СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. В творческом поиске в гостях у мастера художественного слова (по выбору учителя).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок рефлексии.

Вид урока: ролевая игра.

Технология: «Творческие мастерские»

Цели: актуализация, совершенствование и закрепление знаний обучающихся о качествах речи, языковых выразительных средствах, оценивать лексическую целесообразность использования в речи тех или иных слов, формирование языкового чутья и устойчивого интереса к изучению функционирования слова в художественном произведении; совершенствование исследовательских умений и навыков учеников;

Развитие артистических талантов детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. В творческом поиске в гостях у мастера художественного слова (по выбору учителя).»

Конспект

Литература

6 класс

Учитель: Лобанова Наталия Анатольевна

Тема: Развитие речи. В творческом поиске в гостях у мастера художественного слова (по выбору учителя).

Тип урока: урок рефлексии.

Вид урока: ролевая игра.

Технология: «Творческие мастерские»

Цели: актуализация, совершенствование и закрепление знаний обучающихся о качествах речи, языковых выразительных средствах, оценивать лексическую целесообразность использования в речи тех или иных слов, формирование языкового чутья и устойчивого интереса к изучению функционирования слова в художественном произведении; совершенствование исследовательских умений и навыков учеников;

Развитие артистических талантов детей.

Прогнозируемые результаты: владение терминологической лексикой по теме урока, усовершенствование навыка внимательного отношения к слову в тексте, расширение базового исследовательского навыка, расширение словарного запаса и кругозора обучающихся.

Оборудование: репродукции картин

Ход урока

I. Организация учебно-познавательной деятельности на уроке.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Дополните фразы.

1) Он был ...

2)Родился и похоронен в ...

3) Полное собрание сочинений составляет ... томов.

4) В Ясной Поляне он открыл ... для ... и сам учил их.

5). Я читал …

(Граф. Родился в 1828г. в Ясной Поляне и похоронен там в 1910 г. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений — 90 томов. Он очень любил детей. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.)

III. Формирование мотивациитемы урока и его целеполагания. Шаг «Индукция»

Индуктор- репродукции картин И. Репина, посвященные Льву Николаевичу Толстому.

Распределить репродукции по тематике, выделив самостоятельно тематические группы.

Заслушивание вариантов ответов учеников. Обмен гипотезами. Коллективный вывод.

Репродукцию картины можно описать двумя способами (на выбор):

- как зрители, как посетители художественной выставки;

-как участника события (представьте себе, что вы попали внутрь картины. Вы входите в кабинет Льва Николаевича, присаживаетесь на стул и замираете от восхищения …

Организационные вопросы: распределение ролей, выбор экспертной комиссии. Формирование игровых групп, ознакомление с инструкциями работы группы /или индивидуально каждого в группе.

Шаг «Социоконструкция»

Лев Николаевич Толстой

Хранитель толстовских традиций-секретарь писателя

Редакторы

Журналисты

Корректоры

Экспертная группа

Хранитель толстовских традиций встречает гостей.

(На полотне Репина вся обстановка труда великого писателя)

Каждый предмет говорит о Толстом, раскрывая особые грани его личности, главные линии его биографии. Художник изобразил Л.Н.Толстого работающим в низком, но довольно просторном кабинете. Странная комната: сводчатый по­ толок почти навис над столом, некрашеный пол из простых досок, беленые стены - это так называемая "комната под сводами". Она находилась в нижнем этаже яснополянского дома и с конца 1862 по 1864, а затем и с 1887 по 1902 г. была кабинетом писателя. Толстые стены, двойные двери не пропускали шума и музыки из комнат верхнего этажа. Л.Н.Толстой любил работать в полной тишине. Простая обстановка комнаты. Солнечный свет, падающий из окна, освещает стену. На железной вешалке - мужицкая одежда и простая шляпа Толстого. Чуть дальше на стене висит пила с рукояткой, обернутой тряпкой, и оселок -точильный камень в виде бруска. В углу - большая тяжелая лопата. Все эти предметы свидетельствуют о том, что писатель любил и умел работать фи­зически. Жизнь, лишенная физического труда, представляется ому преступной, развращающей человека. Толстой сидит на скамье за столом, углубившись в работу. На фоне освещенной стены отчетливо вырисовывается его сильная, крепкая фигура, выступает могучий лоб мыслителя. Вся компози­ция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчеркивают, что писатель спешит уловить мысль, торо­пится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл жизни. Эта низкая комната под сводами напоминает лабораторию, где из жизненных наблюдений и опыта в полной тишине и уединении рождаются могучие художественные образы и мысли, от которых содрогается мир.

Обращаются с вопросами к писателю

Журналисты Как точность слов влияет на взаимопонимание между людьми?

Редакторы Какое место отводится точности среди других качеств речи?

Корректоры Что Вы понимаете под точностью речи?

Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.»

Хранитель толстовских традиций Точность- основное качество речи. Согласитесь ли вы с мнением народного писателя?

Экспертная группаАнализ кластера «Типичные ошибки при нарушении точности речи»

Предъявление результатов работы: употребление слов в несвойственном им значении; многозначность, порождающая двусмысленность.

Л.Н. Толстой Корректоры и редакторы, относятся к работникам средств массовой информации. Возможно, и среди вас есть будущие журналисты, корректоры, редакторы, издатели. Предлагаю ознакомиться с советами, которые я давал издателям и журналистам.

Я советую не то что употреблять простонародные и понятные слова, а советую употреблять хорошие и сильные слова и не советую употреблять неточные, неясные, необразные слова.

Пишите, что хотите. Проповедуйте, что хотите, но только так, чтобы каждое слово было понятно тому ломовому извозчику, который будет везти экземпляры из типографии, и я уверен, что, кроме честного, здравого и хорошего, ничего не будет.

Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания.

Корректоры и редакторы делают заметки и записывают афоризм от великого классика.

Хранитель толстовских традиций Учимся у мастера слова. Шаг «Разрыв»

Практическая работа в группах.

Обратите внимание на лексику, использованную в главе«Детство» из одноименной книги. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

«...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

«Слезы любви и восторга».

«...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»



Включение в проблему. её разрешение, дискуссия в группе, принятие решения, подготовка сообщения, консультация.

Заслушивание решения проблем. Шаг «Социализация»

Корректоры Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь. Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.

Журналисты Вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.  

Редакторы Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.   

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

Экспертная группа Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни. Такая философская глубина понятна читателю, благодаря точности выбранных автором произведения лексических единиц.



Анализ итогов игры. Шаг«Рефлексия»

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.



 Домашнее задание: вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать. Попытайтесь не только изложить ход событий, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.