Монологические высказывания по рисунку. Д.з.: Сочинение «Как я однажды…» (о летних происшествиях). За основу – работа по упр.6. Высказывания ученых-языковедов: 1. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Л.В.Щерба. 2. Можно не только неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма. В.И.Чернышев. Д.з.: Сочинение «Моя семья». Как правило, происходит первое знакомство с близкими людьми учеников, много различных ошибок. Работа с понятиями: монолог и диалог; выразительное чтение диалогов; устная работа по составлению диалогов на заданную тему. Работа с правилами поведения во время беседы (упр.13). Д.з.: Сочинить диалог или монолог «Осенний разговор» (вместо диалога белочек по рисунку (упр.21 В) – монолог одинокого листочка или диалог осенних листьев). Работа по заданию учебника. Д.з.: Сочинение по началу «Поздняя осень», уметь доказать, что это текст. Работа на определение темы текстов, данных в учебнике; выразительное чтение; устное изложение. Д.з.: упр.35 В (написать небольшое сочинение о звуках, которые окружают вас, озаглавить его, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной темы). Работа на уроке начинается с высказывания М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.» Дети учатся различать тему и идею, используя при этом статьи или заметки газет и журналов. Д.з.: подготовить устное высказывание, подумать, кого и в чем вы будете убеждать, что доказывать. Все внимание к эпиграфу. …Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы. М.А.Рыбникова. В течение урока – работа по упр.50 В. Задание: 1. Рассмотрите рисунки на стр. 27. 2. Составьте подписи к каждому рисунку так, чтобы у вас получился план будущей сказки – «Медведь и черепахи». Сочините ее. 3. Вставьте пропущенные буквы: м…две…ь, ч…р…пахи, пок…тились. Д.з.: сделать рисунок и подписи к каждому рисунку; составить план будущей сказки. Основные этапы работы над сочинением сказки по упражнению 50 В: 1. Устная работа по составлению подписей к каждому рисунку. 2. Составление плана будущей сказки. 3. Написание сказки: 1) по плану; 2) придумав зачин (необычное начало, экспозицию), концовку; 3) употребить как можно больше синонимов к слову «медведь». Работа с текстами (различение цепной и параллельной связей предложений в тексте). Д.з.: Записать 2 текста в тетрадь с цепной и параллельной связью. Далее их можно использовать как тренировочные диктанты на дополнительных занятиях. Главная мысль всей работы над выразительным чтением текстов из учебника: *Интонация (тон) зависит от того, как говорящий относится к предмету речи и какое отношение к предмету речи он хочет вызвать у слушателей. Тон может быть торжественным, радостным, печальным, насмешливым, уверенным, призывным и т. д. Д.з.: 1) Упр.80 (выразительное чтение стихотворения «Чудо» Р.Сефа) 2) Обратить внимание на стенд «Партитурные знаки»; запомнить некоторые условные знаки (пауза, логическое ударение и т. д. Работа по теме (по страницам учебника). Д.з.: упр.87 (задание предполагает прислушаться к разговорной речи окружающих, сделать вывод). Работа по теме (по страницам учебника). Д.з.: монологическое высказывание на тему «Научный стиль по плану (упр.103). Устное изложение текста «Первый снег»(см. стр.181); Работа с художественными средствами языка (сравнение, эпитет, метафора). Д.з.: 1) стр.181 (памятка 3 «Как писать изложение»). 2) упр.112 (сочинить загадку на основе скрытого сравнения – метафоры). Выразительное чтение текстов, определение типов речи. Д.з.: записать в тетради текст, определить тип речи по вопросу (что произошло? какой? почему?) Работа по упр.121 В (устный рассказ по рисункам от лица мальчика или от лица, видевшего его поступок, см. памятку 5). Д.з.: подготовиться к выборочному изложению по упр.122 (рассказ Б.Житкова «На льдине»). Подготовка к сочинению-описанию предмета в художественном стиле. Изложение, близкое к тексту (описание Муму из рассказа И.С.Тургенева). Д.з.: описание любимого животного в художественном стиле (упр.132 В). Работа над рассуждением (тезис, доказательство, вывод). Устное сочинение-рассуждение «Слово одуванчик – имя существительное». Д.з.: написать сочинение-рассуждение «Если бы не было…» Работа с «Толковым словарем» под ред. Ожегова. Д.з.: упр.143 (подтвердить примерами из жизни, что «Толковый словарь – наш постоянный помощник».) Работа по учебнику. Д.з.: данный учителем текст улучшить, используя текстовые синонимы или упр.161. Беседа о фразеологизмах, пришедших в наш язык из сказок (долго ли, коротко ли; на море-океане, на острове Буяне; встань передо мной, как лист перед травой и т.