СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается, как обучать дошкольников составлению связных рассказов с помощью мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.»

Титова Лариса Владимировна

«Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехники». Титова Лариса Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» г. Болхов.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д.Ушинский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, систематизировать, объяснять, рассуждать, доказывать. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И наоборот, чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

  • недостаточный словарный запас;

  • употребление нелитературных слов и выражений;

  • бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;

  • плохая дикция.

Поэтому основная задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения хороших результатов можно применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы.

Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехника – это система методов и приёмов обеспечивающих:

- эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а главное развитие связной речи;

- успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа.

Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Об этом говорили Л.В. Эльконин, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания. Важно последовательно размещать в предварительной схеме все конкретные элементы высказывания. На это неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы, предметно-схематические модели, блоки-квадраты, коллаж, схема составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Опорным в таблице является изображение главных героев, буквенные обозначения времён года .

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

Затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1 этап. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны делать это сами.

Работа с мнемотаблицами требует и предварительной работы, как от

педагога, так и от детей:

  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

  • раздаточный материал;

  • обсуждение с детьми проведённых наблюдений за явлениями природы;

  • выбор приёмов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, посуде, одежде, птицах, насекомых и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы Бондаренко Т.М., Воробьёвой В.К., Ткаченко Т.А., но готовые схемы не всегда устраивают по содержанию, поэтому их можно дополнять и уточнять по своему усмотрению.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, несут лексико-грамматическую наполняемость.

После развивающей деятельности с использованием мнемотехники, дети составляют рассказы, сочиняют сказки, пробуя свои силы в таких темах, как добро, зло, жадность, хитрость, дружба. Начинают сочинять стихотворения, составлять загадки, описательные рассказы, соблюдая общие принципы построения сюжета. Работа по развитию связной речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно используются:

  • речевые игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического слуха, позволяющие развивать умение детей сосредоточиться на звуке, слушать и слышать его;

  • упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

  • настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Таким образом, использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Использование мнемотехники даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!