СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей младших школьников на основе визуального мышления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью инструментов и методик визуального мышления я стараюсь соединить логическую и творческую часть процесса обучения.Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности.На сегодняшний день учителям необходим поиск средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. 

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей младших школьников на основе визуального мышления»»

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ ВПО «Самарский государственный областной университет (Наяновой












ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


на тему:


«Развитие творческих способностей младших школьников

на основе визуального мышления»




Выполнила:

Горчицина Вера Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ ЛАП №135 г. Самара













г.о. Самара

2013

План проекта:


  1. Анализ современной ситуации. Обоснование актуальности выполнения проекта.

  2. Постановка проблемы.

  3. Цель, задачи педагогического проекта.

  4. Отличительные особенности данного проекта.

  5. Рабочий план реализации проекта.

  6. Предполагаемые (ожидаемые) результаты.

  7. Механизм отслеживания предполагаемых результатов. Диагностика.

  8. Перспективы развития проекта.

  9. Список используемых литературных источников.

  10. Приложения.


























1) Анализ современной ситуации. Обоснование актуальности выполнения проекта.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Важным элементом образования является активизация всех видов мышления у школьников: наглядно-действенное мышление (опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними), наглядно-образное или художественное мышление (характеризуется тем, что отвлеченные мысли и обобщения человек воплощает в конкретные образы) и словесно-логическое мышление (осуществляется при помощи логических операций с понятиями). Преобладание зрительной функции в познании мира определяет ведущую роль развитого визуального мышления в продуктивной деятельности современного человека. Визуальная культура, востребованная современной наукой и техникой, становится признаком профессионализма во многих видах человеческой деятельности, поэтому разработка эффективных путей и методов эстетическоговоспитания, основанных на познании объектов и явлений окружающего мира и формирующих целостноемировосприятие, приобретает в этом контексте новое звучание.

Основной функцией визуального мышления, по мнению Р. Арнхейма, является функция упорядочивания значения образов. Никакую информацию о предмете не удастся передать наблюдателю до тех пор, пока этот предмет не будет представлен в структурно ясной форме. Именно манипуляция элементами видимого мира, порождающая новый образ, и составляет существо визуального мышления. Оно выполняет специфические познавательные функции, диалектически дополняя понятийное исследование объекта, имеет синтетический характер: возникает на основе вербального мышления, но за счет соединения с трансформированным чувственным материалом теряет свой вербализованный характер.

По мнению В.П. Зинченко, В.М. Мунипова и В.М. Гордона, визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

В.И. Жуковский и Д.В. Пивоваров рассматривают визуальное мышление как этап между абстрактным мышлением и практикой, анализируют те специфические функции визуального мышления, которые вербальное абстрактно-логическое мышление выполнить не способно, а процесс познания без них завершиться не может.

Теоретический анализ существующих психолого-педагогических подходов к определению понятия визуального мышления позволил выделить основные составляющие его компоненты: зрительно-моторная координация, основные мыслительные операции (анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация) и воображение.

Часто встает вопрос о том, как можно более эффективно организовать работу учащихся в целом и работу с информацией в частности, а кроме этого еще и развивать творческие способности. Появляются сложности с тем, чтобы выделить самое главное из огромного информационного потока. А потом сохранить это и воспроизвести.

В результате изучения опыта работы начальной школы, полученных результатов, я пришла к выводу, что есть технологии, помогающие использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

С помощью инструментов и методик визуального мышления я стараюсь соединить логическую и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность проекта. На сегодняшний день для учителя необходим поиск средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения



2) Постановка проблемы:

В результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативного воображения младших школьников в учебном процессе.



3) Цель и задачи педагогического проекта.


Цель проекта:

Развитие творческих и мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.


Задачи проекта:

  • Формирование нового стиля мышления;

  • Развитие базовых качеств личности;

  • Стимулирование самостоятельной творческой деятельности;

  • Создание банка эффективных методов визуального мышления.

Концептуальные положения

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.


4) Отличительные особенности данного проекта.

У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка. Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.





5) Рабочий план реализации проекта.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

ученики 1- 4 классов от 7 до 11 лет.


Сроки реализации программы — 4 года.


Проект организован по трем этапам:

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), использование современных методов и форм занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности (Приложение №1), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.


