СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях сельской школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика – предмет, наиболее эффективный для выявления и развития творческого потенциала учащихся, этому способствует и логическое построение курса, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики, а также возможность применения математики в практической деятельности и в других областях знания. Развитие творческих способностей проявляется в формировании универсальных учебных действий, умении учиться, в повышенной мотивации, в стремлении к самоконтролю и самосовершенствованию, положительной динамике качества знаний.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики в условиях сельской школы»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

14 кегль через 1 интервал, выравнивание по ширине, все поля по 2,0 см, абзацный отступ - 1,27 см

Гайнутдинова Р.Ф. учитель математики

МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово

Бижбулякский район РБ


С внедрением ФГОС проблема развития творческих способностей детей становится все более актуальной. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания[4]. 

Решение задач - главное средство развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Задачи – это и материал для ознакомления учащихся с новыми понятиями, и развития логического мышления, формирования межпредметных связей. При этом основной установкой должно стать не получение ответа, а сам процесс решения, точного осознания цели, работы по готовому алгоритму (плану), или же по самостоятельно созданному, обязательной проверки результата действия (решения задачи), в случае необходимости - коррекции результата.[4] Использование алгоритмов в учебном процессе играет большую роль, а именно, способствует систематичному и сознательному усвоению материала, формированию универсальных учебных действий. Вырабатывается умение последовательно, поэтапно выполнять определенные действия для получения результата. Работая по алгоритму, можно добиться концентрации внимания, развития четкой математической речи, умения выделять главное. Вместе с тем важно научить ученика применять эвристические приемы. Последовательное введение творческих заданий с увеличением уровня сложности создает условия для высокого развития творческих способностей обучающихся. [3] Необходимым условием развития творческих способностей на уроках математики является планомерное, целенаправленное решение задач в системе, отвечающей следующим требованиям:

познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности - памяти, внимания, мышления, воображения;

задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. Мы создали следующую систему работы по приобщению в математическому творчеству учащихся.


В 5–6-х классах: решение на уроках старинных и занимательных задач; составление математических кроссвордов, ребусов; на каникулах эти задания издаются в рукописных «Книжках юного математика». Применяется созданное старшеклассниками электронное пособие – сборник задач по математике для 5 класса. В сборнике представлены задачи практического типа по темам: с сельскохозяйственной тематикой о производительности труда, урожайности, задачи про местные географические объекты, веселые задачи в стихах. В школе есть вермиферма, в задачнике представлены задачи про червей. Все задачи содержат местный материал. В разделе «Задачи на движение» учащиеся получают задания решить задачу на основе приведенной схемы, краткой записи и заданного алгоритма решения. Далее им предлагается на базе имеющейся схемы решить аналогичную задачу(копирующий уровень). Задание следующего уровня – составить обратную задачу и алгоритм ее решения (уровень переноса усвоенного знания в частично измененную ситуацию). В учебное пособие включена программа «Живая геометрия», в которой выполняются геометрические построения.

В 6–7-х классах: сочинение о пользе математики в различных сферах общественной жизни; математические сказки, разработка первых проектов. Создание моделей многогранников, из этих моделей –строительство макетов зданий, замков. Хорошие результаты приносит применение в обучении так называемых «красивых задач», когда в процессе построения графиков получаются рисунки узнаваемых предметов или фигур. На уроке алгебры, посвященном нашему земляку Герою Советского Союза Гадельшину Х.Г., нам выпало секретное задание: построить графики к заданным линейным функциям. Задания выполняются на местах и на интерактивной доске с помощью виртуальных инструментов. В результате построения на графике появляется звезда. За свой подвиг Х.Г. Гадельшин был награжден Звездой Героя.

7–8-е классы: сообщения по новой теме; выполнение различных доказательств одной и той же теоремы; несколько способов решения одной той же задачи; конструирование новых задач по одной математической модели. Например, нарисовать графики: параболы и прямой. По данной модели придумать различные задачи: 1) сколько точек пересечения имеют графики, 2) решить графически уравнение, 3) решить систему уравнений, 4 ) решить неравенство.

9–11-е классы: обобщение, систематизация математической темы, проектная работа. Работа в группах: сильная группа- учащиеся работают совместно, но не обращаются к учителю, слабая группа –работают вместе с учителем, если при решении задач учитель дает подсказки, то оценка за решение снижается на балл. Группу каждый выбирает себе по желанию.

 Проектно-исследовательская деятельность – один из эффективных методов развития творческих способностей как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Учащиеся самостоятельно делают выводы, принимают участие в дискуссиях, высказывают свою точку зрения, учатся задавать вопросы, выражают свое отношение к изучаемому материалу. За последние годы нашими учащимися созданы проекты по математике, технологии, экологии, истории. Темы проектов выбираются согласно интересам ребят, их склонностям и возрасту. Все они основаны на применении математики в практической жизни. Например, проект «Увеличение объемов многогранников». Проблема увеличения объемов уже используется в бумажной упаковке (молочные пакеты, пакеты для продуктов в «Макдонольсе»). Увеличение объемов перспективно в архитектуре и транспорте. Также можно предположить, что формы новых космических станций будут проектироваться с учетом особенностей невыпуклых многогранников. На наш взгляд, очень интересно и перспективно применение математических знаний в проектах по технологии. Уже были представлены проекты по конструированию выкроек, интересной оказалась работа по хордовому вышиванию – изонити с использованием геометрических фигур(окружности и углы). 

Математика – предмет, наиболее эффективный для выявления и развития творческого потенциала учащихся, этому способствует и логическое построение курса, и четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики, а также возможность применения математики в практической деятельности и в других областях знания. Развитие творческих способностей проявляется в формировании универсальных учебных действий, умении учиться, в повышенной мотивации, в стремлении к самоконтролю и самосовершенствованию, положительной динамике качества знаний.

Результативность проявляется в формировании универсальных учебных действий, умении учиться, в развитии интереса детей к предмету, положительной динамике качества знаний, успешное участие в конкурсах республиканского и российского уровней.


Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.

  2. Выготский, Л.С. Психология. - М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. [сайт]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psih/04.aspx 

  4. Кочнев В.П. Проблемные творческие задачи как средство развития творческих способностей учащихся. Образование и наука №3(82) , 2011[сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-matematicheskie-zadachi-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!