СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Развитие способностей детей  через исследовательскую деятельность на уроках географии"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии"»

Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность   на уроках географии Мастер-класс автор: Баченина Т.В.   Чичерино 2014

Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии

Мастер-класс

автор: Баченина Т.В.

Чичерино 2014

 Ведущая педагогическая  идея    «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью»  Теплов Б.М

Ведущая педагогическая идея

«Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью»

Теплов Б.М

Новизна опыта    1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.  1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.  2. Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.  3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.  4. Снижение негативных процессов в работе.

Новизна опыта

1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.

  • 1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.

2. Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.

3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

4. Снижение негативных процессов в работе.

Цель опыта  Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.

Цель опыта

  • Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии.
Задачи опыта   1. Повысить качество преподавания географии в своей школе. 2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету. 3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности. 4. Создать условия для успешной самореализации учеников. 5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задачи опыта

1. Повысить качество преподавания географии в своей школе.

2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.

3. Усилить способность детей к исследовательской деятельности.

4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Что является исследовательской деятельностью?  Деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:  изучение теории, посвященной данной проблеме,  постановку проблемы,  подбор методик исследования и практическое овладение ими,  сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий,  собственные выводы

Что является исследовательской деятельностью?

Деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:

  • изучение теории, посвященной данной проблеме,
  • постановку проблемы,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий,
  • собственные выводы
 Исследование  с точки зрения обучающегося  - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет  проявить себя индивидуально или в группе,  попробовать свои силы,  приложить свои знания,  принести пользу,  показать публично достигнутый результат.

Исследование с точки зрения обучающегося

  • - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет
  • проявить себя индивидуально или в группе,
  • попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.
Освоение приёма исследовательской деятельности  на разных этапах изучения рельефа  Рельеф   6 класс Исследовательская деятельность 7 класс Освоения приема чтения рельефа по карте Исследовательский  приём  8 класс Изучение рельефа материков на основе анализа и сопоставле-ния карт. Прием чтения карты 9 класс  Выявления закономер- ностей в размещении рельефа и полезных ископаемых. Сопостав- ление карт. Выявление аналогии между материками. Выявление связи между свойствами рельефа и возможнос- тями освоения территории.  Анализ причинной зависимости строения земной коры и рельефа  Поиск связей между рельефом и освоеннос-тью территории

Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах изучения рельефа

Рельеф

6 класс

Исследовательская деятельность

7 класс

Освоения приема чтения рельефа по карте

Исследовательский

приём

8 класс

Изучение рельефа материков на основе анализа и сопоставле-ния карт.

Прием чтения карты

9 класс

Выявления закономер-

ностей в размещении рельефа и полезных ископаемых.

Сопостав-

ление карт. Выявление аналогии между материками.

Выявление связи между свойствами рельефа и возможнос-

тями освоения территории.

Анализ причинной зависимости строения земной коры и рельефа

Поиск связей между рельефом и освоеннос-тью территории

Структура работы Введение Глава 1 Литературный анализ исследуемой проблемы Глава 2 Описание исследования Глава 3 Основные результаты Заключение Список литературы Приложение

Структура работы

  • Введение
  • Глава 1 Литературный анализ исследуемой проблемы
  • Глава 2 Описание исследования
  • Глава 3 Основные результаты
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
Основные этапы исследовательской деятельности  Подготовительный Планирование Исследование Оформление результатов исследования Предоставление отчёта Самоанализ

Основные этапы исследовательской деятельности

  • Подготовительный
  • Планирование
  • Исследование
  • Оформление результатов исследования
  • Предоставление отчёта
  • Самоанализ
Как может быть представлен конечный результат работы? Мультимедийная презентация Мультимедийная публикация Рекламный проспект Дневник-путешествие Картограмма Заочная экскурсия Коллекция Таблица Схема Модель Серия иллюстраций Сочинение-эссе Фотоальбом Свой вариант

Как может быть представлен конечный результат работы?

  • Мультимедийная презентация
  • Мультимедийная публикация
  • Рекламный проспект
  • Дневник-путешествие
  • Картограмма
  • Заочная экскурсия
  • Коллекция
  • Таблица
  • Схема
  • Модель
  • Серия иллюстраций
  • Сочинение-эссе
  • Фотоальбом
  • Свой вариант
Самоанализ и подведение  итогов в 6 классе Достиг ли я поставленных целей? Что мне особенно удалось? Что мне осталось непонятным? С каким настроением я уйду с урока?

Самоанализ и подведение итогов в 6 классе

  • Достиг ли я поставленных целей?
  • Что мне особенно удалось?
  • Что мне осталось непонятным?
  • С каким настроением я уйду с урока?
Оценочный лист группы  в 8 классе Критерии оценивания Шебуняева 1 Самостоятельно формулировал цель Абрамов 1 2. Участвовал в планировании урока Балясникова 1 0 3. Правильно отвечал на вопросы учителя 4. Задавал вопросы выступающим 0 1 1 1 0 1 5. Выступал от имени группы 1 6. Дополнял ответ выступающего 1 1 1 1 1 7. Участвовал в работе группы над поставленной задачей 0 0 1  Сумма набранных баллов 1 7 1 1 5 4