Основной (деятельностный)- сазвитие творческих способностей на основе визуального мышления

  • создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)

  • разработка творческих проектов

  • участие в творческих конкурсах и олимпиадах

  • создание базы творческих работ учащихся.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.


6) Предполагаемые (ожидаемые) результаты.

- учащиеся обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы;

- расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;

- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- повысится рост уровня мотивации к обучению;

- повысится эмоциональная устойчивость, желание творить и делиться этим с другими.

-обучающиеся научатся самостоятельно работать с различными видами информации;

-научатся работать в группах, проявляя коммуникативные умения;


Психолого-педагогический портрет моего воспитанника – выпускника начальной школы:

- эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный;

- с развитой речью, мышлением, хорошей памятью, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир;

- внимательный, умеющий слушать и слышать, рефлексивный, умеющий ощущать себя, умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

7) Механизм отслеживания предполагаемых результатов. Диагностика.

Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р.Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности (Приложение № 2).


Работы отслеживаются по следующим критериям:

1. Развитие пространственных представлений:

ориентация на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), соотношение и наличие частей, деталей;

2. Развитие восприятия цвета, формы:

3. Соотношение изображения эталонному образцу:

4. Развитие графомоторных навыков:

си­ла, амплитуда, скорость и ритмичность движений;

5. Развитие творческих возможностей:

как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази­тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

На основании полученных данных можно сделать вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.

Результат диагностики заносится в «Бланк исследования», в котором проставляются отметки, обозначающие уровни развития у ребенка тех или иных навыков, а именно:

  • В - высокий уровень (3 балла);

  • С - средний уровень (2 балла);

  • Н - низкий уровень (1 балла).

По результатам диагностики учащихся 2 «В» класса МБОУ ЛАП №135 в 2011 -2012 уч. году можно сделать следующие выводы:


Развитие пространственных представлений (задания 1-3, 5, 7, 9, 10, 11)

высокий: 7 чел.

средний: 13 чел.

низкий: 7 чел.


Развитие восприятия цвета, формы (задания 3-8)

высокий: 6 чел.

средний: 21 чел.

низкий: - чел.


Соотношение изображения эталонному образцу (задания 3,4,7)

высокий: 6 чел.

средний: 21 чел.

низкий: - чел.


Развитие графомоторных навыков (все задания)

высокий: 7 чел.

средний: 13 чел.

низкий: 7 чел.


Развитие творческих возможностей (задания 8-11)

высокий: 9 чел.

средний: 18 чел.

низкий: - чел.


8) Перспективы развития проекта.


Сейчас проект находится на основном этапе работы. Приведу примеры наиболее интересных и удачных приемов. Так во втором классе на уроке русского языка при изучении нового материала «Тема и основная мысль текста» мы с ребятами создавали учебную предметную модель для понятия «текст». (Приложение № 3)

Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы. Учитель предлагает ребус. Дети отгадывают слово «игрушки». Называют, какие игрушки изображены. Далее в процессе актуализации знаний учащиеся вспоминают, чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова. Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение, что высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль - это текст.

На втором этапе – работа в парах идет определение: какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему? А на третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную игрушку.

Приходим к выводу, что на роль предметной модели текста подходит пирамида. Рассматриваем, какие части есть у игрушки? (Кольца, стержень, колпачок). В течение урока узнаем, какие понятия являются стержнем текста. Рефлексия (на частях пирамиды подписываются новые термины и их определения).

На уроках литературного чтения часто использую прием «Выглядит, как… Звучит, как…». Этот прием работает хорошо на смысловой стадии, направлен на присвоение «понятий, терминов», учит детей словесному рисованию. Кроме того, составленные на основе этого приема изографы помогают запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами. Ребята очень любят придумывать ассоциации и фиксировать их в виде схемы или рисунка.

Для того, чтобы повысить познавательный интерес, я предлагаю учащимся на уроках карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов (основываясь на ранее проведенных опросах), используя предметные картинки. Так оказалось, что больше всего детям нравятся зеленый, красный, желтый цвета. Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроиться на предлагаемую работу.

