрукты к дереву (крючки, кнопки, прищепки), прилепляют грибы, животных с помощью липучки
3.«Собери цветок»
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить расстегивать и застегивать пуговицы, прищепки; группировать предметы по цвету; закрепить понятие – круг; развивать активный словарь, внимание, усидчивость, терпение.
Структура: детям предлагают собрать цветок, подобрать по цвету пуговиц лепестки; затем посадить бабочек на лепестки