Развитие познавательной активности на уроках биологии

Категория: Биология

Выступление на Всероссийской конференции педагогов "Педагогический поиск". 

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности на уроках биологии»

VIII Всероссийская конференция педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК»




Секция конференции: «Общее среднее образование (5 – 11 классы)».




Тема выступления:


«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии».




Ширина Валентина Петровна




МКОУ Писаревская сош Кантемировского муниципального района


Воронежская область


































Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии».

Сегодня в образовании происходят существенные перемены – меняется тип культурно – исторического наследования. Основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде завершенной системы знаний, уходит в прошлое. «Целью образования становится формирование субъекта культуры – всесторонне образованного человека, обладающего экологическим сознанием, способного к самостоятельному выбору, поступку, открытого к диалогу». (Л.Н.Сухорукова)

В настоящее время в методической науке стало общепризнанным не только формулировать цели впереди содержания, но и ориентировать их на планируемые результаты, т.е. формировать через требования к действиям учащихся в области познавательной деятельности. Таксономия учебных целей формируется в виде требований познавательной деятельности – «называть», «определять», «описывать», «объяснять», «прогнозировать». Классификация целей в целом позволяет осознанно строить познавательный процесс в направлении достижений целей высокого уровня.

Каждое требование познавательного процесса носит обобщающий характер (объединяет совокупность операций). Однако такой подход предполагает развитие ученика не только в познавательном, но и в эмоционально-ценностном отношении. Поэтому эти виды деятельности неразрывно связаны друг с другом.

Таксономия (классификация целей) познавательной деятельности при изучении биологии:

  1. Называть: воспроизводить учебный материал о строении и функционировании живых систем, истории и содержании биологических теорий.

  2. Определять: распознавать различия в объектах и процессах природы; сравнивать, пользоваться различными источниками информации.

  3. Описывать: вычленять основные положения теорий, характерные признаки живых систем, строить связанный рассказ, составлять реферат.

  4. Объяснять: систематизировать факты вокруг идей об организации и эволюции живой природы; устанавливать связи между элементами теорий и понятиями.

  5. Прогнозировать: высказывать предположения о причинах приспособленности организмов к среде обитания, многообразия видов.

Выполнение целей познавательной деятельности учащихся по биологии возможно при использовании различных методов и приемов в обучении предмета на уроке и во внеурочное время.

При изучении урока как важнейшей формы организации учебной работы в школе, следует иметь в виду, что в нем фокусируются как общие закономерности обучения, так и те разнообразные методы, с помощью которых оно практически осуществляется. Следовательно, осмысление методики проведения урочных занятий во многом связано с уяснением того, как нужно опираться на закономерности познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и как наиболее эффективно использовать методы учебной работы для решения различных дидактических задач.

Начнем с того, что как и во всей системе обучения, на уроке выступают и взаимодействуют две стороны – учитель и ученики. Со стороны учителя урок выступает как форма организации учебной работы учащихся, со стороны же последних он является формой, в которой протекает их учебно-познавательная деятельность. Но овладение званиями происходит только в процессе активной учебно-познавательной деятельности школьников. Вот почему освещение методики урочных занятий должно основываться на раскрытии тех психологических и дидактических условий, которые способствуют возбуждению и организации активной познавательной деятельности учащихся по овладению учебным материалом. К психологической стороне урока относятся те психические состояния и процессы, от которых зависит познавательная активность учащихся и которые оказывают воздействие на осмысление и усвоение знаний. К дидактической стороне относятся способы и средства, поддерживающие внимание учащихся, возбуждают интерес к учению.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фаза стала уже традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Жизнь показывает, что одни и те же дети ведут себя по-разному в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Да и от природы дети все равно разные, со своим восприятием мира и задача учителя – помочь ребенку познать мир его путем. Это то, что называют «индивидуальным подходом». Но каким образом, скажите вы, сделать невозможное. Даже познать самого себя сложно. А знать об индивидуальных особенностях нескольких десятков детей… Реально ли это? Оказывается реально, если дать разнообразные пути реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.

Каким же должен быть современный урок, чтобы он вызвал живой отклик у ребят и вызвал индивидуальные способности? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его не повторяемость, насыщенность и многообразие могут обеспечить эффективность. Существует много способов повышения эффективности уроков. Мне хочется остановиться на некоторых примерах нетрадиционного проведения учебных занятий, которые характеризуются рядом особенностей.

Они, во-первых, позволяют отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового, закрепление, задание на дом; во-вторых, при изложении материала помогают избежать простой констатации фактов, перечисления характеристик внутреннего и внешнего строения живых организмов; в-третьих, дают возможность повысить степень активности школьников, которая является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства.

На уроках, во всех классах можно использовать индивидуально – групповую форму организации познавательной деятельности школьников. Это помогает включить ребят в деловое общение, здесь все имеют право на оценку работы своих товарищей, помогают им выступить в роли лаборантов, консультантов, экзаменаторов, помощников учителя. Групповую форму работы лучше всего использовать на заключительных уроках по теме, цель которых – обобщение и систематизация материала, оценка знаний учащихся.

Уроки обобщения знаний обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. Формы обобщающих уроков разнообразны: обзорные лекции, семинары, конференции, учебные игры и т.д.

Выше уже говорилось, что при подготовке и проведении обобщающих уроков, особое внимание стоит уделять групповой форме деятельности школьников, при которой класс делится на несколько групп; учитель ставит общую цель, для достижения которой определяет частные задачи. Он определяет группам разные (или одинаковые) задания для внутригрупповой работы, следит за регламентом, наблюдает за ходом самостоятельной работы в группах.

