СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие рефлексивной компетенции учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной  презентации и комментариях к слайдам представлен теоретический материал по теме что есть рефлексивная компетенция,   место рефлексивной деятельности на уроке и её роль в процессе обучения и воспитания школьника.

Просмотр содержимого документа
«К слайдам»

Развитие рефлексивной компетенции учащихся

(комментарии к слайдам)


Для начала давайте, коллеги, сверим часы: определимся с понятиями компетенция и рефлексия.Что мы вкладываем в понятие компетенция?

Слайд + 2 анимации


Что же мы вкладываем в понятие рефлексия?

Слайд + 3 анимации


Таким образом, рефлексивная компетенция – это сочетание

Слайд

самоанализа деятельности и её результатов с умением, навыком и опытом деятельности в этой области

Как известно, приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Так как развитие – процесс внутренний, то судить о нём может, прежде всего, сам субъект развития, субъект деятельности.




Слайд

Учащийся (в отличие от обучаемого) способен, встречаясь с задачей, ответить на два вопроса: « Я могу или не могу решить эту задачу?», «Чего мне не достаёт для её решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет способен обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определённую информацию или способ действия. При этом центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося, по мнению авторов, является индивидуальная способность учащегося устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю, умею и чего не знаю.

Основная форма отношений - это отношения ребёнка с самим собой, отношение: "Я неумелый, незнающий — Я умелый, знающий". Учебная деятельность, приводящая к построению таких отношений, обеспечивают самоопределение и самоизменение ребёнка.

Осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем осуществляется учащимся через самонаблюдение, самоанализ, т.е. через рефлексию.

Таким образом в понятие рефлексия входит:

Слайд

Рефлексия направлена на осознание пройдённого пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Слайд

По форме проведения рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование на ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровье сберегающей технологии.

  2. Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приёмов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рост активности каждого учащегося.

  1. Рост уровня осознания содержания пройдённого материала.

Развитие речи учащихся ( речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

Учащиеся размышляют, не бояться выражать своё отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.

Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

Рост активности каждого учащегося

  1. Стимулирование речемыслительной деятельности учащихся.

Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

Формирование умения выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

Развитие гипотетического мышления учащихся.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности:

самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.



Просмотр содержимого презентации
«Рефлексия »

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»  Евгений Доманский Развитие рефлексивной компетенции учащихся

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»

Евгений Доманский

Развитие рефлексивной компетенции учащихся

Что такое компетенция? Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Толковый словарь С.И.Ожегова Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) —способность  применять  знания, умения, успешно действовать на основе практического  опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области. Материал из Википедии Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности

Что такое компетенция?

  • Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

Толковый словарь С.И.Ожегова

  • Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) —способность  применять  знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определённой широкой области.

Материал из Википедии

Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности

Что такое рефлексия?

Что такое рефлексия?

  • Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
рефлексивная компетенция самоанализ деятельности умение, навык и опыт проведения этой деятельности и её результатов +

рефлексивная компетенция

самоанализ деятельности

умение, навык и опыт проведения этой деятельности

и

её результатов

+

Условием рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) является: проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.

Условием рефлексивного развития

младшего школьника

(по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) является:

проектируемая норма, итог начального образования — это

ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.

Самооценка Самоконтроль Рефлексия Саморегуляция Осмысление событий, проблем

Самооценка

Самоконтроль

Рефлексия

Саморегуляция

Осмысление событий, проблем

Классификация по функции  Физическая (успел – не успел)   сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно)  интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)

Классификация по функции

Физическая (успел – не успел)

сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно)

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)

рефлексия индивидуальная Групповая (коллективная)

рефлексия

индивидуальная

Групповая (коллективная)

Классификация по цели рефлексия настроения и эмоционального состояния   рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала  рефлексия, как способ обратной связи

Классификация по цели

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

рефлексия, как способ обратной связи

Этапы обучения рефлексии анализ своего настроения, анализ собственных успехов 1 анализ работы одноклассников 2 анализ работы группы как своей, так и других 3

Этапы обучения рефлексии

анализ своего настроения, анализ собственных успехов

1

анализ работы одноклассников

2

анализ работы группы как своей, так и других

3

цель проведения рефлексии содержание и трудности учебного материала тип занятия способы и методы обучения возрастные и психологические особенности учащихся

