СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевой активности учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речевой активности учащихся начальных классов предусматривает диагностику, развитие и мониторинг.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой активности учащихся начальных классов»

Развитие речевой активности


Иванова Сардана Петровна, учитель нач. классов

МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

ГО «город Якутск»


С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества. Проблема развитой речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова.

Современная школа должна подготовить человека чувствующего, думающего, мыслящего, умеющего рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Как известно, для ребенка развитая речь - залог успешного обучения и развития.

Актуальность речевого  развития   младших   школьников  подтверждается государственными документами. В пояснительной записке программ по русскому и родному языкам, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения,  в числе практических задач изучения русского и родного языков, указано в первой строке развитие   речи, мышления, воображения  школьников. Очень важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка –  один из показателей общего развития его личности.   Работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции школьников.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. развивать коммуникативно-речевые способности учащихся через формирование умения свободно пользоваться родным (нерусским) и русским языками в различных ситуациях, возникающих при общении;

  2. формировать способности учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации и передачи такой информации в реальном общении;

  3. включить каждого ученика в активную речевую деятельность;

  4. усилить практическую направленность обучения на основе вовлечения учащихся в различные виды речевой деятельности.

Основные идеи программы:

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи.

Развитие речевой активности школьников предусматривает:

  • интегрированный подход внутри школы - тесное сотрудничество всех членов педагогического коллектива, направленное на развитие речевой компетенции;

  • формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

  • социокультурный и социально-личностный подход к каждому ребенку.


Содержание

Характерной чертой современной школы является процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме является сегодня приоритетной. Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социо-культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный.

Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.

Коммуникативная компетенция означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Коммуникативная направленность определяется в основном содержанием учебного процесса, внеаудиторной деятельности, видами, методами и формами речевой деятельности учащихся. Поэтому результат достигается за счет усиления речевого и общего развития учеников. В школе закладывается прочный фундамент развития коммуникативной компетенции.

Залогом успешной речевой активности учащихся являются интегрированные уроки, в ходе которых учащиеся расширяют знания. Привлечение учащихся к различным видам внеурочной деятельности, научно-исследовательской работе дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их коммуникативную компетенцию, творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Система развития речевой активности включает в себя диагностику, развитие и мониторинг развития речевой активности. При диагностике речевой активности проводится диагностика лексики русского языка, учет речевой активности обучающихся во внеурочное время. Развитие речевой активности происходит через применение различных видов, форм, методов, приемов работы и вовлечение обучающихся в различные образовательные события. Для отслеживания развития речевой активности проводится мониторинг уровня знания лексики русского языка и самой речевой активности обучающихся.


Дорожная карта реализации проекта

Что сделано

Запланированный результат

Полученный результат

Разраб-ный нормативный документ

Задача 1. Развивать коммуникативно-речевые способности учащихся через умение свободно пользоваться родным и русским языками в различных ситуациях, возникающих при общении

Внеаудиторная деятельность «Говорим по-русски»

Разработана программа внеаудиторной деятельности «Говорим по-русски»

Повышение уровня сформированности лексики русского языка

Повышение уровня сформированности лексики русского языка

Программа внеаудиторной деятельности «Говорим по-русски»

Задача 2. Формировать способности учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации и передачи такой информации в реальном общении

Диагностировать умение свободного использования устной и письменной речи учащимися

Разработана диагностическая таблица составления устного рассказа на определенную тему

Свободное использование навыков чтения и письма для получения и передачи информации в реальном общении


Справка

Задача 3. Включить каждого ученика в активную речевую деятельность

Вести индивидуальное сопровождение учащихся по развитию речевой активности (портфолио ученика)

Оформлены портфолио учащихся

Вовлечение каждого ученика в активную реч. деятельность

Повышение речевой активности учащихся

Положение о портфолио ученика

Задача 4. Усилить практическую направленность обучения на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности

Вести мониторинг речевой активности учащихся класса

Разработана таблица для мониторинга речевой активности класса

Повышение речевой активности учащихся

Ведется мониторинг речевой активности

Справка по итогам мониторинга речевой активности


Ожидаемый результат


  • Развитие коммуникативно-речевых способностей учащихся через формирование умения свободно пользоваться родным и русским языками в различных ситуациях, возникающих при общении.

  • Формирование способности учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации и передачи такой информации в реальном общении.

  • Включение каждого ученика в активную речевую деятельность.

  • Вовлечение учащихся в различные виды деятельности.


Индикаторы оценивания


  1. Мониторинг лексики русского языка учащихся первых классов

  2. Мониторинг составления устного рассказа на определенную тему

  3. Портфолио ученика

  4. Мониторинг речевой активности обучающихся


Образовательные события


Формы, методы, виды, приемы работы по развитию речевой активности обучающихся разнообразны. Учитель ведет систематическую работу по развитию речевой активности каждого ученика и осуществляет тьюторское сопровождение обучающихся по индивидуальной образовательной траектории, что отражается в Портфолио каждого ученика.





Формы работы

Тематика

Защита проектов

«Моя малая Родина», «Традиции моей семьи», «Мои домашние питомцы», «Мин аҕам байанайдаах булчут», «Күһүҥҥү киһи күлбүтүнэн», «Семейное чтение» и т.д.

Литературный монтаж к праздникам

«День Знаний», «День Матери», «День Учителя», «Посвящение в ученики», «День защитника Отечества», «8 марта», «День Победы» и т.д.

Конкурсы чтецов

«С юбилеем, родная школа!», «Зимняя сказка», «Отец – основа крепкой семьи», «Хобо чуораан» и т.д.

Инсценирование сказок, олонхо, произведений якутских, русских, зарубежных писателей

«Дьоруо манан аттаах Дьохсоҕолдьун Бухатыыр», «Колобок», «Сказка о царе Салтане», по произведениям Н. Носова и т.д.


Вывод

  • В основу формирования коммуникативно-речевой компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого ученика. Залогом успешной речевой активности учащихся является привлечение учащихся к различным видам внеурочной деятельности, научно-исследовательской работе, что дает возможность развивать их коммуникативную компетенцию, творческую самостоятельность.

  • Развитие речевой активности отражается в тьюторском сопровождении обучающихся по индивидуальной образовательной траектории.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!