РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ
Овинова Любовь Николаевна
учитель географии высшей квалификационной категории,
МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский
«Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный который ведет верно и далеко» Ж.Ж. Руссо
Цель:
Формирования познавательного интереса на уроках географии в 5 – 11 классах.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса и географического, пространственного мышления учащихся.
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3. Формирование навыков использования дополнительных источников информации (сбор, систематизация, хранение, использование)
4. Умение представить результат своего труда.
Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области.
Таблица 1: Условия формирования Таблица 2: Структура
познавательного интереса. познавательного интереса.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как: составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
5 класс. Тема: «Путешествия морских народов». Выполняют макеты кораблей, используя различные материалы, в том числе и пластилин. На последующих уроках сравнивают с судами китайскими. (Распознают черты сходства и различия). Тема: «Жизнь в морях и океанах».
Оформление иллюстрации с изображением морских животных, плакат с изображением моря, включая дно (на этот плакат прикрепляются изображения морских животных согласно их местообитанию);
морских животных выполняют из бумаги.
6 класс. Тема: «Поверхностные воды. Реки». Макеты и модели, созданные руками учеников, формируют первоначальные представления о природных объектах. Таким образом, работа с использованием макетов и моделей позволяет поддерживать интерес детей к миру природы, формировать осознанное правильное отношение к объектам природы.
7 класс. Наиболее интересна учащимся работа, связанная с составлением кроссворда. Наиболее любимые темы: «Океаны и моря», «Животный и растительный мир материков».
8 класс. Тема: «Животный и растительный мир», «Лесостепи и степи». Для выбора тем творческих работ акцентируем внимание на заповедных зонах родного края.
9 класс. Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал изучения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Наиболее интересны темы из раздела «Население». Как правило, связаны они с долгосрочными проектами.
10 – 11 классы. Долгосрочные групповые проекты направлены на более углубленное изучение стран. Интеграция с различными предметами: историей (историческая справка - возникновение государства, правящие династии, особенности изменения границ во времени); иностранным языком (особенности языка страны); литературой (знаменитые писатели, поэты и их произведения), экономикой (курс валюты, стоимость билета до данного государства)…и т.д.
Таким образом, мы решаем поставленную в настоящее время перед нами задачу подготовки социально - ориентированных выпускников, которые должны уметь:
! ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике;
! критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем;
! уметь работать с информацией;
! развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
«Всё искусство обучения заключается только в искусстве пробуждения природного любопытства молодых умов в целях удовлетворения его впоследствии, а любопытство само по себе может быть ярким и полезным лишь в той мере, в которой доволен и счастлив ум».
Анатоль Франц
Используемая литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов педагогических институтов / ред. Г.И. Щукиной. – Москва: Просвещение, 1984. – 176 с.
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.
2001. 128 с.
3. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – Москва: Знание, 1979. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. СериЯ 'Педагогика и психологиЯ' ; № 2) .
5. «Современный урок географии» Москва, Школа-Пресс 2001г.
Библиотека журнала «География в школе»
6. Педагогические теории системы и технологии обучения» Т.В. Машарова, Киров 1997г.
7. Даринский Анатолий Викторович. Урок географии в средней школе/ А. В. Даринский. – Москва: Просвещение, 1984 . – 144 с.