СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«развитие осетинской музыкальной культуры за период xix-xx веков»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности народной музыки осетин, начиная с XIX века

Музыкальная жизнь Осетии до и после Октябрьской революции

Бурный рост национальной культуры после ВОВ по настоящее время

Просмотр содержимого документа
««развитие осетинской музыкальной культуры за период xix-xx веков»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

«ТВОРЧЕСТВО»

г. Владикавказа РСО-Алания




Отдел художественного воспитания

  • ДОКЛАД НА ТЕМУ:

  • «РАЗВИТИЕ ОСЕТИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА

  • ПЕРИОД XIX-XX ВЕКОВ»


Составитель:

Еналдиева К.Б.









г. Владикавказ, 2015 г.

Содержание


  1. Особенности народной музыки осетин, начиная с XIX века

  2. Музыкальная жизнь Осетии до и после Октябрьской революции

  3. Бурный рост национальной культуры после ВОВ по настоящее время

  4. Некоторые высказывания об осетинской музыкальной культуре.

Список литературы


  1. Особенности народной музыки осетин, начиная с XIX века.

Народная музыка осетин развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в эпоху общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней. Осетинские песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности. Трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные, причитания, «цоппай» - песни с пляской вокруг пораженного молнией и др.). Бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, нартовские сказания (из национального эпоса "Нарты").

Для большинства песен характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при которой солист или солисты поочередно поют основную мелодию, а остальные участники ведут менее самостоятельную мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста - эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличается свободной метроритмической организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название «кадаг») исполняются сказителем соло под собственный аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыууадастаноне или смычковом хъисын-фандыре. Осетинская народная музыка диатонична в основе, но ладовая организация многих песен сложна в силу того, что на протяжении песенной строфы происходит неоднократная смена ладовых устоев. Среди национальных инструментов струнно-щипковые - дыууадæстæнон (12-ти струнная арфа) и дала-фæндыр (двух или трехструнный щипковый инструмент); струнно-смычковые - хъисын-фæндыр (двух или трехструнная скрипка) и хъырнаг-фандыр (двухдековый инструмент, род виолончели); духовые - уадындз (свирель), лалым-уадындз (волынка), фидиуæг (духовой инструмент из бычьего рога), хъазын-уадындз (камышовая флейта), удавдз (тростевой); ударные - единственный традиционный ударный инструмент – къæрцгæнæн (трещотка), также гуымсаг (барабан), ныне используется и дала (бубен).

В середине Х1Х века в Осетии широкую популярность приобрела диатоническая клавишная гармоника - ирон-хъандзал-фæндыр. В наше время, после реконструкции осетинская гармоника приобрела другой вид и стала называться осетинская хроматическая гармоника.

Балалайка и скрипка были заимствованы.

Народные инструменты распространены как в традиционных формах, так и в реконструированных. Все они используются в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской практике.

Инструментальная музыка представлена преимущественно танцевальными наигрышами: массовый танец – «Симд», плавный парный танец – «Хонга-кафт», «Тымбыл-кафт» «Зилга-кафт» (лезгинка), «Датагуй-кафт» парный танец с приседаниями, «Гогызы кафт» - шутливый парный танец, «Рог кафт», «Ерысы кафт» - мужские характерные. Каждый танцевальный наигрыш носит название танца, который он сопровождает, иногда с добавлением названия местности, где он был создан. Инструментальные наигрыши отлича­лись стабильностью метрики (2/4, реже 6/8), частым использова­нием синкоп и триолей, четкостью композиционной структуры. Рит­мическая вариантность структуры повторов, секвенционность - осно­вные принципы мелодического развития осетинской народной музыки.

2. Музыкальная жизнь Осетии в дореволюционный и послереволюционный период.

Музыкальная жизнь дореволюционной Осетии была связана с самодея­тельным искусством, представители которого постоянно выступали на народных празднествах. Популярностью пользовались народные скази­тели, певцы и инструменталисты. Среди них Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дабе Гатуев, Заурбек Туаев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Батчери Каргиев, Кайсын Мерденов и др. Известные современные народные сказители - Арсамаг Цопанов, Знаур Будеев, Дрис Таутиев; певцы - Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Д. Касабиев, Э. Кокоев, Н. Тогузова; гармонисты - С.Ревазова, Б.Газданов, И. Мистулова, в настоящее время популярностью также пользуются А. Хадикова, А. Кокоева, С. Туаева, С. Дзуцев и др.

Собирание и запись осетинского музыкального фольклора были начаты в конце Х1Х в. С.И. Танеевым, М.М. Ипполитовым-Ивановым, Д.И. Аракишвили. В конце 20-30 гг. эту работа продолжена П. Б. Мамуловым, В. И. Долидзе, Б. А. Галаевым, Т. Я. Кокойти. Позднее – Е. А. Колесниковым, Д. С. Хахановым, Т. Я. Кокойти, К. Г. Цхурбаевой и др. В 1948 году опубликован сборник «Осетинский музыкальный фольклор», в 1964 году – «Осетинские народные песни», собранные Б. Галаевым.

