СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мотивации на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы: приёмы  мотивации в изучении биологии 

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации на уроках биологии»

Развитие мотивации на уроках биологии

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Как часто мы слышим, что «современные дети не хотят учиться», то есть, у них нет мотивации. Перед педагогом стоит вопрос -Как изменить ситуацию?

Есть два возможных пути: первый – заставить детей хотеть; второй – научиться учить детей так, чтобы дети хотели и умели учиться. Оба пути возможны. Заставить хотеть трудно, неприятно обеим сторонам, но возможно. Очень часто позиционируется как со стороны родителей так и учителей в сознании ученика - «надо». Но при этом необходимо постоянно контролировать ребёнка. Как только контроль ослабнет, то хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее. Он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации.

Т. Гордеева, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, выделяет три составляющих, на которых базируется  учебная мотивация:

1.  Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний.

2.  Ощущение свободы выбора.

3.  Ощущение успешности (компетентности).

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют  те педагогические технологии, которые  дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Одной из них является  техника «Проблемные вопросы». Но вопросы должны быть такие, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему.

Например: фрагмент фильма, какая то картина, фрагмент рассказа или стиха, загадка или ребус. Элементарный кусок каменного угля тоже может способствовать появлению у детей различных гипотез, которые необходимо подтвердить и опровергнуть.

Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Например:

Что случится если исчезнут насекомые?

Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у растений и животных в настоящее время.

В чем сильные и слабые стороны наружного оплодотворения?

Каким образом изучение насекомых связано с урожаем культурных растений?

Каким образом связана форма эритроцитов с функциями? и т.д.

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

.Очень часто в работе использую вопросы практического применения не только масштабных знаний но и конкретных в повседневной жизни. Мы живём в сельской местности и для нас это очень актуально.

Например:1. Личинка жука щелкуна в почве размножается при средних показателях влажности. Как уменьшить степень повреждения корнеплодов? Используя график они высказывают предположения. Это то, как раз и не противоречит экологическому закону лимитирующего фактора.

2.Много говорится о биологических средствах защиты и мы стараемся применять как можно меньше химии. Кто же и как осуществляет биологическую защиту нашего сада и огорода. Дети дополнительно с удовольствием находят подобные факты и открывают для себя удивительное в обычном мире.

3.Может ли одна и таже прививка от гриппа быть эффективной для все?

4.Аллергия - что это?

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию

Метод проблемного обучении составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Чтобы подчеркнуть важность учебного труда подключаем ассоциативное мышление. Из опыта работы: В начале года показываю карту с множеством гор – это основные темы которые необходимо преодолеть - изучить. На рисунке лопата и гора. Какие у вас вызывают эти предметы ассоциации. Это знания и нам с вами придётся потрудиться в их добывании. Если тема большая, то в конце урока гора на половину разрушена.

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей школьнику активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные роли. В таких играх дети отражают различные стороны жизни (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т.д.), особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, где учитываются первоначальные знания, полученные и интересные сведения, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации. Также у каждого есть свой портфель «Мои достижения», куда они вкладывают листочки после каждого урока: Что я узнал нового?. Что я уже знал, Что мене было интересно ?,С какими трудностями я столкнулся?( это ещё позволяет просмотреть портфель у тех детей, которые не успели на уроке высказаться)

Одним из методов повышения интереса является вовлечение учащихся в исследовательскую работу. Это способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Часто практикуем защиту проектов в форме: газета, мастер класс, фотоальбом, путеводитель

Второй источник развития учебной мотивации: ощущение свободы выбора.

— Почему ты ходишь в школу?

Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.

В рамках урока биологии  мы можем  предоставлять ученику право выбора: темы для  презентации, реферата, сообщения; способа опроса  домашнего  задания; формы проведения  обобщающих уроков

Для этого у нас совместно с детьми копится различный материал в том числе и их наработки на каждую тему. Мы его назвали «Умный портфель» в него вложены: презентации, формы активизации знаний ,формы мотивации,формы опроса и подведения итогов, разнообразие форм домашних заданий. Не все учащиеся горят желанием выполнять индивидуальные проекты, тогда они вовлекаются в групповой проект и выполняют по желанию то, что хочется: находит литературу проводит эксперимент, оформляет работу, защищает работу в классе.

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Учебная мотивация  запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи. Она должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Саша, ты просто великолепно проанализировал положения клеточной теории!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось). Так же мы учимся, чтобы давали подобную развернутую оценку и одноклассники, но для этого ему нужно быть самому компетентным в этом вопросе.

Для развития учебной мотивации огромное значение имеет личность учителя.  Поэтому нужно помнить, что важно быть авторитетом для ученика.   Нужно быть заинтересованным в успехе ученика (для него это важно), обеспечить ему успех, дав более легкое задание, оказав помощь, подтолкнув к правильному решению. Ребенок должен ощущать свое движение вперед. Больше положительных эмоций на уроке: страх и равнодушие мешают развитию мотивации.  Давайте возможность ученику проявлять инициативу и активность на уроке,  выражать себя.   Давайте ученику установку: учение – это не долг и не обязанность, а большая ценность в жизни человека, это радость, ведь так здорово что-то уметь, что-то знать и расти в своих познаниях.

Источники:

  1. Андреева  Н.Д. Профориентация  при  обучении ботаники  и  зоологии // Биология в школе. – 2004, № 1.

  2. Гликман И. З. Стимулы обучения. // Химия в школе 2003 № 8 –С. 23

  3. Ильин Е.П. Мотивация  и  мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 512с.

  4. Кучменко В.С., Калинова Г.С. проблемы  модернизации  биологического  образования //. Биология  в  школе. 2003. № 5

  5. Коростелева Т.В. Типология  предметной  деятельности // Биология  в  школе. – 2005, № 2.

  6. Коростелева Т.В., Курдюкова Н.А. Диагностика  учебной  мотивации // Биология  в  школе. – 2005, № 4.

  7. Лукьянова М. Учебная  мотивация  как  показатель качества  образования // Народное  образование. – 2001, № 8.

  8. Маркова А.К. Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте. М.: Просвещение, 1983.

  9. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник   администрации  школы  по  организации  учебно-воспитательного  процесса. М.: «Педагогический  поиск». 2002. – 160с.

  10. Немов. Р.С. Психология – М.: - 1994.

  11. Скворцов П.М. Биологическое  образование: современные  проблемы // Биология  в  школе. – 2002, № 1.

  12. Титова И.М, Эстрин Э.Р. Развитие  мотивации  изучения  химии. СПб.: Образования, 1997.

  13. Титова И.М. Развитие  мотивации  изучения  химии // Химия  в  школе. – 1999, № 1

  14. Чуйко Наталья Николаевна –учитель биологии



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!