цель проведения рефлексии

содержание и трудности учебного материала

тип занятия

способы и методы обучения

возрастные и психологические особенности учащихся

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Цель Этап организационного момента и целеполагания Содержание Рефлексия обеспечивает побуждение учащихся к деятельности На этапе актуализации ЗУН учащихся Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Этап организационного момента и целеполагания

Содержание

Рефлексия обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

На этапе актуализации ЗУН учащихся

Выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умений и навыков

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

Каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности Этап учебной деятельности Цель В начале работы по теме урока содержательная рефлексия Содержание Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. На з авершающем этапе Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворённость работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Содержание

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

На з авершающем этапе

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворённость работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

Критерии сформированности рефлексии Умение обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и мысли «со стороны» Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий Умение указать в неопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия

Критерии сформированности рефлексии

Умение обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного

Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и мысли

«со стороны»

Умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий

Умение указать в неопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Русский язык», 2 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Контроль процесса и результатов деятельности Задания типа: «Миша нашёл такие словосочетания… Маша определила словосочетания по-другому… Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»; «Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»; «Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»; «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга» и т. д. Часть 1: с. 33(11), 35(14), 46, 49(25), 67–68(43), 76(51), 90–91, 94, 97(71), 107, 133, 136, 141(105), 149(113), 160(128).

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Русский язык», 2 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Контроль процесса и результатов деятельности

Задания типа:

«Миша нашёл такие словосочетания… Маша определила словосочетания по-другому… Как ты думаешь, кто прав? Запиши словосочетания и проведи нужные стрелки»;

«Сможешь доказать, что окончания выделены правильно?»;

«В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»;

«Проверь, как это задание выполнил Миша»;

«Если ты не соглашаешься с Мишей, исправь его ошибки: запиши слова в три столбика по-своему, правильно выдели основу и окончание во всех словах»;

«Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга» и т. д.

Часть 1: с. 33(11), 35(14), 46, 49(25), 67–68(43), 76(51), 90–91, 94, 97(71), 107, 133, 136, 141(105), 149(113), 160(128).

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Русский язык», 2 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Общеучебные универсальные действия. Обучение работе с разными видами информации. б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами и словосочетаниями и буквосочетаниями: часть 1: с. 5, 41, 80, 81, 89, 139, 162, 173; в) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 37 , 47, 54, 56, 132 и т.д.; часть 3: с. 105, 106, 109. г) формирование умения по условным обозначениям определять фамилию автора стихотворного текста, использованного в звукобуквенной зарядке: часть 1: с. 12, 13, 36, 40, 53, 67, 86, 94, 125, 137, 138, 145, 165;

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Русский язык», 2 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Общеучебные универсальные действия. Обучение работе с разными видами информации.

б) формирование умения читать дидактические иллюстрации

с размещёнными внутри словами и словосочетаниями и буквосочетаниями: часть 1: с. 5, 41, 80, 81, 89, 139, 162, 173;

в) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 37 , 47, 54, 56, 132 и т.д.; часть 3: с. 105,

106, 109.

г) формирование умения по условным обозначениям определять фамилию автора стихотворного текста, использованного в

звукобуквенной зарядке: часть 1: с. 12, 13, 36, 40, 53, 67, 86, 94,

125, 137, 138, 145, 165;

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Русский язык», 2 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Универсальные логические действия. Постановка и решение проблемы базируется на сформированности логических операций. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Задания типа «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими звуками они отличаются?»; «Сравни картинки. Чем они различаются?»; «Сравни два текста. Чем второй текст отличается от первого?»; «Сравни слова в двух столбиках. Какое слово здесь лишнее?»; «Прочитай слова. Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?»: часть 1: с. 12–13, 14–15, 16–17, 18–19, 20, 21, 23, 25, 27, 28 (8), 33, 36, 37 (15), 40, 47 (20), 48 (21), 54 (таблица), 56 (таблица), 60 (36, 37), 66, 75–76 (50), 95 (67), 96 (68), 113–114 (83), 131, 160 (128), 170 (141); часть 3: с. 75 (79), 77 (81), 80 (88), 104 (115), 112 (119), 160.

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Русский язык», 2 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Универсальные логические действия. Постановка и решение проблемы базируется на сформированности логических операций.

