Развитие шахматных способностей у детей младшего возраста.
Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами — без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка — его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.
В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Подчеркнем одно важное и еще не оцененное в должной степени обстоятельство, которое часто упускается из виду. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы — не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре.
Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др.
«Один из сильнейших воспитательных аспектов шахматной игры заключается в ее сути: шахматы — превосходная школа логического мышления... По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения»: писал Г. Клаус.
Занятия шахматами с первоклассниками показывают, что через несколько месяцев они уверенно находили общие комбинационные идеи в позициях с непохожим внешним расположением фигур на доске и различали оценку позиций, отличающихся внешне незначительными изменениями. Умение сравнивать позиции на шахматной доске формирует способность к обобщению шахматного материала. Замечено, что, постепенно совершенствуясь в игре, юные шахматисты легко и естественно принимают и осознают понятие типичного (типичная позиция в дебюте или середине игры, типичное окончание, типичная комбинация и т. п.), учатся выделять главные, наиболее существенные характеристики и особенности конкретной ситуации, а в дальнейшем переносят усвоенные на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности. Тем самым шахматы вносят свой вклад в формирование творческих качеств личности.
Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания. Нередко приходится наблюдать, что шахматист, добивающийся больших успехов, отличается от соперников не столько более глубоким пониманием законов теории, сколько лучшей способностью к длительной и интенсивной концентрации внимания. Шахматы учат не только принимать в расчет отдельные факторы или «видеть» ту часть доски, где происходят в данный момент главные события, но и распределять внимание на весь фронт борьбы. Замечание справедливо, но из него вовсе не следует, что определенная избирательность внимания и связанные с нею ошибки в игре предопределены объективными условиями. Напротив, изучение практики шахматных соревнований показывает, что эти объективные трудности при анализе шахматной ситуации развивают у шахматистов способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Это исключительно важное для жизни свойство — «видеть» в сложной ситуации многое и оценивать достаточно глубоко — хорошо закрепляется в условиях шахматной борьбы. Не случайно известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».
Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Тот или иной ход не делается лишь в расчете на удачу — должны быть взвешены все «за» и «против» намечаемой операции. Причем излишнее фантазирование, предвзятость, легкомыслие недопустимы: шахматист должен исходить из реальной обстановки.
Итак, шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Он обязан предвидеть! Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности.
Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Уже первое правило шахматных соревнований: «Тронул фигуру — обязан ею сделать ход» — указывает на строгую ответственность шахматиста. Совершенствуясь в игре, он неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия (например, взяв за правило, каждый раз проверять намеченный в уме ход), не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.
Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Путь шахматных сражений — это путь «взлетов» и неизбежных «падений».
Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кругозор. Уже первые шаги в соревнованиях связаны у школьника с участием в ритуалах открытия и закрытия турнира, записью партий, наличием зрителей, обменом традиционными приветствиями и т. д. А. Е. Карпов отмечал: «В детских турнирах участники не только учатся играть и думать. Шахматные соревнования прививают им корректность, умение вести себя в обществе, уважение к личности партнера...»
Отметим далее, что 7—8-летние, как показал опыт, довольно уверенно овладевают символикой шахмат, но, конечно, преподаватель должен не уходить в сложные теоретические экскурсы, а сосредоточить усилия на усвоении ребятами практической игры. Здесь важно соблюдать меру: шахматные занятия не должны, с одной стороны, превращаться в простое развлекательное, бездумное времяпрепровождение, с другой — становиться новым сложным предметом обучения.
В последнее время научные исследования, посвященные теоретическим и опытно-экспериментальным доказательствам психолого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. Так, по данным двухгодичных исследований, проведенных под руководством академика Н. Ф. Талызиной, у младших школьников, участвовавших в экспериментах, повысилась успеваемость по всем предметам. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения.
«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти. ... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры», — отмечал известный педагог Сухомлинский. Нам представляется, что одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это — уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме — эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Поскольку на тех или иных этапах обучения у одних учащихся мастерство растет быстрее, у других — медленнее, то для некоторых учащихся могут потребоваться дополнительные задания по тем или иным темам. По многим темам можно расширять базу заданий, отбирая позиции из любых шахматных книг и журналов и снабжая их типовыми формулировками заданий.
От урока к уроку и в каждом уроке задания должны упорядочены так, что сложность выполнения заданий возрастает монотонно и плавно. Вместе с тем, чтобы настроить учащегося на преодоление неожиданных трудностей, в некоторые серии должны быть «вкраплены» задания, сложность которых немного превышает сложность последующих заданий.
Во время занятий, при объяснении того или иного шахматного материала, не обязательно использование шахматная нотация (чтобы не отпугнуть детей её кажущейся сложностью). Курс заданий для занятий должен быть разработан универсально для работы с детьми первого года обучения с "упором" на первый класс, однако чтобы его можно было использовать также во втором и третьем классах. Это обеспечивается тем, что дидактические задания и игры, должны иметь несколько уровней сложности.
Чтобы стимулировать юных шахматистов в приобретении навыков самостоятельной работы, представляется возможным награждать своих учеников дипломами и призами с учетом выполнения ими соответствующих серий заданий. Выполнение заданий на групповых занятиях можно облечь в форму соревнования.
Замечательный педагог-современник В.А. Сухомлинский советовал нам: «Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Именно так мы и поступаем, когда не торопимся с ответом, давая возможность ребенку поразмыслить, доискаться ответа на собственный вопрос, стараясь пробудить в малыше устойчивый интерес к заинтриговавшему его явлению. Ведь если ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, то у него формируется устойчивый целенаправленный интерес к раскрытию нового. Любознательность и наблюдательность лежат в основе воспитания мыслительной активности: вместе с обостряющимся умением «смотреть и видеть» перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного, заставляющая его думать, сопоставлять, делать умозаключения. Мир удивительного для наблюдательного ребенка всегда рядом, так как он способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой. Значит, и мир интересного у такого ребенка значительно шире. Значит, и его интеллект постоянно развивается.
Итак, расширение детского опыта и объема знаний необходимо понимать не только как количественное увеличение круга представлений, но и как формирование качественных мыслительных способностей, умение заметить не только внешнее, но и понять смысл. Мы обязаны подвести ребенка к умению производить сравнение, находить общее отличное, самостоятельно решать задачу, преодолевать доступные трудности, применять полученные знания в своих детских маленьких делах. И, наконец, самое важное - разбудить потребность и интерес к познанию нового.
Стремление к узнаванию нового, познавательный интерес имеет огромное значение в общем развитии растущего человека: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накапливанию представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Педагог дополнительного образования И.Ю. Орлов