СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей младших школьников на основе визуального мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей на основе визуального мышления». В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

   Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.

     В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

     С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников на основе визуального мышления»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа

п. Тимонин Дергачевского района Саратовской области»







учителя

начальных классов

Бикбаевой Айнуры Канаткалиевны







Слайд 1.

Учитель – это тонкая работа.

Он – скульптор, он – художник,

Он – творец.

Не должен ошибиться ни на йоту,

Ведь человек – труда его венец.

Вот уже 6 лет я работаю в школе учителем начальных классов. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают мне проложить тропинку к детским душам.

Мой педагогический проект называется «Развитие творческих способностей на основе визуального мышления». В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.

В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

С помощью инструментов и методик визуального мышления я могу соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта.

Слайд 2.



Цель проекта

Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни

Задачи проекта

  • Формирование нового стиля мышления

  • Развитие базовых качеств личности

  • Стимулирование самостоятельной творческой деятельности

  • Создание банка эффективных методов визуального мышления

Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы)

Слайд 3.

Проект организован по трем этапам

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), так называемый паспорт проекта(Приложение № 1) выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Основной (деятельностный)- Развитие творческих способностей на основе визуального мышления

  • Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)

  • Разработка творческих проектов

  • Участие в творческих конкурсах и олимпиадах

  • Создание базы творческих работ учащихся.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.

Слайд 4, 5.

Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности (Приложение № 2)

Слайд 6.

Работы отслеживала по следующим критериям:

1. Развитие пространственных представлений:

  • ориентация на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), соотношение и наличие частей, деталей;

2. Развитие восприятия цвета, формы:

3. Соотношение изображения эталонному образцу:

4. Развитие графомоторных навыков:

  • си­ла, амплитуда, скорость и ритмичность движений;

5. Развитие творческих возможностей:

Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази­тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.

Слайд 7.

Сейчас проект находится на основном этапе работы. Приведу примеры наиболее интересных и удачных приемов. У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.

Так во втором классе на уроке русского языка при изучении нового материала «Тема и основная мысль текста» мы с ребятами создавали учебную предметную модель для понятия «текст». (Приложение № 3)

Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель предлагает ребус. Дети отгадывают слово «игрушки». Называют, какие игрушки изображены.

Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова. Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение, что высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль - это текст.

На втором этапе – работа в парах идет определение: какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему? А на третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную

Приходим к выводу, что на роль предметной модели текста подходит пирамида. Рассматриваем, какие части есть у игрушки? (Кольца, стержень, колпачок). В течение урока узнаем, какие понятия являются стержнем текста. Рефлексия (на

На уроках литературного чтения часто использую прием «Выглядит, как… Звучит, как…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение «понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Кроме того, составленные на основе этого приема изографы помогают запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде схемы или рисунка.

Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроится на предлагаемую работу.

Слайд 8.

В рамках проекта большое внимание отводится творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – мини-проекты: книжки-малышки, иллюстрированные журналы. Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в творческих заданиях, стараются отличится.

Слайд 9.

В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения». Например, изучение блока «Устное народное творчество» я провожу параллельно по всем предметам, т.е. «погружаю» в мир фольклора: на литературном чтении мы знакомимся с жанрами устного народного творчества, находим мотивы для народных промыслов, которые затем воплощаем на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения. Выполненные поделки (например, матрешки) мы используем на уроках математики в качестве раздаточного материала при решении и составлении задач. Знание истоков устного творчества помогает на уроках русского языка понимать смысл пословиц и поговорок, писать их более грамотно. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение, материал, назначение.

Слайд 10.

Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе отряда «Агенты 01», созданного на базе класса. Традицией класса стала встреча с родителями

Слайд 11.

Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу, выставка работ, награждение грамотами, дипломами.

Слайд12.

Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны.

  • Если возникла учебная проблема и нужно найти лучший способ решения

  • Если вы хотите, чтобы дети создавали новые идеи

  • Если вы хотите, чтобы они более эффективно делились своими мыслями с другими детьми

  • Если вы хотите сделать обучение чему-либо более интересным и быстрым

Тогда визуальное мышление – это для вас. Как говорится: «Картинка стоит тысячи слов!»


Слайд 20.

Материалы данного проекта, а также другие разработки и творческие работы мои и моих учеников можно найти на моем сайте. Буду рада увидеть Ваши комментарии, советы и отзывы. Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!