СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие русской музыки во второй половине XIX века. Урок- презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Развитие русской музыки во второй половине XIX века" предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Развитие русской музыки во второй половине XIX века. Урок- презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень»

МХК, 11 класс Урок № 21 Развитие русской музыки во второй половине XIX века  Н. А. Римский- Корсаков П.И. Чайковский М. А. Балакирев А. П. Бородин М. П. Мусоргский Д.З.: Глава 19, ?? (с.217), тв. задания (с.217-219)  © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Урок № 21

Развитие русской

музыки во второй

половине

XIX века

Н. А. Римский-

Корсаков

П.И. Чайковский

М. А. Балакирев

А. П. Бородин

М. П. Мусоргский

Д.З.: Глава 19, ?? (с.217), тв. задания (с.217-219)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи; Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли русской школы художников-передвижников в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров русской школы художников-передвижников.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ «Могучая кучка»; М. А. Балакирев; А. П. Бородин; опера «Князь Игорь»; М. П. Мусоргский; «Картинки с выставки»; Н. А. Римский-Корсаков; сюита «Шехеразада»; опера «Царская невеста»; «Псковитянка»; «Музыкальная исповедь души»; П.И. Чайковский; опера «Евгений Онегин»; симфонии «Четвёртая», «Пятая», «Шестая»; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • «Могучая кучка»;
  • М. А. Балакирев;
  • А. П. Бородин;
  • опера «Князь Игорь»;
  • М. П. Мусоргский;
  • «Картинки с выставки»;
  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • сюита «Шехеразада»;
  • опера «Царская невеста»;
  • «Псковитянка»;
  • «Музыкальная исповедь души»;
  • П.И. Чайковский;
  • опера «Евгений Онегин»;
  • симфонии «Четвёртая», «Пятая», «Шестая»;
  • балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Универсальные учебные действия

  • различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки»; узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных её композиторов; осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов; слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов; исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре второй половины XIX в.; высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии; комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов; готовить программу тематического концерта «Музыка композиторов “Могучей кучки”»; проводить конкурс знатоков русской музыки второй половины XIX в.; собирать собственную коллекцию произведений русской музыкальной культуры второй половины XIX в.
  • различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки композиторов «Могучей кучки»;
  • узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку эпохи и отдельных её композиторов;
  • осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов;
  • слушать музыку композиторов «Могучей кучки» и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;
  • исследовать причины особой популярности оперного жанра в музыкальной культуре второй половины XIX в.;
  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов;
  • готовить программу тематического концерта «Музыка композиторов “Могучей кучки”»;
  • проводить конкурс знатоков русской музыки второй половины XIX в.;
  • собирать собственную коллекцию произведений русской музыкальной культуры второй половины XIX в.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Композиторы «Могучей кучки».  «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского.  Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских композиторов «могучей кучки»?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Композиторы «Могучей кучки».
  • «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество русских композиторов «могучей кучки»?

подвопросы Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев – организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П.  Бородин а (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского , его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова . Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора. «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского

подвопросы

  • Композиторы «Могучей кучки».
  • М. А. Балакирев – организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов.
  • Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородин а (на примере оперы «Князь Игорь»).
  • Творческое наследие М. П. Мусоргского , его достижения в области симфонической и оперной музыки.
  • Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова . Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора.
  • «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского
Вторая половина XIX века время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.  Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве .

Вторая половина XIX века

  • время могучего расцвета русской музыки,
  • как и всего русского искусства.

Русская музыка XIX в. — это яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.

В XIX в. сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки.

Большие успехи были достигнуты в оперном искусстве .

В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века  вошло творчество русских композиторов:  М. И. Глинки, М.А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Родоначальник  классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни . М. И. Глинка (1804 – 1857) Лучшие музыкальные традиции М.Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю музыкальной культуры под названием  «Могучая кучка».

