СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие шахматных способностей у детей младшего возраста.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие шахматных способностей у детей младшего возраста

Просмотр содержимого документа
«Развитие шахматных способностей у детей младшего возраста.»

Развитие шахматных способностей у детей младшего возраста.

Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавше­муся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы перво­классники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами — без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его реше­нию учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необ­ходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения постав­ленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые прояв­ляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привыч­ка думать, решать задачи.

В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии по­мочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь иг­ровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внима­ние и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачивают­ся и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого стро­ить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребен­ка, его нравственные качества. Подчеркнем одно важное и еще не оценен­ное в должной степени обстоятельство, которое часто упускается из виду. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы — не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наи­более полно использовать потенциал, заложенный в древней игре.

Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формирова­нию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, срав­нивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, вниматель­ность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др.

«Один из сильнейших воспитательных аспектов шахматной игры заключается в ее сути: шахматы — превосходная школа логического мышления... По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения»: писал Г. Клаус.

Занятия шахматами с первоклассниками показывают, что через несколько месяцев они уверенно находили общие комбинационные идеи в позициях с непохожим внешним расположением фигур на доске и различали оценку позиций, отличающихся внешне незначи­тельными изменениями. Умение сравнивать позиции на шахматной доске формирует способность к обобщению шахматного материала. Замечено, что, постепенно совершенствуясь в игре, юные шахмати­сты легко и естественно принимают и осознают понятие типичного (типичная позиция в дебюте или середине игры, типичное оконча­ние, типичная комбинация и т. п.), учатся выделять главные, наибо­лее существенные характеристики и особенности конкретной ситуа­ции, а в дальнейшем переносят усвоенные на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности. Тем самым шахматы вносят свой вклад в формирование творческих качеств личности.

Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышле­ния и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания. Нередко приходится наблюдать, что шахматист, добивающийся больших успехов, отличается от соперников не столько более глубо­ким пониманием законов теории, сколько лучшей способностью к длительной и интенсивной концентрации внимания. Шахматы учат не только принимать в расчет отдельные факторы или «видеть» ту часть доски, где происходят в данный момент главные события, но и распределять внимание на весь фронт борьбы. Замечание справедливо, но из него вовсе не следует, что определенная избирательность внимания и связанные с нею ошибки в игре предопределены объективными условиями. Напротив, изуче­ние практики шахматных соревнований показывает, что эти объек­тивные трудности при анализе шахматной ситуации развивают у шахматистов способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Это исключительно важное для жизни свойство — «видеть» в сложной ситуации многое и оценивать достаточно глубоко — хорошо закрепляется в условиях шахматной борьбы. Не случайно известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».

Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, вообра­жения и способностей предвидения. Тот или иной ход не делается лишь в расчете на удачу — должны быть взвешены все «за» и «про­тив» намечаемой операции. Причем излишнее фантазирование, предвзятость, легкомыслие недопустимы: шахматист должен исхо­дить из реальной обстановки.

Итак, шахматист объективными условиями игры сориентиро­ван на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Он обязан предвидеть! Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от дан­ного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективно­сти его деятельности.

Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Уже первое правило шахматных соревнований: «Тронул фигуру — обязан ею сделать ход» — указывает на строгую ответственность шахматиста. Совершенствуясь в игре, он неиз­бежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контро­лировать свои действия (например, взяв за правило, каждый раз проверять намеченный в уме ход), не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.

Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладе­вает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Путь шахматных сражений — это путь «взлетов» и неизбежных «паде­ний».

Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кру­гозор. Уже первые шаги в соревнованиях связаны у школьника с участием в ритуалах открытия и закрытия турнира, записью партий, наличием зрителей, обменом традиционными приветствиями и т. д. А. Е. Карпов отмечал: «В детских турнирах участники не только учатся играть и думать. Шахматные соревнования прививают им корректность, умение вести себя в обществе, уважение к личности партнера...»