Семинар – традиционная форма урока. Его организация и проведение обычно сводятся к следующей схеме: определение темы, подготовка вопросов для обсуждения; подбор дополнительной литературы; распределение заданий и тем для сообщений; формулировка задач и знакомство с планом проведения урока; выступления учащихся; обсуждение вопросов; подведение итогов.

В отличии от традиционного подхода мы широко применяем групповую работу уже в процессе подготовки к семинару. В каждой группе учитель выделяет консультантов, которые выполняют контролирующую и координирующую функции: помогают подобрать литературу, наглядный материал, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащегося и учителя. Вопросы к семинарскому занятию готовят учащиеся всех групп. Однако на семинаре во вводной беседе учитель конкретизирует задание для каждой группы. На групповую работу отводится не более 5 минут урока. Затем от каждой группы выступают 1 – 2 представителя; учащимся других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключении урока – семинара подводятся итоги, выслушиваются мнения консультантов, рецензентов, учителя, оценивается работа всех учащихся.

В отличие от семинара учебная игра не требует тщательной предварительной подготовки, так как групповая работа занимает не менее 20 минут и учащиеся имеют возможность непосредственно на уроке пользоваться учебниками, дополнительной литературой, наглядными пособиями.

Особую роль в развитии детей играют игры. Очень важно в разумных объемах включать игры в учебный процесс с целью повышения его эффективности. При этом следует учитывать возрастные особенности школьников.

Игры знакомы каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения урока, или включение в ход урока элементов игры всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Элементы игры можно использовать на любом этапе урока. Игра помогает учителю активизировать деятельность учащихся, осуществлять личностно – ориентированный подход к их обучению. Приведу пример. На первом этапе урока, при проверке домашнего задания, можно использовать игру «Последние штрихи», во время которой необходимо закончить схему, предложение или исправить ошибки. На втором этапе урока, при изучении нового материала, можно использовать решение биологических задач, которые развивают познавательную деятельность школьников. На третьем этапе, при закреплении материала, можно составить игру при которой дети будут выбирать карточки с вопросами и отвечать на них. Закончить урок можно игрой «Светофор» (цветодиагностика), где поднятие соответствующей карточки показывает мнение учащихся о проведенном уроке. Для учителя такой анализ урока – информация к размышлению. На уроке детям нравится разгадывать кроссворды и различные головоломки. Головоломки составляются с целью закрепления полученных знаний, поэтому их решение должно занимать мало времени. Кроссворды зачастую требуют для решения использования дополнительной литературы, поэтому выполняют задачу расширения кругозора учащихся и развития их познавательного интереса к предмету.

Особую роль играют на уроке загадки. Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы успешно отгадывать загадки по биологии, необходимо не только знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным. Можно использовать загадки при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы, в процессе обобщения, с целью создания проблемной ситуации.

Язык русский вроде бы понятный, но редко учащиеся задумываются над новыми словами для того, чтобы понять заключенный в них смысл. Кажется, так просто, когда рассказывает учитель, и так сложно, когда берешься за дело сам. Вот почему с первых уроков биологии особое внимание следует уделять работе с научными терминами, помогать учащимся в их осмыслении. А сделать это можно разными способами, в частности использовать для этого склонность детей к воображению. Например, составление сказки на определенную тему (корень, лист, пчела и т.д.). При прослушивании таких сказок, во-первых, интересно, во-вторых, идет повторение необходимых терминов, в случае их неправильного употребления одноклассники могут исправить.

Уроки биологии дают широкую возможность для применения практической формы обучения. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают новые знания в ходе самостоятельной работы (например, с микроскопом).

В ходе закрепления материала урока может быть использована опорная схема, спроецированная через кодоскоп или проектор. С её помощью акцентируется внимание на главных моментах изучаемой темы. Цель опорных конспектов на уроке – помочь учителю активизировать работу учащихся при изучении нового материала, а также при закреплении полученных знаний.

Опорные конспекты – это построенное по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором концентрированно отображено основное содержание учебного материала, а также с использованием графических приемов повышения мнемонического эффекта.

Интересными в плане методики проведения стали интегрированные уроки: биологии и математики, биологии и физики, биологии и химии. Такие уроки специфичны, требуют тщательного отбора содержания, с тем, чтобы учебный, наглядный материал двух предметов гармонично соответствовал целям и задачам данного урока. Подготовка к нему занимает немало времени.

Нестандартные формы проведения урока – это не сама цель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным, познавательным для ребят и укреплял бы их интерес к биологии.

Помня, что от природы все дети разные, условия на таких уроках создаются с целью реализации учебной задачи разными путями, дают возможность использовать: рисунок, рассказ, тексты, расчетные задачи, практическую работу, игровые моменты, экскурсии и др. Не менее важен при реализации природных данных детей психологический климат на уроке, отношение учителя к удачам и ошибкам ребенка, к его может быть первому в жизни собственному мнению. Мало природного ума и характера, необходимы соответствующие условия труда, чтобы ребенок мог раскрыться. Формирование у учащихся разнообразных познавательных интересов может дать толчок к самообразованию.

Итак, мы обсудили возможность повысить результаты в обучении, используя в качестве опоры индивидуальные особенности учащихся и, прежде всего, особенности познавательных интересов. Вспомним всем нам хорошо знакомое утверждение: обучая, мы воспитываем ученика, воспитывая – обучаем. Это не просто давно известная истина, а необходимые составные части грамотно организованного учебно – воспитательного процесса.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас