СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие студенческого самоуправления: взгляд изнутри (Соавторы: Замалетдинов Р.Ф. и Красов В.Е. - студенты ОГБПОУ ДТК; Тогунова О.В. - педагог-организатор ОГБПОУ ДТК)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет собой размышление студентов Димитровградского технического колледжа (ОГБПОУ ДТК) о развитии студенческого самоуправления в профессиональных образовательных организациях и его реализацию посредством организации проектной деятельности студентов. Живой интерес к вопросам мотивации и повышению активности молодёжи, личные переживания и опыт, которым делятся авторы статьи, делают её весьма полезной для ознакомления.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие студенческого самоуправления: взгляд изнутри (Соавторы: Замалетдинов Р.Ф. и Красов В.Е. - студенты ОГБПОУ ДТК; Тогунова О.В. - педагог-организатор ОГБПОУ ДТК)»

Р.Ф. Замалетдинов, В.Е. Красов

Студенты ОГБПОУ «Димитровградский технический колледж»


И.В. Кузнецова, О.В. Тогунова

Педагоги-организаторы ОГБПОУ «Димитровградский технический

колледж»


РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ


В данной статье мы бы хотели рассказать о мероприятии, которое стало в нашем колледже уже традицией, называется оно «Слёт друзей». Это мероприятие направлено не только на сплочение первокурсников, но и на знакомство ребят с перспективами и возможностями, которые открывает перед ними обучение в нашем колледже. Мы тоже когда-то были первокурсниками и не знали, что такое студенческое самоуправление. Наше знакомство с активной молодежью колледжа произошло как раз на «Слёте друзей» (далее – Слёт).

Целью Слёта является «эмоциональное сплочение коллектива, улучшение коммуникаций между обучающимися, педагогами, создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, способствующего достижению лучших результатов в процессе обучения и воспитания.

Слёт решает следующие задачи:

  1. Совершенствование системы духовно-нравственного, физического и эстетического воспитания обучающихся.

  2. Налаживание межличностных коммуникативных связей внутри коллектива, поднятие командного духа, повышение уважения и доверия друг к другу, формирование коммуникативных качеств обучающихся, умения работать в группе.

  3. Формирование умения быстро ориентироваться в различных ситуациях и принимать ответственные решения, развитие настойчивости при выполнении сложных задач.

  4. Развитие творческой активности обучающихся, способности к самовыражению, раскрытие творческого потенциала каждого участника.

  5. Воспитание личностных качеств таких, как трудолюбие, доброжелательность, решительность, ответственность, чуткость, настойчивость, толерантность, сохранение и приумножение нравственных и культурных достижений обучающихся.

  6. Организация досуга обучающихся.

Программа Слёта включает в себя:

  • церемонию открытия, которая начинается с общего построения, проведения жеребьёвки, инструктажа и раздачи маршрутных листов;

  • прохождение командами этапов маршрута, сбор маршрутных листов, подведение итогов;

  • церемонию закрытия, включающую финальное построение, награждение победителей, костёр;

  • обед.

Слёт проводится в сентябре, согласно плану общественно-значимых мероприятий колледжа и обеспечивает своевременное решение вопросов адаптации первокурсников в новом коллективе. Команды участников формируются по смешанному типу, что позволяет ребятам познакомиться между собой, проявить свои личностные качества в процессе взаимодействия с незнакомыми людьми, воспитывает толерантность и уважение к сокурсникам. Данные задачи отражены и в организации судейства маршрутной игры. Штрафные баллы начисляются за некорректное поведение участников команды, грубость, применение силы. Всё это даёт возможность отследить специфику и характер взаимодействия всех участников мероприятия, составить психологический портрет первокурсников, позволяет выявить группу лидеров и группу риска, разработать план работы с отдельными обучающимися, обеспечить необходимую коррекцию их поведения» [3].

