Светлана Александровна Салихова, учитель начальных классов,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Перми,
Развитие памяти и креативного мышления с помощью приёмов мнемотехники, как средство реализации ФГОС.
Из опыта реализации курса: «Развитие памяти и внимания у младших школьников»
В статье рассмотрена технология использования приёмов «мнемотехники» («Школа Эйдетики») как здоровьесберегающей в обеспечении «психического здоровья» учащихся, и критерии эффективности здоровьесберегающих занятий.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, содержание понятия «здоровье» выходит далеко за рамки медицинской ответственности, так как касается индивида как социальной единицы. Здоровье в современном мире выступает как мера качества жизни. Современные научные исследования показывают, что причиной многих болезней является постоянный психологический дискомфорт: отрицательные эмоции и нервное напряжение снижают иммунитет ребёнка, а методики обучения, не учитывающие особенности детской физиологии, - одна из основных причин высокого уровня заболеваемости школьников. Задача школы – полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, создав предпосылки для развития самодостаточной, успешной личности, с адекватной самооценкой и высокой нравственной позицией. Все эти качества являются главными составляющими «психического здоровья» человека, Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, а именно развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, мышления. У младших школьников особая роль развития внимания и памяти – как основы, на котором строится процесс обучения в школе. Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества».
Моя цель как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества, используя приёмы, соответствующие его психофизиологическим особенностям, формированию позитивного мышления. В этом случае может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
В своей педагогической деятельности я использую как традиционные методы и формы организации учебного процесса, так и апробирую новые педагогические технологии. Одной из таких технологий, является технология развития памяти – «эйдо и мнемотехники», которая является составляющей частью программы «Школа Эйдетики» (основатель доктор педагогических наук, профессор И.Ю.Матюгин). Большой Энциклопедический Словарь дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka – искуство запоминания), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций». В данной системе используются различные методики, которые направлены как на приёмы развития вербально-логической памяти (мнемотехнические элементы системы – за функционирование которых отвечает левое полушарие), так и на работу с образами (эйдотехнические – соответственно правое полушарие). Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, составляющей интерес. Данные экспериментов подтверждаются результатами последних отечественных и зарубежных исследований. В результате комплексного подхода к развитию и укреплению памяти, использованию позитивной психологии и знания фундаментальных процессов, происходящих в нервной системе, «Школа Эйдетики» способствует гармонизации в деятельности нервной системы, нравственно – интеллектуальному росту обучаемых.
В течение 4-х лет мною апробируется курс для младших школьников «Развитие памяти и внимания». Цель курса: увеличение объёма и повышение эффективности памяти учащихся через развитие воображения и обучение рациональным приёмам и способам запоминания.
Основные принципы «Школы Эйдетики»:
● Комплексное развитие психического здоровья (развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи)
● Использование занимательности ( сказочный сюжет, весёлый рассказ)
●Организация оздоровительно - развивающей среды (стимулирующей воздействие на познавательную активность ребёнка)
● Личностно-ориентированный подход
● Поощрение успехов ребёнка, закрепление его сильных сторон.
● Ясность цели и последовательность пути её достижения.
●Практическая направленность
Для достижения поставленной цели на занятиях с младшими школьниками мною используются следующие методы обучения:
▪ словесный: правила радостного общения, беседа, диалоги, интерес к восприятию;
▪ наглядно-иллюстративный: схемы, мнемокарточки, дидактические игры, аудио и видеоматериалы;
▪ психогимнастика: зарядка-релаксация, дыхательная и мышечная гимнастика, самомассаж, функциональная музыка, цветотерапия, упражнения для активизации работы мозга;
▪ метод мнемотехники (основанный на вербально-логическом мышлении): логические закономерности, ассоциации, рациональное повторение);
▪ метод эйдотехники (основанный на конкретно-образном мышлении): оживление, вхождение, трансформация; образные крючки, мышление образами, соощущения, графические импровизации, метод Цицерона и другие).
Предлагаю некоторые приёмы «мнемотехники», которые можно использовать на уроках в начальной школе.
Русский язык. 2 класс. Тема «Парные звонкие и глухие согласные» Комбинированные мнемоприёмы.
Метод наблюдения. Школьники затыкают уши указательными пальцами и произносят парные звонкие и глухие согласные. При образовании звонкого звука отчётливо слышен звон в ушах. Другой вариант: положить палец на гортань, при образовании звонкого звука характерно дрожание голосовых связок.
Метод рассказа.Чтобы вспомнить все пары согласных звуков – надо поставить их в алфавитном порядке Б В Г Д Ж З и придумать фразу, слоган. Например: «Будем Всегда Грамотными Деловыми Жизнелюбивыми Знайками».
Физминутка с двигательными ассоциациями. Б- бежишь, В- вращаешься, Г –гудишь( издаем звук «У»), Д –дружишь( рука соседа), Ж – жуёшь( упражнения для языка), З –занимаешься (сели за парту).
Литературное чтение (2 класс) Метод Пиктограмм (условный символ, рисунок).
Пересказ текста «Филиппок» (план). Наизусть (стихотворение С.Есенина):

Русский язык. Словарные слова. Методы: графические и звуковые ассоциации, трансформации, метод «креста».
С
СОБАКА – «Жила-была СОбака, она очень любила спать, поэтому её назвали СОня.»
СОбака живёт в кОнуре.
К
ОНУРА
Б
А
К
А
Математика. Спрятанные цифры. Находим цифры в рисунках (Матюгин И).
Результат деятельности программы «Школа Эйдетики»:
Обучающие будут уметь:
самостоятельно применять приемы саморегуляции;
самостоятельно применять приемы мнемотехники;
самостоятельно использовать приемы развития памяти: слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной;
концентрировать внимание;
ставить цели запоминания и воспроизведения, планировать эти процессы, принимать решение о способе запоминания, контролировать процессы запоминания;
оценивать свои действия и результаты;
Улучшение памяти наблюдается в следующих показателях:
▪ возрастание активности на уроке (интерес),
▪ повышение качества устных ответов,
▪ уменьшение количества орфографических ошибок.
Таким образом, здоровьесберегающая направленность в школе как одна из актуальных проблем современности требует к себе более глубокого исследования, разработки технологий, диагностик. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что технология «Школы Эйдетики» является здоровьесберегающей, так как направлена на обеспечение психического здоровья учащихся, опирается на природосообразность, индивидуальность ребёнка. Использование технологии «Школа Эйдетики» способствует повышению мотивации и интереса к учебно-познавательной деятельности.
Литература
1.АбрамоваГ.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики htt://www.tiuu.ru/content/pages/53htm
2.Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Матюгин И Как развить хорошую память. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
4. Матюгин И Как развить хорошую память. Новейшие методики - М: РИПОЛ КЛАССИК, 2007.
5.Никитина Т Самоучитель по развитию памяти. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
6.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М «Новая школа», 1995.
.