В сокровищницу мировой музыкальной культуры второй половины XIX века вошло творчество русских композиторов:

М. И. Глинки, М.А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи,

М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

Родоначальник классической русской музыкальной школы.

Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

Основные произведения:

Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни .

М. И. Глинка

(1804 – 1857)

Лучшие музыкальные традиции М.Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю музыкальной культуры под названием «Могучая кучка».

«Могучая кучка»  (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.  сочувствовали передовым идеям века;  сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;  в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;  широко общались с публикой Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства. Ц. А. Кюи Н. А. Римский-Корсаков М. А. Балакирев А. П. Бородин М. П. Мусоргский

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.

  • сочувствовали передовым идеям века;
  • сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
  • в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
  • широко общались с публикой

Они называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Ц. А. Кюи

Н. А. Римский-Корсаков

М. А. Балакирев

А. П. Бородин

М. П. Мусоргский

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. 

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции.

Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. 

Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».  Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» распространились также и на драматургию . Они ярко проявились в произведениях Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.П. Чехова

Участники «Могучей кучки»

записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения.

Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».

Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» распространились также и на драматургию . Они ярко проявились в произведениях Л.Н. Толстого, А.М. Горького, А.П. Чехова

Владимир Васильевич Стасов    — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г р-на Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». 

Владимир Васильевич Стасов    — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель.

Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г р-на Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». 

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза был Милий Алексеевич Бала́кирев   (1836/37-1910) Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.  Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой». русский композитор, пианист, дирижёр.

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза был

Милий Алексеевич Бала́кирев  

(1836/37-1910)

Он написал несколько

оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений.

Особенно выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вокальные сочинения - «Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой».

русский композитор,

пианист, дирижёр.

" Король   Лир ", музыка к трагедии В. Шекспира.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)   Музыка Бородина отличается присутствием героических, мужественных образов , композитор воспевает силу русского народа , его умение бороться и сопротивляться:  симфония №2 «Богатырская», единственная опера «Князь Игорь». Участник «Могучей кучки», Бородин всю жизнь  боролся за возрождение русского искусства и фольклора .  Многие его произведения включают интонации русских народных песен и плясовых .  русский учёный-химик   и композитор.

Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)  

Музыка Бородина отличается присутствием героических, мужественных образов , композитор воспевает силу русского народа , его умение бороться и сопротивляться:

симфония №2 «Богатырская», единственная опера «Князь Игорь».

Участник «Могучей кучки»,

Бородин всю жизнь

боролся за возрождение русского искусства и фольклора .

Многие его произведения включают интонации русских народных песен и плясовых .

русский учёный-химик

  и композитор.

Опера «Князь Игорь» Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Князь Игорь»

Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков

Модест Петрович Му́соргский (1839-1881) Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским. Мусоргский по праву считается музыкальным психологом и мастером музыкального портрета.   Ему удалось найти музыкальные средства, способные точно и ярко показывать характеры героев. Творчество Мусоргского развивалось под знаком русской народной песни и лучших традиций народного искусства. Основные жанры творчества: симфония «Ночь на Лысой горе», фортепианная сюита «Картинки с выставки», 2 большие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») – положили началу развития «народной музыкальной драмы», комическая опера – «Сорочинская ярмарка» и романсы.

Модест Петрович Му́соргский

(1839-1881)

Мусоргский – величайший новатор в русской музыкальной культуре. Он является продолжателем традиций, заложенных Даргомыжским.

Мусоргский по праву считается музыкальным психологом и мастером музыкального портрета.

Ему удалось найти музыкальные средства, способные точно и ярко показывать характеры героев.

Творчество Мусоргского развивалось под знаком русской народной песни и лучших традиций народного искусства.

Основные жанры творчества: симфония «Ночь на Лысой горе»,

фортепианная сюита «Картинки с выставки»,

2 большие оперы («Борис Годунов» и «Хованщина») – положили началу развития «народной музыкальной драмы»,

комическая опера – «Сорочинская ярмарка» и романсы.