В рамках проекта большое внимание отводится творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами. Причем свои произведения ребята представляют в виде комбинированной работы – мини-проекты: книжки-малышки, иллюстрированные журналы. Несколько человек из класса регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: сказки, рассказы, загадки собственного сочинения. Наглядный пример выполненных работ стимулирует и других учащихся класса. Они хотят участвовать в творческих заданиях, стараются отличиться.

В арсенале технологии визуального мышления, также как и во многих других общепедагогических технологиях, есть так называемая «система погружения». Например, изучение блока «Устное народное творчество» я провожу параллельно по всем предметам, т.е. «погружаю» в мир фольклора: на литературном чтении мы знакомимся с жанрами устного народного творчества, находим мотивы для народных промыслов, которые затем воплощаем на уроках изобразительной деятельности, трудового обучения. Выполненные поделки (например, матрешки) мы используем на уроках математики в качестве раздаточного материала при решении и составлении задач. Знание истоков устного творчества помогает на уроках русского языка понимать смысл пословиц и поговорок, писать их более грамотно. Дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: словесное, изобразительное и цветовое решение, материал, назначение.

Без взаимодействия с родительской общественностью система работы над проектом была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио учащихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни класса, выполняют с ребятами совместные проекты, оказывают помощь в работе отряда «Агенты 01», созданного на базе класса. Традицией класса стала встреча с родителями – представителями разных профессий (в гостях уже побывали детский библиотекарь, врач, сотрудник ГИБДД). Наглядный пример – лучшее средство обучения и воспитания.


Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу, презентация работы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами. Но главным подведением итогов является заполнение Творческой тетради каждым учеником. Идея взята из системы И.П. Волкова, который разработал творческие книжки школьника. Моя творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения, музыкальные выступления. По окончании определенного периода тетрадь заверяется классным руководителем или другими лицами.

Работа над проектом продолжается, так как сферы применения визуального мышления очень разнообразны.


9) Список используемых литературных источников


  1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  2. Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 1998г.

  3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб., АОЗТ «Интерс», 1995.

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  5. Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,1990 г.

  6. Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.

  7. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008г

  8. Максимова С.И. «Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.

  9. Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.

  10. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.

  11. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

  12. Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 150 с.



































Приложение 1.


Основные направления деятельности участников проекта:

задача

мероприятие

предполагаемый результат

1. Изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению.

Участие в видеоконференциях, вебинарах.

Посещение библиотек, выбор методической литературы. Повышение квалификации, самообразование.

Владение теоретическими знаниями по данной проблеме, нахождение эффективных способов для реализации проекта.

2. Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения.

Разработка программы для научно -исследовательской деятельности учащихся. Внедрение в учебную деятельность приёмов развивающего обучения.

Защита программы на научно-методическом совете школы.



Прочность, глубина, осознанность знаний учащихся, качество умений и навыков (мониторинг).

3.Разработать комплекс задач, подобрать и экспериментально апробировать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей школьников.


Клуб «Юный мыслитель».


Активное участие школьников в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.


Умение учащихся использовать приёмы логического мышления, богатый словарный запас, коммуникабельность, эмоциональная выразительность речи (мониторинг).


4. Проверить эффективность предложенных средств на практике.

Разработка уроков, мероприятий с использованием новых современных технологий. Распространение опыта работы.

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов.

Проведение мастер-класса в рамках городского семинара.

Публикации в методических изданиях.

Участие в конференциях.



Развиты учебно-познавательные интересы учащихся, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность), уверенность в себе (мониторинг).


5. Провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.

Мониторинговая диагностика.

Издание информационных листов для родителей.

Положительная динамика.


Выступления на конференциях, семинарах, мастер-классы, публикации.


Методическое обеспечение:

Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.

2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов
(открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии на
выставки.

  1. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).


  1. Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.

  2. Методы создания положительной мотивации обучаемых:


  • эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью


  • волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.


Принципы реализации проекта:

  • Приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей.

  • Непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание).

  • Обеспечение комфортной эмоциональной среды.


Способы освоения содержания проекта:

  • Занимательный (формирование интереса к деятельности).

  • Репродуктивный (овладение знаниями, умениями, навыками).

  • Креативный (поисково-исследовательский)





Приложение 2.


Исследование творческих способностей детей


Задания

  1. Раздели лист пополам прямой горизонтальной линией,

  2. Раздели лист на три части двумя вертикальными линиями.

  3. В левой верхней части листа нарисуй треугольник.

