СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие педагогического мастерства учителя как условие повышения качества образования" (педагогический опыт)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен педагогический опыт. Раскрываются основные критерии успешности учителя.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие педагогического мастерства учителя как условие повышения качества образования" (педагогический опыт)»

Представление педагогического опыта учителя химии и биологии Татаркиной Галины Валерьевны, высшая кваликафикационная категория


"Развитие профессионального мастерства учителя как условие повышения качества образования"

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить».

В.М. Лизинский.


Школа – это целая эпоха в жизни любого человека. Память надолго хранит тот день, когда мы пришли в первый класс, когда столкнулись с первой неудачей, влюбились в первый раз.

Школа – это целая эпоха в жизни любого учителя. Память надолго хранит тот день, когда мы первый раз сказали ученикам: «Здравствуйте, я ваш новый учитель!».

Школа – это большая и значимая ступень в процессе становления личности. И только от учителя зависит тот багаж, те знания, которые ребенок возьмет с собой во взрослую жизнь.

(Игра «Ситуация успеха»). Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как учитель, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Я думаю, что когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве учителя, вы взяли за основу ваш профессиональный успех.

Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию.  Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.

Каждый день мы работаем с учениками, -это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.

Чтобы научить детей добиваться успеха в намеченном деле, мы должны сами четко представлять, какие качества нужно развивать и взращивать в себе на пути к заветной цели.

Успешным ученик может стать только у успешного учителя.

Формула успешного учителя = Любовь к своей профессии + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к обучающимся, родителям, коллегам + Моральная чистоплотность + Гражданская и общественная активность педагога + Патриотизм + Высокая культура преподавателя + положительная сторона личной жизни.

Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что потребность достижения успехов проявляется в том, что обладающий ею ученик старается делать все как можно лучше, всегда ориентируется на высокие стандарты или образцы достижений.

Успешные дети:

  • с готовностью подвергаются различным испытаниям, включая экзамены;

  • с желанием включаются в соревнования с другими людьми, причем старается выиграть эти соревнования, стать первым среди равных;

  • для них очень важна оценка их деятельности учителями, и они активно стремятся к тому, чтобы получить с их стороны наивысшую оценку;

  • если их постигает неудача, то они не опускают руки, а, напротив, увеличивают прилагаемые усилия для того, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха;

  • мотивированные на успех дети всегда чувствуют себя уверенно, обладают адекватной самооценкой и достаточно высоким уровнем притязаний.

Как вырастить успешного ученика?

Только подведя его к ситуации успеха!

Но кто может вырастить успешного ученика? Только учитель, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного «Исполнителя», а «Решателя» конкретных жизненных проблем, может воспитать конкурентноспособную, компетентную личность. Работая много лет в школе, я стараюсь ориентироваться на достижение, развитие, саморазвитие.

Каковы же критерии успешности учителя?


 Первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам районных контрольных работ. 

Второй   критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:

· учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

· учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

· учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий   критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Целью самообразования является овладение теоретическими сведениями о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применяемых теоретических знаний.

Четвертый   критерий – образование педагога и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый   критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

Шестой   критерий – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

«Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог-ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике».

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Развивая себя, принимаю участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях, круглых столах.

Зная, что одним из условий развития успешности личности является вовлечение учащихся в конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, я стараюсь ориентировать детей на свободный выбор, творчество, представляющие безграничные возможности для самореализации.

Мои дети участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня, а это и есть необходимое условие для раскрытия и самореализации личности, т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Некоторые из конкурсов, в которых участвуют мои дети: районная научно-практическая конференция «Зеленый пояс Амура», Дальневосточная экологическая конференция «Человек и биосфера», краевая экологическая конференция исследовательских работ школьников «От Дня Земли – к Веку Земли», краевая научно-практическая конференция ДВФУ «Моя страна – моя Россия», районный конкурс социальных проектов «Я – гражданин России», краевая заочная Осенняя школа ДВФУ, краевая краеведческая олимпиада «Наш край», краевой конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество. Моё Приморье», краевой конкурс социально-значимых проектов школы педагогики ДВФУ.

