СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение – сказка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие речи. Сочинение – сказка.

 

Цель: формировать умение составлять сказку.

Ход урока:

1. Орг. момент.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

3. Сообщение темы.

А сейчас мы с вами будем составлять волшебные сказки. Помогут нам в этом картинки с героями из русских народных сказок.

Учащиеся по очереди достают из стопки карточек картинку со сказочным героем и придумывают сказку, содержание которого связано с предыдущим. Карточки прикрепляются к доске.

 

4. Релаксационное упражнение “Заряд бодрости” .

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, прикройте глаза, сделайте глубокий и медленный вдох, а затем – медленный и полный выдох (3 раза). Дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем своих любимых героев волшебных сказок. Раскрасьте их так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите героев сказок. Запомните героев ваших сказок: во что они одеты, что делают сейчас. А теперь откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня получится нарисовать героя моей волшебной сказки!”

Психолог даёт детям установку на создание своих сказок и воплощение замысла на листе бумаги. Героями должны быть персонажи русских народных сказок. Дети создают свои сказки на листе бумаги.

 

5.  Запись сказки.

Записать в тетрадь сказку, которую придумали.

 

6. Домашнее задание.

 

7. Итог урока. Оценивание. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение – сказка.»

Урок № 28. Тема: Внеклассное чтение. Сказки народов мира.

Цель: формировать умение выразительного чтения.

Задачи:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о волшебных сказках, созданных русским народом;

- развивать умение ориентироваться в мире книг и в знакомом произведении, соблюдать логику в процессе пересказа;

- формировать способности оперирования смыслом;

- развивать способность обобщать, а также выделять существенные признаки предметов; - - концентрацию внимания, сообразительность;

- развивать процесс узнавания и запоминания, образное восприятие, воображение, творческие способности самовыражения через рисунок;

корректировать умение правильно выстраивать предложения в своём высказывании;

- воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: выставка книг, музыкальный фрагмент с элементами релаксации, серия сюжетных и предметных картинок с изображением сказочных персонажей, выставка рисунков “Сказки гуляют по свету…”.

Подготовка к уроку. Класс делится на группы, каждой группе даётся задание: прочитать сказку из данного учителем списка и уметь пересказать её с любого места, нарисовать иллюстрации к данным сказкам.

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Каждый из вас станет немного волшебником. А где водятся волшебники? (В наших фантазиях, в сказках)

2. проверка домашнего задания.

3. Объявление темы урока и работа с выставкой книг.

Сказки гуляют по свету, 
Ночь запрягая в карету,
На подоконник садятся, 
В окна, как в речки, глядятся.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро, 
Но всё ж побеждает Добро.

- Вы уже догадались, о каких произведениях мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках). О волшебных сказках, созданных русским народом. А что такое волшебная сказка? (Волшебная сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил). Назовите волшебные русские народные сказки, которые вы знаете. (“Гуси-лебеди”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”, “По щучьему веленью”, “Летучий корабль”, “Хаврошечка”, “Морозко”, “Конёк-Горбунок”, “Молодильные яблоки”, “Волшебное кольцо”, “Сивка-Бурка”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча” и т.д.). Рассмотрите книжную выставку, предложенную вами к уроку. Подходят ли данные книги к теме нашего урока? Какая книга подобрана неправильно? Почему? Итак, в волшебных сказках происходят чудеса, имеются фантастические существа и волшебные предметы, события разворачиваются в строгой последовательности, добро всегда побеждает зло. Герои волшебных сказок остаются верны своим характерам, чтобы с ними не случилось. И мы радуемся победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой; возмущаемся коварству Бабы Яги и Кощея Бессмертного. В волшебных сказках есть ещё одна особенность – это троекратное повторение: с тремя змеями бьётся Иван-царевич, трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой. Вспомните и назовите волшебные русские народные сказки с троекратным повторением. (Учащиеся называют сказки и троекратное повторение в них)

4. Физ.пауза 

- Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Психолог называет героев сказки “Гуси-лебеди”, если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет – хлопают два раза в ладоши.

- Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

5. Чтение. Легкий хлеб. Белорусская народная сказка.

6. Проверка знаний. Викторина по сказкам.

Вспомни правильные названия сказок:

“Царевна-индюшка”;

“По собачьему веленью”;

“Сивка-будка”;

“Иван царевич и зелёный волк”;

“Сестрица Алёнушка и братец Никитушка”.

Учитель, называя сказку, допускает “ошибку”. Дети её исправляют.

7. Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: зачеркни ошибку, соедини с правильным ответом.

Баба Бяка

Братец козлёночек

Василиса преглупая

Жар-муха

Змей Равниныч

Елена Некрасивая

Иван-крестьянович

Кощей Бесстрашный

Сестрици Гулёнушка

Царевна-жаба

Чудо-блюдо

Прекрасная

дурак

Иванушка

Бессмертный

лягушка

Яга

Алёнушка

птица

юдо

прекрасная

Горыныч

8. Домашнее задание.

Стр 25-26 читать


9. Итог урока. Оценивание.

- О каких произведениях мы говорили на уроке?

- Какая волшебная сказка русского народа вам понравилась больше всего? Почему?

- Что было необычного? Что бы вы хотели повторить?





































Легкий хлеб. Белорусская народная сказка.

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, - отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать...

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

- И буду хлеб есть?

- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

- Какую?

- Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй - узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.