СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образного мышления при изучении причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие образного мышления учащихся при изучении причастия.

Пора отказаться от практики, когда педагога обучают прежде всего методике объяснения нового материала, опроса, проверки домашних заданий и мало внимания уделяют выработке умения строить урок свободно, творчески, добиваться усвоения учащимися новых знаний прямо на уроке. Эти задачи должны решаться не только на уроке методики преподавания предмета, но и на любом другом, ведь Личность педагога, его Пример, его Уроки воздействуют на этическую, идейную активность, стимулируют познавательную и аналитическую суть педагогического мастерства учащихся. Для развития самостоятельности и мышления учащихся большое значение имеет система постановки вопросов, характер заданий, лексический материал, используемый на уроке.

Покажу это на примере изучения темы «Причастие». Урок начинается со вступительного слова учителя: «Вот уже 70 лет нам нами мирное небо. История  еще не знала такой жестокой, кровопролитной и уничтожающей войны, какой была вторая мировая. Особенно разрушительной она была для советского народа: вторжение гитлеровцев принесло стране огромные бедствия, гибель миллионов людей. Пройдут годы, уйдет из жизни поколение участников событий, но всегда будет в памяти бессмертный подвиг, который совершил в войну советский человек:

Вспомни с нами отступающих,

Воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших,

С кем виделись мы хоть раз.

Провожавших, вновь встречавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

Для торжественности случая - отдать дань памяти воинам – Твардовский А.Т. в семи строках своего стихотворения использовал восемь причастий.

Об этой удивительной части мы и поговорим сегодня. Эпиграфом  урока я взяла слова М.В.Ломоносова «Причастие служит сокращением человеческого слова, включая в себе силу имени и глагола».

  1. Для начала вспомним, какая часть речи называется причастием, на какие разряды делится, как они образуются. Далее работы устрою на создании поисковой ситуации. Демонстрируется репродукция с картины В.Ф.Кузнецова « С победой, сынки» (1964). Пока ученики рассматривают картину, коротко рассказываю о художнике, о смысле картины, который может выразить слова Сергея Орлова:

«Живым поверка. Павшим слава.

Салютов гром и тишина.

Победу празднует держава, надев цветы и ордена.

…И только мальчики с портретов,

Как много лет тому назад,

Не увидавшие Победы,

Со снимков в траурных багетах,

На матерей одни глядят».

Предлагаю учащимся, чтобы они, глядя на репродукцию, назвали сочетания «существительное + прилагательное».

-  Что обозначают прилагательные?

- Признак предмета по цвету, величине и т.д.

- А могут ли слова обозначать признак предмета по действия? Приведите примеры.

Учащиеся задумываются. Наконец-то! Одна рука, потом вторая, отвечают сильные учащиеся: павшие солдаты, постаревшие родители, празднующие люди.

- От какой части речи образованы эти слова?

- от глагола, но обозначают признак предмета и отвечают на вопросы прилагательного.

Постаревшие родители – родители, которые постарели. А как сказать одним словом о зайце, который бежит; отряде, который победил; ученике, который разговаривает.

- Почему при двойственности свойств причастий мы все-таки относим эти формы к глагольным? (Необходимо обратить внимание учащихся на то, что причастия образуются от глаголов, а не от прилагательных, и сочетаются с другими словами, как глаголы).

2. Сопоставим слова, обозначающие разные признаки одного и того же предмета. Я называю словосочетания, а вы, услышав причастие, поднимаете сигнальную карточку:

Жеребенок рыжий, маленький, резвый, бегающий;

Мяч большой, скачущий, резиновый, синий;

День серый, короткий, уходящий, осенний.

Очень метко сказал о причастии В.И.Даль: «Причастие – часть речи, причастная глаголу, но в образе прилагательного». Эту двойственность заметили и древние грамматисты, дав ему имя «причастие» (от слов «сопричастный», т.е.имеющий отношение  и к имени, и к глаголу).

Когда в семье появляется ребенок, родители, вглядываясь в черты его лица, пытаются определить, на кого он похож. Мама говорит: «Глаза похожи на мои!». Папа заявляет: «Зато нос мой!». Так и причастие (вывешиваю таблицу) похожа на своего папу-глагола тем, что изменяется по падежам, числам и родам.

Упражнение: через графопроектор на доску спроецирован текст, в котором глаголы надо заменить причастиями: кругом лежит (опала) листва. Дремлют (пожелтели) деревья. Прижалась к земле (оголились) кусты. Молчит (уснул) лес. Затем ребята отвечают на вопросы: от какой части речи образованы причастия, от чего зависит форма причастия (т.е. почему причастие «опавшая» стоит в женском роде, единственном числе и именительном падеже?). вместе делаем вывод: причастие образуется от глагола его форма зависит от падежа, числа и рода имени существительного, к которому относится.