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Задания типа «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими

звуками они отличаются?»; «Сравни картинки. Чем они различаются?»; «Сравни два текста. Чем второй текст отличается от первого?»; «Сравни слова в двух столбиках. Какое слово здесь лишнее?»; «Прочитай слова. Понимаешь, почему слова объединены именно в такие группы?»: часть 1: с. 12–13, 14–15, 16–17, 18–19, 20, 21, 23, 25, 27, 28 (8), 33, 36, 37 (15), 40, 47 (20), 48 (21), 54 (таблица), 56 (таблица), 60 (36, 37), 66, 75–76 (50), 95 (67), 96 (68), 113–114 (83), 131, 160 (128), 170 (141); часть 3: с. 75 (79), 77 (81), 80 (88), 104 (115), 112 (119), 160.

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Русский язык», 2 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Коммуникативые УУД Коммуникация как кооперация Задания, требующие распределения работы с соседом по парте:  часть 1: с. 53 (30), 89 (61), 133, 136, 150 (114), 154 (120), 156 (124), 162, 175 (145); часть 3: 70 (73), 79 (84), 90 (100), 139 (146), 140 (147), 150 (159), 157 (167), 40 (39).

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Русский язык», 2 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Коммуникативые УУД

Коммуникация как кооперация

Задания, требующие распределения работы с соседом по парте:

часть 1: с. 53 (30), 89 (61), 133, 136, 150 (114), 154 (120), 156 (124), 162, 175 (145); часть 3: 70 (73), 79 (84), 90 (100), 139 (146), 140 (147), 150 (159), 157 (167), 40 (39).

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Русский язык», 2 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Коммуникативые УУД Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) — учёт позиции собеседника.  Задания типа «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»; «Как ты ответишь Маше?»: часть 1: с. 13, 23, 32, 38, 56 (32), 86, 90, 104, 125, 160 (128) ; часть 3: 51 (56), 23, 68 (71), 116 (123).

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Русский язык», 2 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Коммуникативые УУД

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный

аспект коммуникации) — учёт позиции собеседника.

Задания типа «Миша сказал, что в предложениях разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?»; «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему»; «Как ты ответишь Маше?»: часть 1: с. 13, 23, 32, 38, 56 (32), 86,

90, 104, 125, 160 (128) ; часть 3: 51 (56), 23, 68 (71), 116 (123).

УМК «ПНШ» Программа по предмету «Математика», 1 класс Система заданий, ориентированных на формирование УУД Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач». У (ч. 1) — 6 (1), 11 (4), 14 (1), 15 (1), 16 (1), 19 (3), 20 (3), 25 (6), 27 (6), 31 (5), 35 (3), 44 (2), 48 (2), 49 (3), 54 (1, 2), 55 (1, 2), 56 (1), 70 (2), 76 (1, 2), 80 (5), 82 (1, 2), 88 (3), 89 (2), 90 (3), 93 (2); У (ч. 2) — 8 (2), 17 (4), 19 (4), 13 (1), 32 (1), 36 (1), 37 (2, 3), 23 (3), 46 (5), 49 (4), 62 (1).

УМК «ПНШ»

Программа по предмету

«Математика», 1 класс

Система заданий, ориентированных

на формирование УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач».

У (ч. 1) — 6 (1), 11 (4), 14 (1), 15 (1), 16 (1), 19 (3), 20 (3), 25 (6), 27 (6), 31 (5), 35 (3), 44 (2), 48 (2), 49 (3), 54 (1, 2), 55 (1, 2), 56 (1), 70 (2), 76 (1, 2), 80 (5), 82 (1, 2), 88 (3), 89 (2), 90 (3), 93 (2); У (ч. 2) — 8 (2), 17 (4), 19 (4), 13 (1), 32 (1), 36 (1), 37 (2, 3), 23 (3), 46 (5), 49 (4), 62 (1).

Рефлексия учителя - обязательное условие его саморазвития Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»  Евгений Доманский

Рефлексия учителя - обязательное условие его саморазвития

Что я делаю?

С какой целью?

Каковы результаты моей деятельности?

Как я этого достиг?

Можно ли сделать лучше?

Что я буду делать дальше?

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд.»

Евгений Доманский

Благодарю за внимание! Желаю всем творческих успехов в работе !

Благодарю за внимание!

Желаю всем творческих успехов в работе !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!