Ребята, участвующие в любых соревнованиях, более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Ориентированные на достижение успехов, способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем ученики, ориентированные на избегание неудач.

Одним из путей творческого восприятия биологии и химии считаю систематическую научно-исследовательскую работу, ведь главными задачами учебного исследования являются развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, получение новых знаний на субъективном уровне. Работая над проектом, ученики получают опыт использования современных технических средств с одной стороны, с другой стороны – приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей производственной деятельности.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Но самое важное происходит в ходе работы над проектом, когда на первый план выступают новые специфические функции, когда учащийся чувствует во мне соратника, помощника, наставника. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования, ведь детские проекты – это не просто игра, а один из самых эффективных способов получения знаний.

Любая деятельность требует оценки. Даже получение обычного сертификата участия помогает почувствовать в себе силы, повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству. Важно вовремя дать установку «Нужно верить и все получится!» А эмоции, связанные с удовлетворением от проделанной работы? Ощущение собственной компетентности, самоуважение от полученного индивидуального результата являются сильнейшими внутренними мотивами учебной деятельности, которые значительно более эффективны в учебном процессе, чем внешние мотивы (награды, поощрения, вознаграждения и т.д.)

Получая поощрения за действия, направленные на достижение успехов, ребенок испытывает удовольствие от этих поощрений, и для того чтобы еще раз пережить это удовольствие, он начинает повторять эти действия. Так у него формируется и закрепляется поведение, направленное на достижение успехов.

Чтобы оценить, правильно ли я определила пути своей деятельности – необходима обратная связь. Я много лет отслеживаю судьбу своих выпускников, радуюсь их успехам, огорчаюсь неудачам. Многих моих выпускников (среди них 12 «золотых» и «серебряных» медалистов) отличает сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, высокая и устойчивая мотивация к обучению, активная жизненная позиция, готовность к самореализации во взрослой жизни. Мои ученики, которые смогли себя реализовать в школе в основном все получают высшее образование и работают в различных структурах. Успешные дети становятся успешными и в институтах. Два моих ученика были волонтерами на Олимпиаде в Сочи, а один из них стал лицом ВГУЭСа.

Отсюда можно сделать выводы, сходные с выводами, сделанными Д.Макклелландом: успешные ученики и в жизни более успешны!

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и к этому стремлюсь. Я хочу, чтобы на выходе из школы мои выпускники представляли собой:

  • успешных людей;

  • профессионально-определившихся;

  • коммуникативно-грамотных;

  • владеющих информационными технологиями;

  • обладающих навыками исследовательской деятельности;

  • социально адаптированных;

  • осознающих свое «я» и свое место в мире;

  • креативных;

  • самостоятельно и критически мыслящих;

  • способных работать в команде;

  • обладающих высокой степенью толерантности;

  • интернационалистов и патриотов.

Хочется вспомнить слова древнего философа, который сравнивал одарённого ребёнка с редким, диковинным цветком, необычайно красивым и трепетным в пору своего зацветания. А вот распустится ли он и будет ярко и долго цвести в саду, благоухая, зависит от того, в руки какого садовника попадет этот цветок. Успехи и неудачи талантливых школьников - это наши с вами успехи и неудачи. И от того насколько мы прочувствуем важность данного вопроса и умело организуем работу зависит будущее интеллектуальной молодой элиты страны.

Все формируется годами, успех приходит к тем людям, которые привыкли добросовестно трудиться, постоянно учиться, быть "в струе" новизны. Как только ты отстал в знаниях - ты уже не интересен своим ученикам - значит и успешности не будет ни у тебя, ни у твоих учеников.

