СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такие приемы прививают интерес к математике .Творчество с элементами занимательности – незаменимый атрибут на уроке. Обычно к концу урока учащиеся устают, интерес падает, работоспособность снижается. Вот почему в такие моменты и необходимо вводить творчество с элементами занимательности. Большим подспорьем оказываются математические софизмы, задачи на смекалку, задания по составлению тестов

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках математики.»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики.


Если на уроке хоть 5 минут я трачу на элементы творчества, то ощущаю, что уже это приносит свои плоды.

Какие же элементы творчества можно внести в урок математики? Что можно предпринять, придумать, чтобы творческое начало дало ростки? Нет определённой методики, правил, следуя которым можно точно достигнуть творчества. У каждого своя методика, свои методы и способы. Я поделюсь своими.

Развитие творчества в учебном процессе подразделяю на несколько этапов:

1 этап – это этап, предшествующий изучению новой темы.

Перед изучением темы даю опережающие задания, требующие творческой самостоятельной работы. Введение в тему провожу с помощью исторической справки об ученом-математике, внесшем свой вклад в развитие данного понятия (раздела).

Затем 2 этап, в ходе изучения темы, подбираю такие задания, которые, наряду с заданиями обычного характера, требуют и творческого отношения к работе, своего личного суждения, мнения, отношения, позволяющего делать выводы. Даю пояснения, что в своих работах, выводах, доказательствах они должны употреблять слова-термины, слова-синонимы, эпитеты, которые наиболее ярко подтверждают мысль:

- составление тестов;

- составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов на основные понятия;

- составление опорных конспектов;

- составление плана ответа на доказательство теоремы;

- найти оригинальный способ решения задачи;

- составить задачу, используя данные;

-продолжить рассказ по имеющемуся началу и т.д.

Очень интересным, с моей точки зрения, нарушающим стереотипное мышление, заставляющим неординарно мыслить, рассуждать, объяснять, являются следующие задания. Я формулирую математическое понятие с объяснениями и комментариями, если необходимо, то демонстрирую на моделях и тут же даю задания учащимся:

- найти ошибки, допущенные в формулировке задания;

- сформулировать своё понятие и доказать, что оно верное.

Творчество с элементами занимательности – незаменимый атрибут на уроке. Обычно к концу урока учащиеся устают, интерес падает, работоспособность снижается. Вот почему в такие моменты и необходимо вводить творчество с элементами занимательности. Большим подспорьем оказываются математические софизмы, задачи на смекалку, задания по составлению тестов: пятиминутки, я их так называю, «Вес слона равен весу комара», «Ахиллес никогда не догонит черепаху», «Все числа равны нулю» и др. вызывают повышенный интерес учащихся, активизируют мыслительную деятельность. И здесь же сразу я прошу составить свои софизмы, оформить их на бумаге, придумать название и обязательно дать объяснение, указав те ошибки, которые кроются в их доказательстве.

И самым интересным моментом, самым творческим, является заключительное занятие по теме. Здесь можно применить написание сочинений-миниатюр «Фигуры вращения в моей будущей профессии», «Теория вероятности – какой ей быть», «Детали автомобиля, имеюшие форму призмы»- юношам и «Круглые тела в моей одежде» - девушкам и др. По пройденному материалу составить задачи с практическим применением (вычисление площади поверхности, объёма), подготовить опорную таблицу, выпустить газету, изготовить развёртки, модели, составить стихотворения, басни.

Использование и применение таких заданий творческого характера на уроке и при подготовке к уроку расширяют кругозор учащихся, развивают их умения логически мыслить, последовательно излагать материал, подкреплять свои доводы и рассуждения конкретными примерами, использовать всё богатство русского языка в математических сочинениях, обогащают словарный запас, тем самым учат творчески работать.

Такая целенаправленная работа даёт свои результаты.



























Тема: Круглые тела (фигуры вращения)

Тип: урок обобщения и систематизации знаний


Цель урока:

-обобщение и систематизация знаний;

-подчеркнуть важность сведений о фигурах вращения в профессиональной подготовке;

Методическая цель: развитие творческих способностей учащихся через групповой метод обучения.

Оснащение урока:

Модели фигур вращения, портреты математиков, выставка литературы о фигурах вращения, таблица для подведения итогов, ЦОР открытая математика «Стереометрия»


Ход урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организащионный момент

Преподаватель проверяет готовность учащихся к уроку, знакомит с целью урока ,выдает необходимые дидактические материалы

Записывают тему урока .

 

2.Актуализация знаний.



Повторение изученного материала.

Вступительное слово учителя.

Вопросы:

-Какие фигуры вращения вы знаете?

-Почему они получили такое общее название?


Отвечают на вопросы (перечисляют, рассуждают,

объясняют)

Используя модели плоских фигур (прямоугольник, треугольник, полукруг), демонстрируют образование тел вращения

3.Игра-соревнование

1.Объяснение правила игры

а)Соревнование на знание основных понятий по таблице»Фигуры вращения»

б)выполнение тестовых заданий на знание формул вычисления объемов и площадей круглых тел.

2.Контроль за выполнением заданий.



По 3 человека из группы участвуют в брей- ринге в работе с понятиями

По 2 человека выполняют тест.

4.Закрепление

Фигуры вращения в моей профессии

1 этап:

Объяснение приемов работы, используя рисунок или видеофильм .