д.), из басен И.А.Крылова (Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона и др.) Д.з.: выписать 4-5 метких выражений из басен И.А.Крылова, рассказать, в каких случаях они употребляются. Главное: предложения в тексте могут сцепляться при помощи а) лексического повтора; б) синонимов; в) текстовых синонимов; г) антонимов; д) родо-видовых слов. Д.з.: написать сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по примерному плану, избегая неоправданного повторения слов. Работа по заданиям учебника или комплексный анализ текста, данного учителем, или выразительное чтение стихотворений. Работа по заданиям учебника. Д.з.: написать сочинение-миниатюру «Чем мне запомнилось первое школьное утро» или придумать свою. Устный пересказ, близкий к тексту (рассказ «Золотой луг» М.Пришвина). Д.з.: написать сочинение на одну из тем, составив сложный план: 1. Чему я удивился. 2. Мое открытие. 3. Удивительное рядом. Главное: эпиграф помогает понять и выразить основную мысль текста; оформление эпиграфа. Д.з.: упр.228 (подготовка к изложению, см. памятку 3). Отрывок из очерка К.Паустовского «Желтый свет». *Озаглавить. *Составить план. Повторение изученного в V классе. Понятие «описательный оборот». Д.з.: упр.235 (составить пары предложений, соединив при помощи описательного оборота). Урок делового письма: справка, объявление. Д.з.: упр.241 (найти в газете сообщение о каком-либо выдающемся событии, данном в официально-деловом стиле). Повторение изученного в V классе. Знакомство с композицией рассказа. вступление кульминация (завязка, развязка) заключение Д.з.: подготовиться к устному изложению по стихотворению в прозе «Воробей» И.С.Тургенева или рассказу А.Гайдара «Совесть». 1) разлиновать чистый альбомный лист 2) подумать о рисунке к будущему сочинению 3) подготовить черновик сочинения «Как я однажды…» Устранение речевых недочетов, соответствует ли типу речи, использование художественных средств. Д.з.: 1) доработать сочинение-рассказ; 2) вести наблюдение *зимний лес, *морозные узоры на моем окне, *следы на снегу. Повторение высказывания К Паустовского на стр. 90 (записано на доске): …Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. Работа по упр.259 (описание в художественном стиле: 1. Морозные узоры на моем окне. 2. Деревья в парке. 3. Следы на снегу. Д.з.: написать сочинение, тему конкретизировать. «Снегири». Н.Носов. Работа с текстами из литературных произведений, составление планов, сжатый пересказ; обращается внимание детей на прием очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются в художественном описании как живые существа. Д.з.: упр.273 В (описание комнаты, изображенной на рисунке, «поселив» в нее шестиклассника или шестиклассницу, который (ая) увлекается музыкой или спортом, или разведением цветов, рыбок, коллекционированием значков и т. д.). Работа по заданию учебника. Д.з.: подготовить 2-3 примера для викторины «Узнай героя литературного произведения по описанию его одежды». Понятие «жанровые картины» - картины о жизни людей. Картина неподвижна: она изображает только одно мгновение, один момент, выбранный художником из жизни, самый выразительный и важный. Глядя на картину, можно догадаться: что было до момента, изображенного художником, что будет после него. Д.з.: устный рассказ на основе картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» или «Прибыл на каникулы!» Выполняются упражнения, даются понятия «обложка», «суперобложка», «переплет», «титульный лист», «форзац», «заглавие», «подзаголовок»; чтение и пересказ отрывка из очерка К.Г.Паустовского «Сказочник». Д.з.: 1) упр.290 (пересказ описания книги и ее иллюстраций); 2) подготовка к сочинению по упр.293. Работа по заданиям учебника: определение типа речи; нахождение тезиса, доказательств, вывода; составление плана; главное – пересказ близко к тексту отрывка из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза», беседа по вопросам: Для чего Паустовский так тщательно описывает разные виды дождя? Как эти дожди называются? Почему? Какой вывод следует из наблюдений и рассуждений писателя? Д.з.: упр.301 (написать сочинение-рассуждение «Почему книгу надо беречь?»). Наблюдение по текстам, данным в учебнике; какую роль выполняет указательное местоимение, местоимения 3 лица единственного и множественного числа. Д.з.: составить текст по данному началу или по одной из данных концовок. Сочинение весенних миниатюр по личным наблюдениям или рассказ на основе картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». |