«Формирование познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы и приемы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить материал, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Французский писатель А. Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». В своей работе я и стараюсь развивать «аппетит» у детей. Я, как и многие учителя-практики, в своей деятельности сталкиваюсь с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
Одна из важных проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.
Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег. Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо искать новые, более рациональные формы обучения. Нужно добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. С этой целью я провожу уроки-викторины, уроки–КВН, диспуты, дискуссии, уроки – путешествия.
Цель моей педагогической деятельности – это эффективное построение учебного процесса, привлечение обучающихся к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, развитие творческих способностей.
Задачи:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал ученика;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Главным в системе работы по формированию познавательных способностей, я считаю, что учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления.
В своей работе применяю различные методические и дидактические приёмы.
Например: Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема «Корень слова». Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
Отсроченная отгадка Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)
Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
Вопрос к тексту
Повторение изученных ранее тем.
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме «Имя существительное».)
Игра «Ромашка» (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)
Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)
Домашнее задание
Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)
Задание массивом (задается большое количество слов по теме «Орфоэпия», к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов – «отлично», 5 – 10 «хорошо»)
Домашнее задание сочинить сказку на определенное правило.
Коллективная учебная деятельность:
Организация работы в группах
Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
Пресс – конференция и вопрос к тексту.
Своя опора
Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
Игровая учебная деятельность:
Игры – тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)
Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)
Игры в случайность (игра «Что? Где? Когда?», «Ромашка»)
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо «почувствовать» пьесу и всех героев.
«Кто это?». (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из «Мертвых душ». Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)
Приемы устного опроса:
Базовый лист контроля (тетрадь, в которой фиксируется усвоение материала по темам, дата опроса, оценка.)
Программный опрос – ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ОГЭ и ЕГЭ.
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику.
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Выборочный диктант:
Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Астана». Дети пишут слова: город, Астана, столица, автобус, автомобиль, магазин.
Буквенный диктант:
Очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
Заменить развернутое определение одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- ращ-», «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.
Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями: обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит (сказки Пушкина на новый лад и др.).
«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К. Д. Ушинский.
Важнейшую роль в формировании познавательных способностей играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.
«Составление кластера».
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Например, на уроке литературы в 5 классе, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Му-му» создаем такой кластер.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивают наблюдательность, учат самостоятельно делать выводы.
Развитию познавательной активности учащихся способствуют и сочинения – отзыв о книге. Для домашнего сочинения – отзыва о книге предлагаю взять, например, такие темы: «Книга, которая оставила неизгладимое впечатление», «Об этой книге хочется рассказать», «Книга о мужестве», «Книга о подвиге», «Книги, научившие меня любить Родину». Важным моментом в подготовке такого сочинения является выбор книги для отзыва. Советую ребятам какому произведению посвятить сочинение. Предостерегаю учащихся от пересказов содержания книги и напоминанию им, что сочинение, являющееся отзывом о каком–либо произведении, строится как рассуждение. На одном из уроков анализируются отзывы учащихся о книгах – фрагменты из сочинений прежних лет. Для сочинения – рассуждения предлагаю такие темы: «Слово о родном крае», «Почему мне дорог родной край», «Берегите родную природу», «Друзья природы» и др.
Аналитическая работа начинается уже в процессе обдумывания темы сочинения. Ученик выделяет то, о чем следует писать. Возникает замысел будущего текста. Однако анализ ученических письменных работ свидетельствует о том, что результат не всегда соответствует предварительно намеченному замыслу. В самостоятельных письменных работах учащихся часты случаи отрывочного, неполного изложения мыслей, пропуски. Происходит это потому, что ученику трудно воплотить в текст то, что он воспринял, осмыслил. Только система, основанная на определенных принципах, вытекающая из специфики используемого материала и из психолого – педагогических условий обучения, может дать в развитии письменной речи учащихся положительные результаты. Применение всех направлений в работе дает хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету, растет грамотность учащихся.
Кроме этого у нас в школе есть факультатив «Русская словесность», на котором основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагает обязательное развитие творческой активности учащихся. Эти занятия способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой речи.
Активно провожу внеклассную работу по предмету. Совместно с другими учителями участвую в проведении недели русского языка и литературы в школе, в рамках которой проходят конкурсы стихов, различные мероприятия.
Мои ребята занимаются самообразованием по предмету. Учащиеся с отличающимися способностями занимаются дополнительно, причем по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Эти ребята активно принимают участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности.
В заключение, хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого:
«Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Эта мысль является путеводной звездой в моей педагогической деятельности.