Вопрос: Почему данная деталь является фигурой вращения?

(шлифовальный круг, металлические трубы, шариковый подшипник, трансмиссионный вал, верхняя часть домкрата и др)

2 этап: мини- сочинение

Объясняет задание группам - приготовить за 10 мин. сообщение «Фигуры вращения в моей профессии» (Модельер, автомеханик, лаборант, токарь, повар и др.)






Обсуждение в группе(рассуждение, анализ, вывод)







Работа в группе

5 Подведение итогов

Подводит итоги по всем заданиям (сводная таблица)

Лучшей группе вручаются медали в форме фигуры вращения.

Заполняют таблицу, подводят итоги.

Экскурс в историю

Выступление учителя : «Из истории развития стереометрии»сопровождается показом портретов математиков и демонстрацией литературы.


Сообщения:

1.«Конические сечения» с применением ЦОР (открытая математика «Стереометрия, глава 5, раздел 5.5»)

2. «Поверхности второго порядка» Стереометрия, глава 5, раздел 5.7»)








Тест № 1

1. Диаметр основания цилиндра равен16 см, высота 8 см. Найти объем цилиндра.

А) 64 см3;
Б) 512 см3;
В) 120 см3;
Г) 128 см3.

2 В равностороннем конусе образующая равна 8 см. Чему равна площадь осевого сечения?.

А) 24  ;
Б) 225
В) 2 16

Г) ≈27,6

3. Через середину радиуса шара проведено сечение, найти его площадь, если радиус шара равен 6 см.

А) 27 см2;
Б) 27 см2;
В) 3 см2
Г) 9. см2





Тест № 2

1. Осевым сечением конуса является треугольник с основанием 4 см и высотой 6 см. Найти объем конуса .

А) 24  см3;
Б) 800 см3;
В) 28  см3;
Г) 124  см3;



2. Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 8 см2. Вычислите боковую поверхность цилиндра.

А) 8
Б) 16
В) 64
Г) 32.

3. Через точку, делящую радиус сферы пополам, проведена секущая плоскость, перпендикулярная к этому радиусу. Радиус сферы равен 16см. найти площадь получившегося сечения.

А) 192

Б) 256
В) 64
Г) 56



Экскурс в историю.


Начальные сведения о свойствах тел вращения относятся ко времени зарождения геометрии как будущей математической науки. Еще за тысячи лет до наших времен земледельцы пытались хотя бы приблизительно узнать о собранном урожае, вычисляя размеры куч зерна и тех емкостей, где зерно сохраняли.

В связи с развитием мореплавания были нужны астрономические наблюдения, что заставляло человека изучать свойства шара и его частей. Длительное время зависимости между геометрическими величинами, с помощью которых производились различные вычисления, употреблялись как некоторые практические правила, без должного обоснования.

Уже вVII в до н.э. В Греции начали накапливаться знания в области стереометрии, вырабатывались приемы математических рассуждений. Начали формироваться общие представления о пространственных фигурах и способах доказательства их свойств. Важная роль в изложении сведений по стереометрии в определенной логической последовательности принадлежит греческому математику Евклиду (III век до н.э.), автору известного научного сочинения «Начало», состоящему из 13-ти книг.

В ХII книге «Начал» исследуются многогранники (призма и пирамида), круглые тела (цилиндр, конус, шар), а в ХIII книге - правильные многогранники.

Другой знаменитый древнегреческий математик Архимед (III век до н.э.) в своём труде «О шаре и цилиндре» выводит формулы для определения площадей поверхностей и объёмов этих тел, исследует свойства правильных многогранников.

Труды Евклида и Архимеда после их перевода на арабский язык, а с арабского на латинский проникают в Европу и создают основу для составления учебников для средних школ. В первой половине ХVII века в развитии геометрии происходят принципиальные изменения: в геометрии используются методы алгебры и математического анализа, который начинает в те времена зарождаться.

Для нас и сейчас представляют интерес установленные Архимедом зависимости между площадью поверхности цилиндра и шара, объёмом цилиндра и шара определённых размеров.

Примером таких утверждений Архимеда являются: «Боковая поверхность описанного около шара цилиндра равна поверхности шара; объём описанного около шара цилиндра равен утроенной половине объёма шара, а полная поверхность этого цилиндра равна утроенной половине поверхности шара».




КОНИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ.


С понятием конуса связаны так называемые конические сечения- линии, которые образуются при сечении кругового конуса плоскостями, не проходящими через его вершину. Конические сечения подробно исследовал Апполоний Пергский

(III- II век до н.э); они были известны еще Менехму в IV в до н.э. Имеются три типа конических сечений: эллипс(плоскость сечения пересекает все образующие конуса), парабола( плоскость сечения параллельна какой-либо образующей конуса), гипербола(плоскость сечения пересекает образующие обеих плоскостей конуса, т.е. обе ветви гиперболы считаются одной кривой). Апполоний оказал влияние на последующее развитие геометрии, астрономии и механики.

Конические сечения имеют интересные оптические свойства, которые широко используются в технике. Это основано на свойствах фокусов конических сечений – эллипса, гиперболы, параболы – и поверхностей, образованных вращением этих кривых, которые широко используются в оптических приборах ( например, прожекторах).

Конические сечения играют важную роль в природе: например , по эллиптическим, параболическим или гиперболическим орбитам движутся тела в поле тяготения.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!