Успех - это то чего мы достигаем в своей профессии. Качество знаний наших учеников, результаты ЕГЭ, победы в конкурсах детей и нас самих - это НАШИ успехи. К этому мы идём совместно с детьми, главное показать нашим деткам, что они не одни и зарядить их своей энергией и уверенностью в дальнейших успехах. Только вера в свои силы может принести плоды. Зажечь сердце ребёнка способен лишь тот, кто сам горит!!!

Внутренняя успешность – это ощущение удовлетворенности жизнью, полноты самораскрытия, внешняя – профессиональный статус, квалификационная категория и т.п. Успех напрямую связан с потребностями. Успешность понятие относительное, показывающее умение согласовывать материальные, социальные и духовные потребности собственной личности с реальностью. Наверное, ни один педагог не скажет, что он всегда доволен собой, каждым своим днем в учебной деятельности, каждым уроком. Бывают и неудачи, но без них невозможно движение вперед, не будет развития.

Мне кажется, что любой из нас должен стремиться к достижению внутреннего успеха, то есть к достижению удовлетворенности педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Внешний успех, карьеру разумнее рассматривать как побочную цель. Если рассматривать наоборот, то, наверное, можно достичь определенных результатов в карьерном росте, но стать профессионалом-педагогом, который сопереживает, слышит, чувствует, сочувствует другому человеку, невозможно.

Если учитель уверен в своей личной и профессиональной компетентности, уверен в своем внутреннем успехе, то у него высокая самооценка, он оказывает позитивное влияние на отношение детей к нему, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге, оказывает развивающее воздействие на личность учащегося. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Увидеть их, помочь им раскрыться – цель учителя.

Ребенок действительно «не пустой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Эта цитата отражает два основных вопроса педагогики: чему учить и как учить?

Сегодняшние школьники отличаются от советских школьников. Они рано начинают осознавать себя свободными, независимыми, противопоставляют свои взгляды и принципы принципам и морали взрослых. Не секрет, что процесс воспитания личности долгий и трудный, ведь часто педагога и ученика отделяет целая пропасть, обусловленная разницей в возрасте, в воспитании, мировоззрении. Как же преодолеть это расстояние. Умный педагог создаст ситуацию успеха для каждого воспитанника, независимо от его талантов и способностей. Ведь ребенок по-своему уникален, и педагогу необходимо нацелить его на успех, вселить веру в свои силы. Личность учителя способна создать вокруг себя некоторую среду, в которой ученик будет развиваться. Я работаю в сельской школе и, к сожалению, у некоторых детей настолько негативная обстановка в семье, что они «ни во что хорошее не верят». У других детей, из вполне благополучных семей, родители постоянно заняты: для них работа, материальное благополучие стоят на первом месте, дети в таких семьях часто получают мало родительского тепла и внимания, и учитель, которому они доверяют, может в какой-то мере восполнить этот пробел. Я, как классный руководитель, заметила, чем больше проблем в семье, тем больше ребенок тянется к учителю, тем больше у него возникает желание с тобой поговорить, посоветоваться, поделиться, найти поддержку. У меня достаточно близкие отношения между мной и учениками. Это видно уже по тому, как они на перемене ходят вокруг меня, или по тому, как ждут одобрения своего ответа. Внеклассная работа дает огромные возможности для раскрытия разных сторон личности учителя и ученика. При подготовке мероприятий, в походе, в театре, на экскурсии, в процессе неформального общения и ученик, и учитель предстают в ином качестве, раскрываются с неожиданной стороны. Процесс воспитания обоюдный: педагог и ученик, взаимодействуя друг с другом, способны меняться, обогащаясь духовно и эмоционально.

Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда - и только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор не бесполезен, помог каждому задуматься о том, какие качества нам необходимо развивать в детях, чтобы они могли достичь успеха в жизни.

Закончить беседу я хочу одной притчей.

Однажды сын спросил у отца:

— Что нужно, чтобы добиться успеха?