После Октябрьской революции зарождается профессиональная музыка­льная культура. В первые годы Советской власти во Владикавказе работала Горская народная консерватория (1924 - 1926 гг.). С 1932 года при Северо-Осетинском радиокомитете был создан оркестр народ­ных инструментов. В 1920 г. появляются хоровые обработки народной героической песни, сделанные Мамуловым, оркестровые (обработки) миниатюры Долидзе («Осетинская лезгинка», «Танец приглашения», «Хонга-кафт» и др.). В 1931 году Долидзе начал работу над оперой «Замира» на основе народных легенд «Чермен» и «Замира».

В 1930г. композиторы работали в области мелких вокальных форм и инструментальных пьес. Вторая половина 30-х гг. XX века была ознаменована значительными событиями в культурной жизни республики. В 1935 г. был открыт первый национальный драматический театр. В 1938 г. из числа лучших участников самодеятельности создан коллектив Северо-Осетинского ансамбля песни и танца («Алан»), в 1939 году - Северо-Осетинское отделение Союза композиторов.

3. Бурный рост национальной культуры после ВОВ по настоящее время.

Бурный рост национальной культуры начался после окончания Вели­кой Отечественной войны 1941-1945 гг. и, особенно, в 50-60 гг. Открылись музыкальные школы (свыше 10), музыкальное училище, музы­кально-педагогическое училище.

В 1944 г. создан Северо-Осетинский симфонический оркестр. В раз­ные годы им руководили дирижеры В. Дударова, В. Горшков, И. Аркин, П. Ядых. Важными событиями стали преобразования драматического театра в музыкально-драматический (1958г.) и открытие в 1972 г. Музыкального театра, выросла творческая активность осетинских композиторов.

В 50-60 гг. появилось много произведений различных жанров, в том числе крупной формы. Впервые в истории осетинской музыки издаются музыкальные комедии и оперы.

В творчестве Д. Хаханова ведущее место занимает инструментальная музыка (скрипичные концерты, концерты для национальной гармоники с симфоническим оркестром, две симфонии), а также балетная музыка (балет «Ацамаз и Агунда», «Хетаг»), музыка к спектаклям.

А. Кокойти - автор первой осетинской симфонической фортепианной фантазии «Азау» и других; он автор симфонических танцев (в том числе «Симды фæз»), рапсодий для скрипки с оркестром, камерных произведений и хоровых.

В творчестве Х. Плиева главное место заняли массовые и эстрадные песни и особенно музыкальная комедия. Он автор оперетты «Весенняя песня», «Три друга», «Жених сбежал», оперы «Коста».

Разносторонне и творчество И.Габараева - симфоническая поэма к 250-летию Ленинграда, симфоническая сюита «В горах Осетии», три рапсодии для оркестра, две симфонии, вокальные цикли песен на стихи поэтов Азии и Африки, на стихи Р. Гамзатова, на стихи узников концлагеря Заксенхаузе и др. Габараев - автор оперы «Азау» и «Оллана» вокально-симфонической поэмы «Человеку».

Успешно работали композиторы младшего поколения: Р. Цорионти, Т. Хосроев, Е. Кулаев, Ф. Алборов и др.

Значительный вклад в осетинскую профессиональную музыку внесли русские композиторы: Н. Карницкая, Е. Колесников, А. Поляниченко.

В разные годы осетинский музыкальный фольклор используют русские композиторы: Н. Мясковский, В. Сорокин, Б. Терентъев, А. Соколов-Камин, К. Доминчен. Среди осетинских музыковедов – З. Туаева, К. Цхурбаева; хоровых дирижеров – З. Дзуццати, А. Ачеев, Баскаев; певцов - заслуженные артисты России Т. Тогоева, Е. Кулаев, М. Котолиева, народные артисты Северной Осетии Ф. Суанов, Д. Белаонова, А. Хасиева, заслуженные артисты Северной Осетии Ю. Бацазов, Н. Кокаева, В. Дзуцев, З. Калманова.

Большое значение для развития национальной музыкальной культуры имели Недели (1954, 1958 гг.) и Декада (1960 г.) осетинской литературы и искусства в Москве.

В РСО - Алания работают: Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. В. Тхапсаева, Северо-Осетинский государственный театр оперы и балета (музыкальный театр) (с 1978 г), Госфилармония (с 1945 г.), симфонический оркестр, оркестр народных инструментов под управлением Б. Г. Газданова (с 1932 г., затем позже с 1952 г.), государственный ансамбль народного танца «Алан» (с 1966 г.), хоровое общество (с 1959 г.), хор героической песни Горского ГАУ «Афсати» по руководством В. К. Туаева, (1984 г.), Камерный хор «Алания» под руководством Агунды Кокойты (1981), колледж искусств им В.А. Гергиева, колледж культуры, Владикавказский педагогический колледж, 11 детских музыкальных школ. В 1999 году по инициативе Министерства культуры РСО-Алания был создан Мужской хор Северо-Осетинской Госфилармонии, в 2007 г. по инициативе интузиастов создан камерный оркестр народных инструментов «Иристон» под руководством О. Ходова.

