СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроках русского языка, используя приемы ТРИЗ-технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об использовании приемов  ТРИЗ-технологии на уроках русского языка в начальных классах для развития речи и воображения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках русского языка, используя приемы ТРИЗ-технологии»

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка, используя приемы Триз-технологии

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка, используя приемы Триз-технологии

Метод фокальных объектов Молоток (какой?) ………………………..,………………………,……………………….. Железная река Тяжёлая река Деревянная река

Метод фокальных объектов

  • Молоток (какой?) ………………………..,………………………,………………………..

Железная река

Тяжёлая река

Деревянная река

Метод фокальных объектов Составить словосочетания по схемам предмет + предмет предмет + действие предмет + признак предмет + «далёкий» признак действие + качество

Метод фокальных объектов

  • Составить словосочетания по схемам
  • предмет + предмет
  • предмет + действие
  • предмет + признак
  • предмет + «далёкий» признак
  • действие + качество
Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картинке)  «Составление загадок» (А.А.Нестеренко) Алгоритм составления загадок По признакам 1. Выбрать объект По действиям 2. Заполнить таблицу 1. Выбрать объект  какой? (объект)      что (кто) такое же? 2. Заполнить таблицу  3. Соединить записанное в обеих колонках таблицы словами   но не ,  прочитать загадку что делает? (объект)   что (кто) делает такое же?   3. Соединить записанное в обеих колонках таблицы  словами   а не ,  прочитать загадку  

Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картинке)

«Составление загадок» (А.А.Нестеренко)

Алгоритм составления загадок

По признакам

1. Выбрать объект

По действиям

2. Заполнить таблицу

1. Выбрать объект

какой? (объект)      что (кто) такое же?

2. Заполнить таблицу

3. Соединить записанное в обеих колонках таблицы словами   но не ,  прочитать загадку

что делает? (объект)   что (кто) делает такое же?

 

3. Соединить записанное в обеих колонках таблицы

словами   а не ,  прочитать загадку

 

Страшный, но не сон.  Опасный, но не огонь.  Дикий, но не кабан.  Огромный, но не слон.  Летает, а не муха.  Гудит, а не пылесос.  Оставляет след, а не мел .
  • Страшный, но не сон.

Опасный, но не огонь.

Дикий, но не кабан.

Огромный, но не слон.

  • Летает, а не муха.

Гудит, а не пылесос.

Оставляет след, а не мел .

 «Составление метафор» Что? (выбрать объект) - ЛУНА  Что делает? (действие) – СВЕТИТ На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО  Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК

«Составление метафор»

  • Что? (выбрать объект) - ЛУНА
  • Что делает? (действие) – СВЕТИТ
  • На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие) – ФОНАРИК
  • Где? (назвать место, где обычно находится первый объект) - НЕБО
  • Пункт 4 (прилагательное) + пункт 3 (существительное) = метафора ЛУНА – НЕБЕСНЫЙ ФОНАРИК
«Составление творческих рассказов (сочинений) по картине» (И.Мурашковская) Цель метода: активизация словарного запаса учащихся, использование различных каналов восприятия, рассмотрение сюжета картины в динамике. План : 1. Выделение объектов. 2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами. 3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами. 4. Составление сравнений, метафор, загадок. 5. Представление объектов в рамках времени их существования. 6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой. 7. Смысловая характеристика картины  

«Составление творческих рассказов (сочинений) по картине» (И.Мурашковская)

Цель метода: активизация словарного запаса учащихся, использование различных каналов восприятия, рассмотрение сюжета картины в динамике.

План :

  • 1. Выделение объектов.
  • 2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  • 3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
  • 4. Составление сравнений, метафор, загадок.
  • 5. Представление объектов в рамках времени их существования.
  • 6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
  • 7. Смысловая характеристика картины

 

Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Состав картины Назовите все предметы, которые вы видите на картине грачи, берёзы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики

Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Состав картины

  • Назовите все предметы, которые вы видите на картине

грачи, берёзы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики

Восприятие объектов через разные органы чувств Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины. Какие звуки вы бы услышали? (крики грачей, шум крыльев, воды..) Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести…) Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.

Восприятие объектов через разные органы чувств

  • Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины.
  • Какие звуки вы бы услышали? (крики грачей, шум крыльев, воды..)
  • Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести…)
  • Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.
Использование выразительных средств речи( составление загадок, метафор) Преобразование сюжета во времени  Что могло быть перед тем, как растаял снег? прилетели грачи? Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? выглянет солнце? весь снег растает?

Использование выразительных средств речи( составление загадок, метафор)

Преобразование сюжета во времени

  • Что могло быть перед тем, как растаял снег? прилетели грачи?
  • Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? выглянет солнце? весь снег растает?
Восприятие сюжета с разных точек зрения Прием «Эмпатия» Алгоритм: выбери героя картины - определи его настроение или свойства характера - войди в образ героя - опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине

Восприятие сюжета с разных точек зрения

Прием «Эмпатия»

Алгоритм:

  • выбери героя картины

- определи его настроение или свойства характера

- войди в образ героя

- опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине

Смысловая характеристика картины « Грач на горе – весна на дворе» «Увидел грача – весну встречай» «Грач зиму расклевал» «Если грачи прямо на гнездо летят – дружная весна»

Смысловая характеристика картины

« Грач на горе – весна на дворе»

«Увидел грача – весну встречай»

«Грач зиму расклевал»

«Если грачи прямо на гнездо летят – дружная весна»

Использование приемов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:  активизация познавательной деятельности детей; создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;  формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
  • Использование приемов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
  • активизация познавательной деятельности детей;
  • создание мотивационных установок на проявление творчества;
  • создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
  • формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.