Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Проверка домашнего задания. | - Ребята, вспомните ваше домашнее задание.
Прочитайте четверостишие: «Белый снег, пушистый, В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится». | - Понаблюдать, как падает первый снег. - Найти описание первого снега, снежинок. - Нарисовать рисунки. - Вырезать снежинки.
Чтение хором вслух | Оформлена выставка рисунков, книг, альбом с собранными материалами. Слайд № 1 |
2. Постановка учебной задачи. | - Как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами на уроке? - Чему будете учиться? | Ответы детей. -Будем писать сочинение о том, как падал первый снег. -Как выглядят снежинки. -Как красиво на улице, когда падает снег. | |
3. Целеполагание. | - Кому понравилось наблюдать за снегопадом? - Чем вам запомнился первый снегопад? - Сегодня мы будем писать сочинение-описание первого снега. В своих работах вы должны будете так рассказать о первом снеге, чтобы все представили всю красоту и прелесть первого снега. | Ответы детей. Учащиеся коротко рассказывают о своих впечатлениях, используя свои рисунки, наработки. | Работа с выставкой рисунков, книг. |
4. Беседа по картине. | Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника А.Пластова «Первый снег». - Какие чувства, желания рождает у вас эта картина?
-Художник даёт нам возможность почувствовать красоту первого снега, красоту жизни. | Рассматривание репродукции картины А.Пластова «Первый снег».
Ответы детей. -Чувства радости, восторга. - Хочется ощутить прикосновение лёгких снежинок. Чтение отрывка из стихотворения Н.Брауна: -Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов. Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! | Репродукция картины А.Пластова «Первый снег». |
5. Лексическая подготовка. | - О чём мы будем рассказывать в сочинении? - Как будет называться сочинение? - Первый снег (что делает?)… -Какие слова можно использовать вместо слова «падает»? - Как выглядит небо во время снегопада? - Что такое снег? - Как снежинки опускаются с неба на землю? - Как выглядят снежинки? | Ответы детей. - О первом снеге. - Давайте так и назовём «Первый снег». -Летит, падает. - Кружится, сыплется, опускается, вьётся, порхает… - Как большое пуховое одеяло… -Снег – это много красивых снежинок. - Медленно, плавно, бесшумно… - Они крупные, пушистые, мохнатые, белые, блестящие, сверкающие, чудесные, воздушные… | Запись слов на доске.
Слайд № 2 |
6. Обсуждение структуры сочинения. | - На какой вопрос вы должны будете ответить в своём сочинении? - Как начать сочинение? О чём написать во вводной части?
- О чём напишем в основной части? - Как можно закончить сочинение?
- Что поможет вам в написании сочинения? | Ответы детей. - Как выглядит первый снег? -В чём его красота? - Вот и зима. - Здравствуй, зимушка – зима! Мы тебя так долго ждали. - Будем описывать первый снег. - Как выглядят снежинки. - Выразить свои чувства, эмоции. - Написать, какой первый снег замечательный. - Наши наблюдения, оформление урока, словари. -Наша беседа. | Памятки при работе с сочинением. Слайд № 3,4 |
7. Самостоятельная работа. | - Великий русский композитор П.И.Чайковский написал замечательное произведение «Времена года». -Думаю, что тихое звучание этого произведения поможет вам выразить ваши впечатления и чувства ещё ярче, точнее. | Составление и запись текста. | Слушание. П.И.Чайковский «Времена года» |
8. Самопроверка. | - Прочитайте ваше сочинение. - Проверьте каждую часть. - Нравится ли вам ваше сочинение? | Дети по желанию зачитывают вслух. | |