  1. Вспомним разряды причастий, для этого проанализируем рисунки, сделанные мною доске. (Можно заранее приготовить рисунки, сделанные рукой художника, но, я уверена, никакое красочное полотно крупного живописца не привлечет столько внимания, сколько неумелый рисунок их учителя, да еще с комментарием: «Я не Сальвадор Дали, тем более не Репин, но мне будет приятно, если вы узнаете, что я нарисвала!»

Обогревает.

Делаем надпись к рисунку: «Солнце, обогревающее Землю», определяем разряд причастия – действительный, потому что действительно причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие. Определяем время причастия – настоящее, а как будет в прошедшем времени? Запомним  суффиксы, они на пригодятся.

Земля, обогреваемая Солнцем - страдательное причастие, т.к. страдательное причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого причастия. Выделим суффикс причастия настоящего времени, а какой суффикс у причастия прошедшего времени?

Далее учащиеся самостоятельно продолжают работу над рисунками, попутно вспоминаем  о признаках препинания, используем две схемы:

  1. Х, /                        /,                            П./                                                        /Х

сажает                                                                       разбивает

                                       разрезает

  1. Анализ предложения, построение схемы, объяснение знаков препинания: «Опавшие с тополя листья покрывали дорожу». Переделайте предложение так, чтобы оно соответствовало первой схеме.

На основе проделанной работы составляем схему:

Прош.вр.

енн, нн, т

 

Прош.вр.

вш (ш)

 

Наст.вр.

ущ (ющ)

ащ (ящ)

 

 

Наст.вр.

ем (им)

 

действительные

 

страдательные

 

Причастие

 

 

 

 

 

 

                                       

 

Теперь, пользуясь схемой, попробуем образовать причастия:

А) действительные причастия настоящего времени от глаголов писать, петь, любить, делать, нести;

Б) страдательные причастия прошедшего времени от глаголов открывать, использовать, создавать, развить, сшить.

5. Однажды академик Л.В.Шерба предложил студентам разобрать предложения на несуществующим, «глоком», языке. Сначала студенты ничего не поняли, но Лев Владимирович показал им, что из этого предложения можно извлечь массу информации. Попробуем и мы разобрать подобное предложение. «Глокая куздра штеко будланула провекшего бокра и курдчит перелетанного бокренка». Кто действующее лицо? Куздра: это явно живое существо, в единственном числе, женского рода.  Куздра – большая (или взрослая), бокр, видимо, тоже, зато бокренок – маленькое живое существо. С бокром она управилась «в один присест» - штеко будланула,  зато сбокренком возится – курдячит. Всю эту смысловую информацию мы «почерпнули» из суффиксов и окончаний между ними. Обратим внимание на слова «провенувшего» и «перелетанного». Как вы думаете, к  какой части речи относятся эти слова и что можно сказать о них, на что указывает суффикс в этих словах?

Запись предложения, определения причастия и его характеристика.

«Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благованием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни…» (С.Аксаков)

6. Выборочный диктант с последующим пересказом картины перелета птиц, описанной И.Соколовым-Микитовым: «Засел однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда я не видел такой чудесной, почти сказочной картины… разумеется, я забыл о ружье и любовался не виданным мною зрелищем, напоминавшим дивные пушкинские сказки».

После пересказа текста с использованием причастий рассказываю ребятам, что сам А.С.Пушкин сожалел, что в разговорной речи причастия используются очень редко. Он говорил: «Причастия обыкновенного избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». А если и используем, то не всегда верно, например, написал восьмилетний Витя своему учителю письмо и подписался «любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров». Все стали смеяться над ним и шутить. Почему? В какой форме надо было употребить причастия?

7. Продолжим работу. Представьте себе, что вы корректор одной солидной газеты  и перед вами текст. «Мы посетили музей, который недавно открыли в школе, в которой интересно работает исторический кружок. Здесь мы увидели экспонаты, которые в течение трех лет собирали кружковцы, которые побывали во всех окрестных селах».

8. Выставка картин русских художников, комментарий-стихи С.Есенина, выделение причастий:

И.Левитан «Березовая роща», 1889 г. и т.д.

 

В качестве домашнего задания – повторить причастие, его разряды, образование, составить свою выставку картин с комментарием из поэтических произведений, выделить причастия, охарактеризовать их, ответить на вопрос: почему причастный оборот выделяется запятыми всегда, если стоит после определяемого слова, и выделяется запятыми в редких случаях, если стоит перед определяемым словом.

Дильманова Г.Б.

Авторская школа Жании Аубакировой

Алматы