После открытия Слёта и жеребьёвки, обговорив с новой командой план действий, мы выдвинулись на первое испытание под названием «Пары», где нас ждали кураторы, которые объяснили правила прохождения этапа. Его смысл заключался в том, чтобы, не размыкая рук и не передвигая ноги, одновременно в паре присесть и встать. За любое нарушение (размыкание рук, перестановка ног, падение, касание земли, излишние разговоры) пара начинала упражнение сначала. Пары, которые уже справились с заданием, оказывали помощь тем, кто нуждался в поддержке. Мы быстро справились с задачей и продолжили следовать по маршруту. Второе испытание – «Круг друзей» – было сложнее и заключалось в том, чтобы команда, стоящая в общем круге и держась за руки, передала обруч по кругу, не размыкая рук. Если группа нарушала правила, то она начинала этот этап сначала. Следующее испытание – «Водоносы» – было не столько сложным, сколько трудоёмким, ведь каждому участнику команды надо было зачерпнуть в пластиковую ложку воды из ведра, стоящего на старте, и донести её, желательно не пролив ни капли, до сосуда с отметкой. Далее мы проходили этапы – «Плот», «Гусеница», «Ловушка», «Портрет команды», «Оркестр», «Снайпер», «Болото», – на которых нам надо было действовать сообща и проявлять терпение в обсуждении вопросов, которые возникали по ходу прохождения испытания. Крайним этапом мероприятия для нашей команды была игра под названием «Быстрый мяч», в которой участвовала вся группа. Думаем, что эта игра известна всем еще со школьных уроков физкультуры. С этим заданием наша группа справилась довольно быстро.

Самым сложным во время прохождения испытаний для нас оказалось проявлять спокойствие и терпение, выслушивая чужое мнение. Творческие, интеллектуальные, спортивные конкурсы и игры на сплочение помогли нам лучше узнать друг друга, показали нам, на что мы способны, а также позволили увидеть свои «заморочки» со стороны.

По окончании маршрутной игры, всех участников собрали вокруг костра, где организаторы подвели итоги дня, вручили сладкие призы победителям и провели закрытие Слёта.

Нам очень понравилось участвовать в данном мероприятии, и мы захотели в дальнейшем попасть в Студенческий совет, чтобы разрабатывать и проводить различные квесты и игры для таких же первокурсников.

Возникший интерес к организации студенческого самоуправления подвёл нас к более глубокому погружению в детали данного вопроса. Изучив статьи в сети Интернет, мы получили ответы на свои вопросы: «cтуденческий совет – особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности» [1]. Деятельность студенческих советов помогает сформировать «навык работы в команде, умение говорить и договариваться, развить лидерские качества, студент становится организованнее, ответственнее, коммуникабельнее, самостоятельнее» [2].

Изучение литературы, общение с педагогами-организаторами, которые курируют вопросы студенческого самоуправления в колледже, позволило нам прийти к мнению, что Студенческий совет нужен не только для урегулирования вопросов студентов в области учёбы, но также для их участия в социальной жизни колледжа, проведения мероприятий. Думаем, что развитие студенческого самоуправления способно, в некоторой степени, облегчить работу преподавателей, ведь студенты могу помогать им в оформлении документации, разработке и проведении мероприятий различного характера, к тому же, это способствует развитию чувства ответственности и повышению работоспособности студентов, мотивирует их к получению новых знаний, а также улучшает дисциплину.

Красов Валерий: «После того, как я попал в студенческий актив, я включился в общественную работу, что было замечено и оценено старшим офицерским составом Казачьего кадетского корпуса им. генерал-майора В.В. Платошина, который действует на базе нашего колледжа с 2003 года. Я уже до этого являлся заместителем командира нашего взвода, т.е. учебной кадетской группы, а после вступления в Студенческий совет ДТК, мне было предложено возглавить Совет младших командиров, в состав которого входят командиры всех учебных групп кадетского корпуса. Эта работа помогла мне развить в себе дополнительные навыки управления, научила работать с коллективом, а также, помогла повысить мой авторитет среди кадет».

Безусловно, студенческий совет в колледже нужен для решения спорных моментов между студентами и педагогами колледжа, а также, с администрацией. Уверены, что данный орган самоуправления помогает обучающимся в научной работе, способствует раскрытию и развитию потенциала студентов по разным направлениям, создаёт условия для организации досуга молодёжи, учит ребят отстаивать свои права и знать свои обязанности как студента.

