Доклад по теме:
«Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках сельскохозяйственного труда
и тепличного дела»
Трудолюбие — это свойство личности, которое характеризуется положительным отношением к процессу трудовой деятельности. Оно является одной из главных характеристик поведения человека в процессе его деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, старании, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. Совмещает в себе волевые качества, проявляемые в желании и умении быть полезным обществу, творчество, организованность и ответственность перед другими людьми за свои действия и поведение.
Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия на уроках с/х труда и тепличного дела осуществляется, прежде всего, в процессе учебных занятий. Учебный материал по сельскохозяйственному труду содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в нашей работе. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
На уроках сельскохозяйственного труда ребята 5-9 классов изучают научные основы животноводства, садоводства, растениеводства. Для закреплений знаний к каждому разделу прилагается практическая работа. По темам растениеводства ребята выполняют практические работы на пришкольном участке. Учебно-опытный участок является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса в нашем центре. Посильная работа на нем учит уважительно относиться к труду, опытническая работа дает возможность лучше усвоить материал по природоведению, биологии, сельскохозяйственному труду: знакомит с систематикой растений, влиянием разных факторов на рост и развитие растений. По темам животноводства ребята посещают МТФ и СТФ центра. Где учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию; первичной переработки продукции животноводства.
При выполнении практических работ учащиеся показывают сформированный уровень умений и навыков в соответствии с их возможностями. Для меня это один из способов выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Зная особенности ребят мне легче организовать учебный процесс.
Также уроки труда способствуют развитию и укреплению физического развития личности. Учитель должен заботиться о сохранении здоровья учащихся. Я всегда слежу, чтобы ребята, работая на улице, имели соответствующую погодным условиям одежду, правильно подбирали рабочий инвентарь.
Уроки тепличного дела для 10-11 классов направлены на работу в школьной теплице, формируют у учащихся трудовые навыки и умения по выращиванию растений в защищённом грунте и уходу за ними. При этом ребята получают первоначальные знания о профессии, которой они могут воспользоваться во взрослой жизни и быть готовыми к самостоятельной жизни, к ведению собственного хозяйства, а значит, им не придется задумываться, как заработать честным трудом денег, для содержания себя и своей семьи.
К примеру, выполняя практическую работу с 10-11 классом по выращиванию лука на зеленное перо гидропонным методом на опилках было видно, что ребята понимали, значимость своих действий, тактично выполняли этапы работы. В течение выгонки ребята ухаживали за луком, поливали, удаляли луковицы, которые не смогли прорасти. Интересовались дальнейшими планами на ближайшее время, а это выращивание цветочной и овощной рассады. И уже, когда во второй раз проводили посадку лука на зеленое перо, приятно было смотреть как, ребята безошибочно, самостоятельно, повторили все этапы. Была видна, сплоченность классного коллектива, заинтересованность в том, чтобы их труд принес пользу школе. В дальнейшем, я уверена, что кто-то из выпускников воспользуется полученными знаниями и умениями в дальнейшем.
Я пришла к выводу, что единообразия в требованиях не должно быть. Надо считаться с состоянием здоровья ребенка и его желанием выполнять работу. Чаще давать возможность ученику выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию и выполнению работ. Для меня главное, чтобы ребенок с желанием выполнял работу.
Уроки с/х труда и тепличного дела формируют у учащихся готовность и способность к активному участию в созидательном труде. Моя задача, как учителя, заключается в формировании знаний, умений и навыков в работе, формирование определенных качеств личности, которые необходимы для становления сознательного отношения к труду, морально-волевых и эмоциональных факторов, отражающих положительное отношение к систематической трудовой деятельности, воспитание трудолюбия.
Труд является важным средством коррекции и развития личности. На занятиях с детьми я постоянно повторяю, что труд - это основа жизни человека на нашей планете. И стараюсь весь учебно-воспитательный процесс детей с ОВЗ организовывать так, чтобы научить понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Для этого на своих уроках использую следующие методы трудового обучения и воспитания:
Объяснение – сообщаю правила поведения и последовательность выполнения различных трудовых приемов и операций.
Инструктаж – провожу инструктаж непосредственно перед началом работы.
Индивидуальные задания – применяю с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.
Профориентационая беседа – она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.
Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач - важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.
Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям. Хотя, это пока в рамках нашего центра, но, тем не менее, ребята помогают и не отказывают в просьбе работникам центра.
Использую такие группы методов, как:
*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
*Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
*Метод постановки перспективы (нацеливаю на будущее)
Использую пошаговую технику по формированию трудовых умений:
Шаг 1: «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется.
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скуплюсь на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции (Вахтин С.- 11 класс). Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Заменяю «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» (Худова Н.- 6 класс, Пинжакова К. -7б класс) очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Для нас трудовиков хорошим подспорьем в воспитании трудолюбия и в формировании мотивации трудовой деятельности детей является ежегодно проводимая «Неделя труда». Цели, которой привитие трудолюбия и любви к природе; расширение профинформации обучающихся и пропаганда специальностей (включающая встречи со специалистами разных профессий); привития ответственного отношения к труду. И, конечно же, помогает выявить обучающихся с высоким уровнем трудовых умений и навыков через конкурс мастерства, выпуск стенгазет, тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ.
Главными задачами трудового обучения детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
2