Сцена из оперы М.П.Мусоргского  «Борис Годунов»

Сцена из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) ́ — русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер , в том числе «Сын мандарина», « Вильям Ратклиф », «Анджело», «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Кот в сапогах» и др. Произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей .  

Цезарь Антонович Кюи

(1835-1918) ́

русский композитор и музыкальный критик, инженер-генерал.

Творческое наследие композитора довольно обширно:

14 опер , в том числе «Сын мандарина», « Вильям Ратклиф », «Анджело», «Кавказский пленник», «Пир во время чумы», «Кот в сапогах» и др.

Произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей .

 

ВИЛЬЯМ РАТКЛИФ — опера Ц. Кюи в 3 д. (5 к.), либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Г. Гейне в переводе А. Плещеева. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 14 февраля 1869 г., под управлением Э. Направника. Ратклиф    Бог сна меня унёс в далёкий край,   Где ивы так приветно мне кивали   Зелёными и длинными руками;   Где на меня цветы смотрели нежно  И ласково, как любящие сёстры;   Где родственно звучал мне голос птиц;   Где даже самый лай собак казался   Давно знакомым; где все голоса,   Все образы здоровались со мной…

ВИЛЬЯМ РАТКЛИФ — опера Ц. Кюи в 3 д. (5 к.), либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Г. Гейне в переводе А. Плещеева. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 14 февраля 1869 г., под управлением Э. Направника.

Ратклиф   Бог сна меня унёс в далёкий край,  Где ивы так приветно мне кивали  Зелёными и длинными руками;  Где на меня цветы смотрели нежно И ласково, как любящие сёстры;  Где родственно звучал мне голос птиц;  Где даже самый лай собак казался  Давно знакомым; где все голоса,  Все образы здоровались со мной…

Николай Андреевич Римский –Корсаков (1844-1908) Основные жанры творчества: симфония, опера (12 опер: 7 посвящены сказочным и легендарным сюжетам), романс (80 романсов на стихи А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого). Основное музыкальное наследие  – оперы: Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Антар», «Шехеразада», «Кащей Бессмертный», и др. русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик.

Николай Андреевич

Римский –Корсаков

(1844-1908)

Основные жанры творчества: симфония, опера (12 опер: 7 посвящены сказочным и легендарным сюжетам), романс (80 романсов на стихи А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого).

Основное музыкальное наследие – оперы: Снегурочка»,

«Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста»,

«Золотой петушок», «Антар»,

«Шехеразада», «Кащей Бессмертный», и др.

русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик.

Сцена из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Сцена из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер , 3  балета , 6 симфоний , 104 романса ). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. Оперы: «Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872) «Евгений Онегин» (1878) «Орлеанская дева» (1879) «Мазепа» (1883) «Черевички» (1885) «Чародейка» (1887) «Пиковая дама» (1890) «Иоланта» (1891) Симфонии: Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866) Симфония № 2 (1872) Симфония № 3 (1875) Симфония № 4 (1878) «Манфред» — симфония (1885) Симфония № 5 (1888) Симфония № 6 (1893) - русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.  Музыкальное наследие:  Балеты : «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)

Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер , 3 балета , 6 симфоний , 104 романса ). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором.

Оперы:

«Воевода» (1868)

«Ундина» (1869)

«Опричник» (1872)

«Евгений Онегин» (1878)

«Орлеанская дева» (1879)

«Мазепа» (1883)

«Черевички» (1885)

«Чародейка» (1887)

«Пиковая дама» (1890)

«Иоланта» (1891)

Симфонии:

Симфония № 1

«Зимние грезы» (1866)

Симфония № 2 (1872)

Симфония № 3 (1875)

Симфония № 4 (1878)

«Манфред» —

симфония (1885)

Симфония № 5 (1888)

Симфония № 6 (1893)

- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Музыкальное наследие: Балеты : «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892)

Сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Сцена из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

Сцена из оперы  П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Сцена из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Сцена из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Сцена из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Сцена из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

Сцена из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

Романсы Чайковского. Романсы Чайковского составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия. Как и в других жанрах, в романсах проявилась активная новаторская природа его дарования. К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути. Романс «Ни слова, о друг мой» (ор.6) «Страшная минута» «Благословляю вас, леса» «То было раннею весной» «Средь шумного бала»

Романсы Чайковского.