  1. Если тебе нравится рисовать, раскрась треугольник в красный цвет; если не очень нравится -в синий; совсем не нравится - в черный.

  1. В средней верхней части листа нарисуй квадрат.

  1. Если тебе кажется, что ты умеешь хорошо рисовать, раскрась квадрат в красный цвет; не очень - в синий; если тебе кажется, что совсем не умеешь - в черный.

  1. В правой верхней части листа нарисуй круг.

  1. Представь, что это волшебный шар. Если бы он был волшебным, как бы он был раскрашен? Раскрась.

  1. В левой нижней части листа нарисуй человека - мальчика или девочку,

  1. В средней нижней части листа нарисуй любое животное.

  2. В правой нижней части листа нарисуй любой транспорт.


  • задания 1-3, 5, 7, 9,10,11 направлены на исследование уровня развития пространствен­ных представлений ("пополам", "левый", "верхний" и т. д.);

  • задания 3-8 - исследование уровня развития восприятия цвета, формы;

  • задания 3,4, 7 - исследование способности соотносить изображение эталонному образцу;

  • задания 8-11 - исследование творческих возможностей.

По итогам исследования необходимо заполнить бланк, в котором проставляются отметки, обозначающие уровни развития у ребенка тех или иных навыков, а именно:

  • В - высокий уровень (3 балла);

  • С - средний уровень (2 балла);

  • Н - низкий уровень (1 балл).



Динамика отслеживается по следующим критериям:


1. Развитие пространственных представлений:

  • высокий уровень - ребенок свободно, без ошибок ориентируется на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), точно соблюдает соотношение и наличие частей, деталей;

  • средний уровень - не всегда точно ориентируется на листе, в соотношении и наличии ча­стей, деталей, их расположении в пространстве;

  • низкий уровень - не ориентируется на листе и в пространстве, не соблюдает соотношение частей, деталей.

2. Развитие восприятия цвета, формы:

  • высокий уровень - различает основные и вспомогательные цвета, формы;

  • средний уровень - различает основные цвета и формы, вспомогательные - не всегда;

  • низкий уровень ~ не различает ни основные, ни вспомогательные цвета и формы.

3. Соотношение изображения эталонному образцу:

  • высокий уровень - изображение соответствует образцу;

  • средний уровень - в целом изображение соответствует образцу, но есть небольшие по­грешности;

  • низкий уровень - изображение не соответствует образцу.

4. Развитие графомоторных навыков:

  • высокий уровень - движения у ребенка точные, прослеживается хороший контроль за си­лой, амплитудой, скоростью и ритмичностью движений;

  • средний уровень - не всегда отмечается точность движений, регуляция их силы, амплитуды, скорости, ритмичности и контроля за ними;

  • низкий уровень - движения неточные, нет контроля за силой, амплитудой, скоростью и рит­мичностью движений, постоянно пользуется ластиком.

5. Развитие творческих возможностей:

  • высокий уровень - ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази­тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

  • средний уровень - иногда проявляет творческую инициативу, с удовольствием принимает участие в предлагаемых творческих заданиях, стремится улучшить свои изобразительные навыки;

  • низкий уровень - не проявляет творческой инициативы, отказывается от творческих зада­ний или не доводит их до конца.


На основании полученных данных можно сделать сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом. Кроме того, это помогает при распределении поручений в коллективе – кому комфортнее в каком экипаже.













































Приложение 3.


Создание учебной предметной модели на уроке русского языка


Технологические этапы

Действия учителя

Действия учеников

Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы)

-Догадайтесь, что нарисовано на обратной стороне карточки с ребусом?

к

И

Называют слово «игрушки».


-Рассмотрите картинки игрушек

Рассматривают рисунки мяча, кубиков и детской пирамидки.


Подготовительный этап:

  • Чтобы назвать предметы, признаки, действия, нам нужны… слова.

  • Чтобы выразить свою мысль или чувство, мы строим…предложение.

  • Каким научным словом называют высказывания, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль? Текст

-Определите, какая из игрушек больше подойдет на роль предметной модели любого текста? Почему?


Работа в парах (или в группах)

- Какую игрушку и почему выбираете на роль условной предметной модели текста?

Обсуждение и выбор игрушки.

Афиширование

- К какому выбору пришли?

Выступления.