Гордостью нашего народа стала национальная музыка. Произведения осетинских композиторов исполняются во многих концертных залах страны, за рубежом, по Республиканскому радио и телевидению, и заслуженно пользуются успехом у слушателей.

Союз композиторов совместно с Государственной филармонией РСО-Алания практикует творческие встречи с трудовыми коллективами, студентами и школьниками. Республиканское радио и телевидение систематически транслируют передачи о наших композиторах, творческих работниках, людях искусства.

Наиболее известные музыкальные деятели Осетии:

  • Газданов, Булат Гаппоевич — композитор, гармонист;

  • Хаханов, Дудар Соломонович — композитор;

  • Плиев, Христофор Сосланович — композитор;

  • Кокойты, Татаркан Ясонович — композитор;

  • Габараев, Илья Гаврилович — композитор;

  • Цорионти, Резван Каурбекович — композитор;

  • Дударова, Вероника Борисовна — дирижёр;

  • Гергиев, Валерий Абисалович — дирижёр;

  • Сохиев, Туган Таймуразович — дирижёр;

  • Гергиева, Лариса Абисаловна — пианистка;

  • Дзаттиаты, Анисим Антонович — композитор, хормейстер;

  • Цаллагова, Эмилия Максимовна — оперная певица (сопрано);

  • Бацазов, Юрий Азмадиевич — оперный певец (бас);

  • Мукагов, Пётр Николаевич — оперный певец (тенор);

  • Билаонова, Долорес-Луиза Николаевна — оперная певица (сопрано);

  • Баллаев, Владимир Давидович - актёр театра и эстрадный певец.

  1. Некоторые высказывания об осетинской музыкальной культуре:

  • «Только по одному этому танцевальному шедевру «Симду» можно определить высокую культуру народа, которому этот танцевальный праздник принадлежит».

Серж Лифарь, великий французский балетмейстер.

  • «Даже если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией».

Кайсын Кулиев, балкарский поэт, народный поэт

Кабардино-Балкарии.

  • «…Осетинский народ – это народ, имеющий в своей природе по существу великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ, который имеет такой чудесный танец как «Симд» – неповторимый танец в мире. Ни один полонез не сравнится с «Симдом». Да здравствует «Симд» – танец, который выражает рыцарство, чистоту чувств, мужество и благородство. Да здравствует такой народ, да здравствует такое искусство!»

Дмитрий Алексидзе, грузинский режиссёр, народный артист СССР.

  • «Какое море звуков, мелодий, юмора!: не верилось, что такие модулятивные мелодии таятся в недрах народа: не один гениальный композитор позавидует подобным танцам».

Виктор Долидзе, грузинский композитор.

  • «Когда нам впервые совершенно случайно пришлось послушать десятка два осетинских народных песен – трудно верилось, что такие музыкально-развитые и весьма оригинальные мелодии таятся в недрах народной гущи. Впоследствии же, записав свыше двухсот осетинских песен и плясок, наличие необычайных красот в осетинской музыке превзошли наши ожидания. Не думайте, что этими 200 песнями и ограничивается актив осетинской народной песни. Умножьте цифру эту на десять, и всё же народное песенное творчество Осетии не будет исчерпано».

Из отчета В. Долидзе о его музыкальной деятельности в Северной Осетии с октября 1925 г. по август 1926 г.

  • «Я очень люблю осетинский народ, осетинскую культуру, искусство. Из любви к этому народу я поступил на заочное отделение Сельско-Хозяйственного Института в 1978 году, чтобы два раза в году быть среди осетин, видеть этих людей, бывать на мероприятиях».

Докка Мальцагов, чеченский хореограф, народный артист Российской Федерации. 


Доклад окончен, спасибо за внимание.
















Литература:


  1. Алборов Ф. Ш. Музыкальная культура Осетии. – Владикавказ: Ир, 2005.


  1. Галаев Б.А. Осетинская народная музыка. – М.: Музыка, 1964.


  1. Долидзе В. И. Осетинская народная музыка. – Орджоникидзе, 1960.


4. Музыкальная энциклопедия. Т.4., с.с.115-117, М.1978.


  1. Советская энциклопедия. - М.: 1978.


6. Туганов М. С. Осетинские народные танцы. – Цхинвали, 1957.


7. Уарзиати В. С. Народные игры и развлечения осетин. – Орджоникидзе:

Ир, 1987.


8. Цхурбаева К. Г. Некоторые особенности осетинской народной
музыки. - Орджоникидзе, 1959.



10