Замалетдинов Ринат: «Работа в Студенческом совете научила меня слушать и слышать людей, планировать своё время, формулировать свои цели и задачи, пунктуальности. Она помогла мне развить инициативность и обрести уверенность в своих силах. Часто у меня первокурсники спрашивают: «Почему я захотел попасть в студенческий совет?» Я отвечаю им, что после «Слёта друзей» заинтересовался жизнью студенчества в колледже и, прочитав в интернете про студенческое самоуправление, я понял, что именно мне надо для саморазвития и дальнейшего продвижения. На следующий год я, в составе команды колледжа, побывал в ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена»», который находится на Черноморском побережье Краснодарского края в посёлке Сукко на патриотической смене. Там я получил много новой и полезной информации в области студенческого самоуправления, особенно мне запомнились игры на сплочение команды. У меня появилось много идей как улучшить наше мероприятие «Слёт друзей». Когда я вернулся в колледж, мне захотелось поделиться своими мыслями по поводу изменения содержания некоторых этапов маршрутной игры Слёта. Проведение опроса среди участников Слёта показало, что этап «Пары» многим показался слишком лёгким и скучным, поэтому на собрании Студенческого совета, я, будучи заместителем Председателя Студсовета в 1 корпусе ДТК и руководителем военно-спортивного отдела, выдвинул предложение о замене этого испытания на более интересное «Крокодил», целью которого является сплочение всего коллектива, а не только отдельных людей. Суть испытания заключается в следующем: вся команда вплотную садится на землю или пол друг за другом, вытягивая ноги вперёд. В этом положении каждый участник команды поднимает руки вверх. Первый человек встаёт в начале «колонны» и, скрестив руки на своей груди, ложится спиной на руки первых трёх сидящих людей. Вся команда должна постепенно «передавая» пронести его над собой в конец линии, конечно же, не уронив человека. Такое испытание проходит каждый участник команды по-очереди. Плюсы данного задания неоспоримы! Это способствует сплочению команды, повышению доверия между её членами. При этом вам, практически не нужен реквизит, а вот максимум эмоций вам обеспечен!»

Красов Валерий: «Также опрос позволил выявить ещё один скучный и не актуальный этап «Быстрый мяч», потому что многие проходили его в школах неоднократно. Я предложил заменить его на испытание «Сидячий круг», которое мы проходили на казачьем форуме, где я принимал участие. Этап нацелен на сплочение коллектива и снятие тактильных барьеров. Задание для команды заключается в следующем. Все становятся тесно в круг, взявшись за талию игрока, который стоит перед ним. Затем в этом положении нужно одновременно медленно сесть на колени друг другу, после чего участники разводят руки в стороны. Это задание редко получается выполнить с первого раза, но стоит пробовать ещё. При этом нужно следить, чтобы круг был как можно ровнее».

Студенческий совет и педагоги-организаторы активно поддержали наши идеи и следующий Слёт мы провели с учётом внесенных изменений. К тому же, мы самостоятельно проводили эти этапы, и финальный опрос показал, что студенты с увлечением проходили эти испытания, что позволило нам удостовериться в правильности нашего решения. Этот положительный опыт позволил нам обрести уважение и доверие со стороны педагогов и студентов. В дальнейшем, наше увлечение спортом, готовность к активной общественной жизни и осознанное стремление работать на повышение общего результата позволило нам возглавить в Студсовете разработку и подготовку мероприятий военно-спортивной направленности.

Таким образом, мы с уверенность можем сказать, что работа в Студсовете ДТК помогла нам преодолеть собственные сомнения, научила нас принимать решения и нести за них ответственность, позволила нам увидеть и побывать во многих городах России, расширила наш кругозор и помогла определить жизненные цели.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Википедия – свободную энциклопедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Научно-методический электронный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/85026.htm

  3. Проект МУЛЬТИУРОК. Кузнецова, И.В., Тогунова, О.В. Формирование общих компетенций обучающихся в процессе подготовки и проведения мероприятия «Слёт друзей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/formirovantie-obshchikh-kompietientsii-obuchaiushc.html