«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»
Евгений Доманский
Развитие рефлексивной компетенции учащихся
Что такое компетенция?
- Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Толковый словарь С.И.Ожегова
- Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) —способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области.
Материал из Википедии
Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности
Что такое рефлексия?
- Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
рефлексивная компетенция
самоанализ деятельности
умение, навык и опыт проведения этой деятельности
и
её результатов
+
Условием рефлексивного развития
младшего школьника
(по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) является:
проектируемая норма, итог начального образования — это
ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.
Самооценка
Самоконтроль
Рефлексия
Саморегуляция
Осмысление событий, проблем
Классификация по функции
Физическая (успел – не успел)
сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно)
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)
рефлексия
индивидуальная
Групповая (коллективная)
Классификация по цели
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
рефлексия, как способ обратной связи
Этапы обучения рефлексии
анализ своего настроения, анализ собственных успехов
1
анализ работы одноклассников
2
анализ работы группы как своей, так и других
3
цель проведения рефлексии
содержание и трудности учебного материала
тип занятия
способы и методы обучения
возрастные и психологические особенности учащихся
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности
Цель
Этап организационного момента и целеполагания
Содержание
Рефлексия обеспечивает побуждение учащихся к деятельности
На этапе актуализации ЗУН учащихся
Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков
Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности
Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной деятельности
Цель
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия
Содержание
Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.
На з авершающем этапе
Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности
Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворённость работой
Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.
Критерии сформированности рефлексии
Умение обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного
Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и мысли
«со стороны»
Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий
Умение указать в неопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Русский язык», 2 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Контроль процесса и результатов деятельности
Задания типа:
«Миша нашёл такие словосочетания… Маша определила словосочетания по-другому… Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»;
«Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»;
«В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»;
«Проверь, как это задание выполнил Миша»;
«Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»;
«Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга» и т. д.
Часть 1: с. 33(11), 35(14), 46, 49(25), 67–68(43), 76(51), 90–91, 94, 97(71), 107, 133, 136, 141(105), 149(113), 160(128).
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Русский язык», 2 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Общеучебные универсальные действия. Обучение работе с разными видами информации.
б) формирование умения читать дидактические иллюстрации
с размещёнными внутри словами и словосочетаниями и буквосочетаниями: часть 1: с. 5, 41, 80, 81, 89, 139, 162, 173;
в) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 37 , 47, 54, 56, 132 и т.д.; часть 3: с. 105,
106, 109.
г) формирование умения по условным обозначениям определять фамилию автора стихотворного текста, использованного в
звукобуквенной зарядке: часть 1: с. 12, 13, 36, 40, 53, 67, 86, 94,
125, 137, 138, 145, 165;
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Русский язык», 2 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Универсальные логические действия. Постановка и решение проблемы базируется на сформированности логических операций.
Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Задания типа «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими
звуками они отличаются?»; «Сравни картинки. Чем они различаются?»; «Сравни два текста. Чем второй текст отличается от первого?»; «Сравни слова в двух столбиках. Какое слово здесь лишнее?»; «Прочитай слова. Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?»: часть 1: с. 12–13, 14–15, 16–17, 18–19, 20, 21, 23, 25, 27, 28 (8), 33, 36, 37 (15), 40, 47 (20), 48 (21), 54 (таблица), 56 (таблица), 60 (36, 37), 66, 75–76 (50), 95 (67), 96 (68), 113–114 (83), 131, 160 (128), 170 (141); часть 3: с. 75 (79), 77 (81), 80 (88), 104 (115), 112 (119), 160.
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Русский язык», 2 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Коммуникативые УУД
Коммуникация как кооперация
Задания, требующие распределения работы с соседом по парте:
часть 1: с. 53 (30), 89 (61), 133, 136, 150 (114), 154 (120), 156 (124), 162, 175 (145); часть 3: 70 (73), 79 (84), 90 (100), 139 (146), 140 (147), 150 (159), 157 (167), 40 (39).
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Русский язык», 2 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Коммуникативые УУД
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный
аспект коммуникации) — учёт позиции собеседника.
Задания типа «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»; «Как ты ответишь Маше?»: часть 1: с. 13, 23, 32, 38, 56 (32), 86,
90, 104, 125, 160 (128) ; часть 3: 51 (56), 23, 68 (71), 116 (123).
УМК «ПНШ»
Программа по предмету
«Математика», 1 класс
Система заданий, ориентированных
на формирование УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач».
У (ч. 1) — 6 (1), 11 (4), 14 (1), 15 (1), 16 (1), 19 (3), 20 (3), 25 (6), 27 (6), 31 (5), 35 (3), 44 (2), 48 (2), 49 (3), 54 (1, 2), 55 (1, 2), 56 (1), 70 (2), 76 (1, 2), 80 (5), 82 (1, 2), 88 (3), 89 (2), 90 (3), 93 (2); У (ч. 2) — 8 (2), 17 (4), 19 (4), 13 (1), 32 (1), 36 (1), 37 (2, 3), 23 (3), 46 (5), 49 (4), 62 (1).
Рефлексия учителя - обязательное условие его саморазвития
Что я делаю?
С какой целью?
Каковы результаты моей деятельности?
Как я этого достиг?
Можно ли сделать лучше?
Что я буду делать дальше?
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»
Евгений Доманский
Благодарю за внимание!
Желаю всем творческих успехов в работе !