Оценочный лист группы в 8 классе

Критерии оценивания

Шебуняева

1 Самостоятельно формулировал цель

Абрамов

1

2. Участвовал в планировании урока

Балясникова

1

0

3. Правильно отвечал на вопросы учителя

4. Задавал вопросы выступающим

0

1

1

1

0

1

5. Выступал от имени группы

1

6. Дополнял ответ выступающего

1

1

1

1

1

7. Участвовал в работе группы над поставленной задачей

0

0

1

Сумма набранных баллов

1

7

1

1

5

4

Критерии оценивания работы в 9 классе Критерии оценивания Плохо- 1 балл 1. Соответствие содержания теме Слабо- 2 балла 2. Оригинальность выбранной формы представления работы Хорошо- 3 балла 3. Использование интерактивных средств Отлично – 4 бал ла 4. Эффективность работы всех участников группы 5. Глубина знания по данной теме 6. Возможности применения знаний в других областях знаний и жизни 7.Итоговое количество баллов

Критерии оценивания работы в 9 классе

Критерии оценивания

Плохо-

1 балл

1. Соответствие содержания теме

Слабо- 2 балла

2. Оригинальность выбранной формы представления работы

Хорошо-

3 балла

3. Использование интерактивных средств

Отлично – 4 бал

ла

4. Эффективность работы всех участников группы

5. Глубина знания по данной теме

6. Возможности применения знаний в других областях знаний и жизни

7.Итоговое количество баллов

Продолжительность исследовательской работы Мини-работы, рассчитанные на один урок. Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков. Недельные. Среднесрочные – продолжительностью в одну четверть. Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

Продолжительность исследовательской работы

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.
  • Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
  • Недельные.
  • Среднесрочные – продолжительностью в одну четверть.
  • Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
Проблемы    1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.  2. Требование более сложной системы оценивания.  3. Увеличение объёма работы учителя.  4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.  5. Повышение эмоциональной нагрузки  6. Изменение роли учителя.  7. Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

Проблемы

1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

2. Требование более сложной системы оценивания.

3. Увеличение объёма работы учителя.

4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

5. Повышение эмоциональной нагрузки

6. Изменение роли учителя.

7. Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

Трудоёмкость опыта Изучение технологии учебной исследовательской деятельности. Анализ опыта педагогов, использующих данный метод в своей работе. Диагностика первоначальных знаний и умений, учащихся по предмету. Определение уровня обучаемости. Информирование родителей о сути и задачах метода. Разработка тематического планирования с учётом исследовательской направленности в обучении. Подбор и разработка разноуровневых исследовательских заданий. Обучение детей приёмам исследовательской деятельности. Обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля.  Обучение детей оформлению и представлению результатов работы.  Мониторинг деятельности учащихся.  Организация индивидуальной, парной и групповой работы.  Итоговая диагностика, самоанализ конечных результатов.  Обобщение, обмен и распространение опыта работы.  Участие детей в системе научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ, олимпиад и т.д.  Освоение и использование современных информационных технологий.

Трудоёмкость опыта

  • Изучение технологии учебной исследовательской деятельности.
  • Анализ опыта педагогов, использующих данный метод в своей работе.
  • Диагностика первоначальных знаний и умений, учащихся по предмету.
  • Определение уровня обучаемости.
  • Информирование родителей о сути и задачах метода.
  • Разработка тематического планирования с учётом исследовательской направленности в обучении.
  • Подбор и разработка разноуровневых исследовательских заданий.
  • Обучение детей приёмам исследовательской деятельности.
  • Обучение учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Обучение детей оформлению и представлению результатов работы.
  • Мониторинг деятельности учащихся.
  • Организация индивидуальной, парной и групповой работы.
  • Итоговая диагностика, самоанализ конечных результатов.
  • Обобщение, обмен и распространение опыта работы.
  • Участие детей в системе научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ, олимпиад и т.д.
  • Освоение и использование современных информационных технологий.
Мнение учащихся 1. Повысился уровень знаний по предмету. 2. Больше приходится работать самостоятельно. 3. Чаще обращаюсь к учителю за консультациями. 4. Имею возможность выбора варианта и формы работы. 5. Возросла ответственность за качество выполнения работы. 6. Лучше ориентируюсь в различных источниках информации. 7. Чаще приходится использовать компьютер и Интернет. 8. Чаще приходится сотрудничать с одноклассниками

Мнение учащихся

1. Повысился уровень знаний по предмету.

2. Больше приходится работать самостоятельно.

3. Чаще обращаюсь к учителю за консультациями.

4. Имею возможность выбора варианта и формы работы.

5. Возросла ответственность за качество выполнения работы.

6. Лучше ориентируюсь в различных источниках информации.

7. Чаще приходится использовать компьютер и Интернет.

8. Чаще приходится сотрудничать с одноклассниками

Качество знаний по географии за период с 2013 по 2014 год. 2013 год 77,6% 2014 год 78,5%

Качество знаний по географии за период с 2013 по 2014 год.

2013 год

77,6%

2014 год

78,5%

Положительная динамика индивидуальных учебных достижений учащихся  Период 2013 год Динамика индивидуальных учебных достижений учащихся 2014 год 7,2% 8,4%

Положительная динамика индивидуальных учебных достижений учащихся

Период

2013 год

Динамика индивидуальных учебных достижений учащихся

2014 год

7,2%

8,4%

Доступность опыта  Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях.

Доступность опыта

Доступность моего опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями географии в общеобразовательных учреждениях.

Список литературы

  • «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».
  • Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  • Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.
  • Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  • Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  • Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  • Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.
 Интернет-ресурсы  по проблемам  исследовательской деятельности  http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся». www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

Интернет-ресурсы по проблемам  исследовательской деятельности

  • http://schools.keldysh.ru/labmro   — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
  • www.researcher.ru  — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института.
  • www.1553.ru  — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
  • www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
  • www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!