СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕУ У ДОШКОЛЯТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса

«РПС» (развитие познавательных способностей)

Для дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Дульцева Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

Пояснительная записка.

 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на десять занятий.

Актуальность выбора .

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображении.

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над иллюстрациями, сказками.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитательный аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений

 

 

Цель данного курса: развитие познавательных способностей.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других.

     

    Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей, умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

     

    Особенности занятий по РПС в том, что предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности.

    Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание выполнять предлагаемые задания.

     

     

    Особенности построения программы:

    Материал каждого занятия рассчитан на 25 минут. Во время занятий у ребенка формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для детей дошкольного возраста.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении заданий любой трудности.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

       

    В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  7. задания на развитие внимания;

  8. задания на развитие памяти;

  9. задания на совершенствование воображения;

  10. задания на развитие логического мышления.

    Задания на развитие внимания

    К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

    Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

    Задания, развивающие память

    В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

     

    Задания на развитие и совершенствование воображения

    Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  11. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  12. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  13. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  14. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  15. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  16. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

    - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

    Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

     Задания, развивающие мышление

     Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

     

     

     

    Содержание курса

    В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

    Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

    Развитие внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

    Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

    Развитие речи. Развитие устойчивой речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания.

     

     

    Календарно-тематическое планирование

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ (10 часов)

     

занятия

Число

Тема  занятия

Практическая работа

  1.  

22.02

«Помоги Снеговику».

 Упражнения на развитие памяти. Графический диктант.

Игра «Что изменилось?»

Сравнение и описание геометрических фигур.

  1.  

01.03

«Смешарики спешат на помощь».

Задания на развитие логического мышления. Игра  «Лишний предмет» , «Найди ошибки».

  1.  

10.03

«В гости к Дюймовочке».

«Узнай сказку».  Разгадывать ребусы, отгадывать загадки о героях сказок. Задания на совершенствование воображения.

  1.  

22.03

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Участвовать в диалоге, обсуждении книги.  Играть  в игры. Задания на совершенствование воображения.

  1.  

29.03

Коллекция головоломок от Незнайки.

Разгадывать головоломки, играть в игры: «Рассуждаем логически», «Бывает ли?».

  1.  

05.04

Звездное небо.

Участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть.  Называть планеты солнечной системы.

  1.  

12.04

Зверье мое.

Составление рассказа. Загадки.

Игра «угадай по описанию». Упражнения на совершенствование воображения.

  1.  

19.04

Друзья Русалочки.

Упражнения на развитие внимания. Игры: «Расшифруй названия морских животных», «Запомни пары слов».

  1.  

26.04

Птицы нашего леса.

Игра «Путешествие к кормушке». Веселые задачи. «Доскажи словечко».

  1.  

 

Итоговое занятие.

Урок – игра.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!