— Не знаю, сынок, — ответил отец, — это очень сложный вопрос. Задай его маме.

— Не знаю, сынок, — сказала мама, — спроси об этом у того мудреца, что живет на горе в старом красивом замке.

И мальчик отправился в старый замок, чтобы задать этот вопрос мудрецу.

— Мудрец, — обратился мальчик к седому старцу, — скажи мне, что нужно человеку, чтобы добиться успеха?

— Трудный вопрос ты мне задаешь. Я отвечу на него, но позже. А пока пойди и посмотри на мой дворец. Он заслуживает восхищения! А потом возвращайся ко мне.

Мальчик с радостью принял приглашение мудреца и отправился, было, осматривать дворец, но старец остановил его со словами:

— Чуть не забыл. Возьми вот эту ложку, в ней две капли масла. Ни в коем случае не разлей их, пока будешь бродить по дворцу.

Через какое-то время мальчик вернулся. В его руке была ложка с каплями масла.

— Ну, как, тебе понравился мой дворец? — спросил мудрец.

— Я ничего не видел, — ответил мальчик, — я боялся, что разолью масло.

Мудрец снова отправил его осматривать свои владения. Через час мальчик вернулся. Он был очень доволен и рассказал, что ничего подобного раньше не видел! Когда мудрец спросил его про масло, оказалось, что пока мальчик радовался красотам дворца, пролил все масло.

— Ты спрашивал меня, что нужно для того, чтобы добиться успеха? — сказал ему старец, — я готов тебе ответить.

— Мы рождаемся на свет и каждый день любуемся окружающим миром, впитывая в себя все, что видим, слышим, чувствуем. Со временем это становится нашим жизненным опытом, который нам помогает во всех наших начинаниях. Но так же, со временем, мы становимся более осторожными и осмотрительными, боясь потерять приобретённое, как те капли масла, которые ты разлил, осматривая мой дворец. И это правильно. Секрет успеха в том, чтобы всегда помнить о каплях масла в своей ложке. Найти что-то стоящее сложно, но ничего не стоит это потерять...



Я желаю отличного настроения.

Как в этой жизни преуспеть?

Как получить то, что желаем?

Как воплотить, о чём мечтаем?

Ответ простой – позвольте сметь!

Позвольте сметь себя любить,

Обидам места не давая,

Любовь повсюду раздавая,

И жизни каждый миг ценить!

Себе позвольте быть собой,

Живя, а не играя роль!

Своей быть выраженьем воли,

А не раздавленным судьбой!

Позвольте сметь себя менять!

Смотря кино, читая книжки,

Учась и набивая шишки,

Посмейте мудрость набирать!

Себе позвольте сметь расти,

Всё время, поднимая планку!

Не надо вовсе наизнанку,

Но смейте быть всегда в пути!

Себе позвольте сметь мечтать,

Мечтам, не подрезая крылья,

Боясь лишь своего бессилья

В мечтах под облака летать!

Посмейте не переживать

О том, что изменить не в силах,

Но коль хотите жить красиво,

Имейте силы жизнь менять!

Посмейте жизнью управлять!

Свои решенья принимая,

Мечты в реальность воплощая

Посмейте жизнь преображать!

Себе позвольте жизнь любить!

Всем в этой жизни восхищаясь,

Мгновеньем каждым наслаждаясь,

Посмейте полноценно жить.

Я хочу закончить нашу встречу словами: (ДЕВИЗ УСПЕХА)

Я не пойду за нытиками, их болезнь заразна.

Я пойду за людьми успеха.

И буду ставить себе только большие цели!

Я знаю, что призы никогда не выдаются на старте, они выдаются только на финише.

И я не знаю, сколько шагов до финиша мне надо пройти.

Но каждое утро, как бы трудно мне ни было, я буду повторять:

«Сегодня мне надо сделать только один шаг!»

Давайте вместе каждое утро делать этот шаг к нашему профессиональному успеху!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!