СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение пнш 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка для 4 класса по теме «Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение» разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа"...

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение пнш 4 класс»

Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение.

Цель урока: научить составлять научный текст, составлять его план и пересказывать с опорой на план.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты: знать понятие «сообщение»; уметь грамотно читать текст, уметь распознавать научный и художественный тексты, рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.


Личностные результаты: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; строить осознанное речевое высказывание в письменной форме.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять самопроверку выполненной работы.

Методическое обеспечение: : учебник «Русский язык 4 класс», ч.2с. 33 - 34; авт., Н.А.Чуракова, Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2012г.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


Начинается урок,
Приготовься-ка дружок!

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!


Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.

ЙЫНЧУАН ТСКЕТ

Ученики. Научный текст.

Учитель. Каковы задачи урока.

Ученики. Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.


  1. Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое научный текст.

- Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.

- Какие еще виды текстов вы знаете?

- Повествование и описание.

- Какие особенности этих текстов вы знаете?

- Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.

Мы с вами вспомнили, какие виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.

-Ребята, вы знаете, что любой текст состоит из трех частей.

-Какие это части?

-Вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Но этим ваше выступление не ограничивается. Вы должны составить план сообщения. Части научного сообщения:

  • Вступление

  • Основная часть

  • Заключение

  • Изложение всего материала

  • Тема и цели выступления

  • Выводы

Для того, чтобы выступить перед аудиторией, нужно составить памятку, чтобы ваше выступление прошло идеально.

-Что необходимо сделать?

-Настроится эмоционально, позаботится о внешнем виде, подобрать одежду, выбрать место выступления

-А еще что?

-Составить конспект и репетировать.

-А еще что мы забыли?

- Обдумать приветствие и прощание.

И так мы составили памятку

  1. Работа по учебнику.

Упражнение №9 Учебник «Русский язык» часть 2 стр. 33-34.

-Ознакомьтесь с планом, который составили Маша и Миша. Соответствует их план содержанию?

Значит, нужно расширить каждый пункт плана.

Подготовь научное сообщение и расскажи соседу по парте, а он расскажет свое.

Оцените сообщения друг друга, исходя из правил вежливости.

Физкультминутка


  1. Практическая работа по теме.

1 группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.

Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

2 группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.

Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.

Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого, даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.

3 группа.

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи - ……………………………животные. Они бывают………………………Все они - ……………………………Живут они в ……………………………………...В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж - он всем знаком. На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается…………………………………...

Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.


Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.

  1. Проверка результатов.


Каждая группа рассказывает о проделанной работе.

Учитель. Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.

6.Итог урока.

Учитель. Что такое научный текст?

Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?

Где можно встретить научный текст?

Чему учились?

Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.

Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
























1группа.

Из данных предложений составить научный текст.

Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.



2 группа.

В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.



3 группа.

Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).

Ежи - ……………………………животные. Они бывают………………………Все они - ……………………………Живут они в ……………………………………...В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж - он всем знаком. На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается…………………………………...


Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке, ушастый, большими ушами.



Лебедь-кликун – перелетная птица.

Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.

Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.

Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.


Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.


Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.


А Белопух стал зорко охранять гнездо.


Он никого, даже пичужек, не подпускал близко.


А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.



И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.



Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.



Длина хвоста около 10см.



В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.



Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.




К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.




Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!