Отметим далее, что 7—8-летние, как показал опыт, довольно уверенно овладевают символикой шахмат, но, конечно, преподава­тель должен не уходить в сложные теоретические экскурсы, а сосре­доточить усилия на усвоении ребятами практической игры. Здесь важно соблюдать меру: шахматные занятия не должны, с одной сто­роны, превращаться в простое развлекательное, бездумное время­препровождение, с другой — становиться новым сложным предме­том обучения.

В последнее время научные исследования, посвященные теоре­тическим и опытно-экспериментальным доказательствам психо­лого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. Так, по данным двухгодичных исследований, проведенных под руко­водством академика Н. Ф. Талызиной, у младших школьников, уча­ствовавших в экспериментах, повысилась успеваемость по всем предметам. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображе­ния.

«Без шахмат нельзя себе представить воспитание ум­ственных способностей и памяти. ... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умствен­ной культуры», — отмечал известный педагог Сухомлинский. Нам представляется, что одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой твор­чества для детей. Это — уникальный инструмент разви­тия творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме — эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает ра­ботать не только на запоминание и воспроизведение инфор­мации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Поскольку на тех или иных этапах обучения у одних учащихся мастерство растет быстрее, у других — медлен­нее, то для некоторых учащихся могут потребоваться до­полнительные задания по тем или иным темам. По многим темам можно расширять базу заданий, отбирая позиции из любых шахматных книг и журналов и снабжая их типовыми формулировками заданий.

От урока к уроку и в каждом уроке задания должны упорядочены так, что сложность выполнения заданий возрастает моно­тонно и плавно. Вместе с тем, чтобы настроить учащегося на преодоление неожиданных трудностей, в некоторые серии должны быть «вкраплены» задания, сложность которых немного превы­шает сложность последующих заданий.

Во время занятий, при объяснении того или иного шахматного материала, не обязательно использование шахматная нотация (чтобы не отпугнуть детей её кажущейся сложностью). Курс заданий для занятий должен быть разработан универсально для работы с детьми первого года обучения с "упором" на первый класс, однако чтобы его можно было использовать также во втором и третьем классах. Это обеспечивается тем, что дидактические задания и игры, должны иметь несколько уровней сложности.

Чтобы стимулировать юных шахматистов в приобре­тении навыков самостоятельной работы, представляется возможным награждать своих учеников дипломами и призами с учетом выполнения ими соответствующих серий заданий. Выполнение заданий на групповых занятиях можно облечь в форму соревнования.

Замечательный педагог-современник В.А. Сухомлинский совето­вал нам: «Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Именно так мы и поступаем, когда не торопимся с ответом, давая возможность ребенку поразмыслить, доискаться ответа на собственный вопрос, стараясь про­будить в малыше устойчивый интерес к заинтриговавшему его явлению. Ведь если ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблю­дать одно и то же явление, то у него формируется устойчивый целенап­равленный интерес к раскрытию нового. Любознательность и наблюда­тельность лежат в основе воспитания мыслительной активности: вместе с обостряющимся умением «смотреть и видеть» перед ребенком все боль­ше и больше раскрывается сокровищница удивительного, заставляющая его думать, сопоставлять, делать умозаключения. Мир удивительного для наблюдательного ребенка всегда рядом, так как он способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой. Значит, и мир интересного у тако­го ребенка значительно шире. Значит, и его интеллект постоянно развива­ется.

Итак, расширение детского опыта и объема знаний необходимо по­нимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и как формирование качественных мыслительных способностей, умение заметить не только внешнее, но и понять смысл. Мы обязаны подвести ребенка к умению производить сравнение, находить общее отличное, самостоятельно решать задачу, преодолевать доступные трудности, применять полученные знания в своих детских маленьких де­лах. И, наконец, самое важное - разбудить потребность и интерес к по­знанию нового.

Стремление к узнаванию нового, познавательный интерес имеет огромное значение в общем развитии растущего человека: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содей­ствует накапливанию представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.

Педагог дополнительного образования И.Ю. Орлов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!