Романсы Чайковского составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия. Как и в других жанрах, в романсах проявилась активная новаторская природа его дарования. К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути.

Романс «Ни слова, о друг мой» (ор.6)

«Страшная минута»

«Благословляю вас, леса»

«То было раннею весной»

«Средь шумного бала»

Памятник П.И. Чайковскому перед Московской консерваторией Здесь служил П.И.Чайковский.

Памятник П.И. Чайковскому перед Московской консерваторией

Здесь служил П.И.Чайковский.

Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (ск. П.П. Каменский) установлено в 1897 году - кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.

Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (ск. П.П. Каменский) установлено в 1897 году - кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.

Контрольные вопросы 1. Какие музыкальные традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки? Какие задачи и почему они решали в своих произведениях? Какие открытия и заслуги в развитии музыкальной культуры им принадлежат? Чем можно объяснить их особый интерес к оперному жанру? 2. Какими достижениями П. И. Чайковский обогатил отечественную и мировую музыкальную культуру? Какое отражение в созданных им произведениях находит мир чувств и переживаний человека, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм? В каких жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?

Контрольные вопросы

1. Какие музыкальные традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки?

Какие задачи и почему они решали в своих произведениях?

Какие открытия и заслуги в развитии музыкальной культуры им принадлежат?

Чем можно объяснить их особый интерес к оперному жанру?

2. Какими достижениями П. И. Чайковский обогатил отечественную и мировую музыкальную культуру?

Какое отражение в созданных им произведениях находит мир чувств и переживаний человека, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм?

В каких жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?

Темы проектных исследований или презентаций  Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки».  История создания оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и её литературный источник. Русский национальный характер в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского. Правда жизни действительной в творчестве М.П. Мусоргского. Опера «Борис Годунов» и одно имённая трагедия А.С. Пушкина (опыт сравнительного анализа). Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского. Художественные открытия в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова. История постановки оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Шедевры романсового творчества Н.А. Римского-Корсакова. Заочная экскурсия в музей Н.А. Римского-Корсакова в Санкт- Петербурге. Характерные особенности балетной музыки П.И. Чайковского.  Лирическое начало в музыке П. И. Чайковского.

Темы проектных исследований или презентаций

  • Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки».
  • История создания оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и её литературный источник.
  • Русский национальный характер в народных музыкальных

драмах М. П. Мусоргского.

  • Правда жизни действительной в творчестве М.П. Мусоргского.
  • Опера «Борис Годунов» и одно имённая трагедия А.С. Пушкина (опыт сравнительного анализа).
  • Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского.
  • Художественные открытия в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
  • История постановки оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
  • Шедевры романсового творчества Н.А. Римского-Корсакова.
  • Заочная экскурсия в музей Н.А. Римского-Корсакова в Санкт- Петербурге.
  • Характерные особенности балетной музыки П.И. Чайковского.
  • Лирическое начало в музыке П. И. Чайковского.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Урок № 20 реалистическая живопись; В. И. Суриков; художественный вымысел; «Утро стрелецкой казни»; колорит картины; «Меншиков в Берёзове»; «Боярина Морозова»; «Покорение Сибири Ермаком»; «Не ждали»; «Царевна Софья»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Урок № 20

  • реалистическая живопись;
  • В. И. Суриков;
  • художественный вымысел;
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • колорит картины;
  • «Меншиков в Берёзове»;
  • «Боярина Морозова»;
  • «Покорение Сибири Ермаком»;
  • «Не ждали»;
  • «Царевна Софья»
рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014. Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ»,  р.п. Ермишь, Рязанская область


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!