Урок № 28. Тема: Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
Цель: формировать умение выразительного чтения.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о волшебных сказках, созданных русским народом;
- развивать умение ориентироваться в мире книг и в знакомом произведении, соблюдать логику в процессе пересказа;
- формировать способности оперирования смыслом;
- развивать способность обобщать, а также выделять существенные признаки предметов; - - концентрацию внимания, сообразительность;
- развивать процесс узнавания и запоминания, образное восприятие, воображение, творческие способности самовыражения через рисунок;
корректировать умение правильно выстраивать предложения в своём высказывании;
- воспитывать любовь к книгам, прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: выставка книг, музыкальный фрагмент с элементами релаксации, серия сюжетных и предметных картинок с изображением сказочных персонажей, выставка рисунков “Сказки гуляют по свету…”.
Подготовка к уроку. Класс делится на группы, каждой группе даётся задание: прочитать сказку из данного учителем списка и уметь пересказать её с любого места, нарисовать иллюстрации к данным сказкам.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Каждый из вас станет немного волшебником. А где водятся волшебники? (В наших фантазиях, в сказках)
2. проверка домашнего задания.
3. Объявление темы урока и работа с выставкой книг.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает Добро.
- Вы уже догадались, о каких произведениях мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках). О волшебных сказках, созданных русским народом. А что такое волшебная сказка? (Волшебная сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил). Назовите волшебные русские народные сказки, которые вы знаете. (“Гуси-лебеди”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Царевна-лягушка”, “По щучьему веленью”, “Летучий корабль”, “Хаврошечка”, “Морозко”, “Конёк-Горбунок”, “Молодильные яблоки”, “Волшебное кольцо”, “Сивка-Бурка”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча” и т.д.). Рассмотрите книжную выставку, предложенную вами к уроку. Подходят ли данные книги к теме нашего урока? Какая книга подобрана неправильно? Почему? Итак, в волшебных сказках происходят чудеса, имеются фантастические существа и волшебные предметы, события разворачиваются в строгой последовательности, добро всегда побеждает зло. Герои волшебных сказок остаются верны своим характерам, чтобы с ними не случилось. И мы радуемся победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой; возмущаемся коварству Бабы Яги и Кощея Бессмертного. В волшебных сказках есть ещё одна особенность – это троекратное повторение: с тремя змеями бьётся Иван-царевич, трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой. Вспомните и назовите волшебные русские народные сказки с троекратным повторением. (Учащиеся называют сказки и троекратное повторение в них)
4. Физ.пауза
- Сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Психолог называет героев сказки “Гуси-лебеди”, если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет – хлопают два раза в ладоши.
- Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
5. Чтение. Легкий хлеб. Белорусская народная сказка.
6. Проверка знаний. Викторина по сказкам.
Вспомни правильные названия сказок:
“Царевна-индюшка”;
“По собачьему веленью”;
“Сивка-будка”;
“Иван царевич и зелёный волк”;
“Сестрица Алёнушка и братец Никитушка”.
Учитель, называя сказку, допускает “ошибку”. Дети её исправляют.
7. Самостоятельная работа по карточкам.
Задание: зачеркни ошибку, соедини с правильным ответом.
Баба Бяка Братец козлёночек Василиса преглупая Жар-муха Змей Равниныч Елена Некрасивая Иван-крестьянович Кощей Бесстрашный Сестрици Гулёнушка Царевна-жаба Чудо-блюдо | Прекрасная дурак Иванушка Бессмертный лягушка Яга Алёнушка птица юдо прекрасная Горыныч |
8. Домашнее задание.
Стр 25-26 читать
9. Итог урока. Оценивание.
- О каких произведениях мы говорили на уроке?
- Какая волшебная сказка русского народа вам понравилась больше всего? Почему?
- Что было необычного? Что бы вы хотели повторить?
Легкий хлеб. Белорусская народная сказка.
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
- Ты что ешь, человече?
- Хлеб, - отвечает косарь.
- А он вкусный?
- Да еще какой вкусный!
- Дай мне отведать.
- Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
- Прежде всего надо землю вспахать...
- Тогда и хлеб будет?
- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.
- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.
- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...
- И буду хлеб есть?
- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
- И все?
- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
- И спечется хлеб?
- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
- Конь, конь! Я тебя съем.
- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.
Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :
- Гуси, гуси! Я вас съем.
- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
- Какую?
- Спой нам, а мы послушаем.
- Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”
Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
- Дед, дед, я тебя съем!
- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.
- А он вкусный?
- Попробуй - узнаешь.
- Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
- Баран, баран, я тебя съем!
- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
- Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.