СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка.


Не одно поколение педагогов-словесников решало задачу – вызвать у школьников интерес к урокам литературы и русского языка.

На этом пути я взяла за основу два подхода, которые сегодня декларирует и успешно реализует педагогика сотрудничества. Имею в виду установку на диалог и развитие творчества.

В поисках методик, способствующих развитию творческих способностей учащихся, не рассчитываю на какие-то одномоментные влияния, случайные находки, а иду по своим программам, но … вслед за авторами учебников, которые мне близки и интересны. Например, учебный комплекс «Русский язык» под редакцией профессора В.В.Бабайцевой привлекает системой уроков развития устной и письменной речи учащихся, учебник «В мире литературы» (автор-составитель А.Г.Кутузов) способствует многостороннему развитию детей, работа по нему предполагает систему различных творческих работ, непривычных, неожиданных (сочинить атомную сказку, сосчитать всех котов мировой литературы и т.д.).

В результате многолетней работы сложилась технология развития творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка.

Основные принципы моей работы по данной теме: 1) обязательный признак творческого дела – четко определенная цель; 2) взаимодоверие, искренность, полный интерес друг к другу; 3) вести работу со всем классом, не только с одаренными детьми; 4) не уходить от острых проблемных вопросов; 5) уважение и внимание ко всякой творческой работе, лишь бы она была выполнена самостоятельно; 6) никогда не использовать против учеников их высказывания, даже если они отличаются от общепринятых; 7) гибкость в оценке результатов труда детей, поощрение самостоятельности, оригинальности работ; 8) элемент принуждения, так как творить по заданию может не каждый (нет настроения, времени, желания, особенно в старших классах), задача учителя – «заставить»: побудить к выполнению работы (например, участие в городском конкурсе сочинений и т.п.), вдохновить, направить, проконтролировать; 9) элемент «интриги» создает такой психологический момент, когда детям становится интересно: рисунок, схема на доске, музыка, необычные задания ( например, определить размер Ноева ковчега, который в описании имел высоту -…, длину - …, ширину - …; «картуз» Герасима, прикрепленный на доске на высоте двенадцать вершков и т.д.).

Главная цель моей работы – активное привлечение школьников к сотворчеству, к диалогу со мной (учителем), пробуждение у них интереса к самостоятельным поискам.

Диалог и творческая атмосфера на уроке могут возникнуть не сразу. К ним нужно готовить школьников. Готовить и на уроке, и во внеклассной деятельности. В конечном счете урок и внеклассная работа должны вырасти в строгую, целостную и единую систему. Поэтому вижу свою задачу так организовать урок, внеклассное мероприятие, чтобы школьнику был радостен сам процесс интеллектуального общения, чтобы снято было напряжение известной ситуации: «Спросит – не спросит. Не хочу отвечать! До чего надоело!», чтоб мои уроки доставляли радость, приводили к открытию. Классическая схема и структура урока на каком-то этапе моих поисков в отдельных случаях нарушалась. Приходилось вносить в привычную классическую структуру урока определенные коррективы. Часто использовала такие формы урока, которые более свойственны о характеру внеклассным занятиям.

«Нестандартные уроки – уроки творчества» - так называлась моя методическая тема. В моих программах появились такие уроки: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок-конгресс, урок-концерт, урок-представление, урок-суд, урок-инсценирование, урок-викторина и т.п.

Важным условием творческого развития школьников является использование межпредметных связей на уроке. Технические средства помогают связать литературу с музыкой, историей, живописью.

Верю, что разбуженное творческое начало непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию ребенка и стимулом творческого подхода к любой работе. Пытаюсь учить образному видению и логическому осмыслению виденного, используя различные средства и способы.

Моя цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников.

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Представленный опыт интересен тем, что позволяет рассмотреть особенности активных форм и методов работы на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. А активными являются такие методы и формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности каждого ученика.

К сожалению, не всегда получается решить проблему преемственности между начальной и основной школой, что является конкретной проблемой.

Таким образом, в начале деятельности присутствовало затруднение: как сохранить наработанное учителем начальных классов, мало того, как развить дальше, не навредить, а улучшить? Какие условия необходимо создать для развития творческих способностей? Это основные проблемы, которые я решала на протяжении нескольких лет.

Были выделены следующие положения, которые впоследствии применялись в работе с классом (наряду с теми, которые рекомендуются Программой общеобразовательных учреждений):

- использовать дидактический принцип «единство интеллектуального и эмоционального (методическое свойство многогранности) решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу»,

- обучать на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности,

- в творческой деятельности придерживаться цели: освоение коммуникативной функция языка (адекватного его восприятия и пользования).

Немаловажен при этом выбор УМК. Учебно-методический комплекс В.В.Бабайцевой зарекомендовал себя в учительской среде только с положительной стороны. Именно благодаря этому учебно-методическому комплексу удается наиболее полно реализовать принцип развивающего обучения. И тем не менее, приходилось использовать немало дополнительных методов и приемов развития творческого воображения, как предлагаемых методистами, так и собственных наработок.

Предполагаемый результат деятельности – в повышении интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Данный опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика любого уровня.

Среди используемых мной методов и приемов чаще других встречаются: игра, творческие работы, использование ИКТ, метод проектов,

исследовательская деятельность, элементы проблемного обучения и деятельностно-компетентностного подхода в развитии творческих способностей учащихся.

Нельзя предварительно не сказать о том, что cоответственно методам и приемам применяются и технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативным, нежели зацикливание на какой-то одной. В таком случае дети могут, например, в совершенстве овладеть технологией решения проблемных ситуаций или написания исследовательских работ, а творческие способности учащихся развиваться не будут.

Средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов:

а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения;

б) методов и приемов обучения;

в) организации учебно-воспитательной работы по

русскому языку.

Особо выделяются материальные средства обучения русскому

языку: а) учебные комплексы; б) комплекс технических средств; в) кабинеты.


XXI век – век скоростей, век цивилизации. Казалось бы, человечество развивается – это должно привести к тому, что все ранее изученное, открытое должно бы стать предметом пристального изучения нового поколения, ибо только на опыте и традициях старшего поколения строится все новое. Все это касается и литературы. Наша классика – бесценный кладезь мудрости, сокровищница, познание которой возвышает человека. Однако как часто мы слышим от коллег сетования о том, что нынешние ученики перестали читать, перестали обсуждать хорошие книги, перестали воспитываться на лучшем культурном наследии Отечества, что любое сочинение списывается из десятков источников или из Интернета, поэтому на уроках русского языка и литературы бесполезно заниматься обучением творчеству. Констатировать факт и тем самым оправдать свое бездействие, наверное, – это самая удобная позиция для тех, кому лень пошевелить пальцем. И это в век компьютерных технологий, в век неограниченных возможностей Интернета!

Обвинения в адрес молодого поколения не всегда оправданы хотя бы потому, что такими их воспитываем мы, учителя русского языка и литературы, призванные воспитывать любовь к своему предмету и к великому и могучему русскому языку и драгоценной нашей литературе. Невозможно заставить других любить то, что не любишь сам – это факт. Значит, для того чтобы ребенок полюбил уроки русского языка и литературы, захотел творить, необходимо прежде всего самому учителю полюбить свою работу, свой предмет, полюбить детей, ради которых ежедневно открываешь двери школы и учить их любить свою Родину, уважать её историю, вековые традиции своего народа. Вот почему большое внимание уделяю на своих уроках формированию литературно-творческого потенциала учащихся в неразрывной связи с обучением и нравственным, патриотическим воспитанием. Тщательно отбираю тексты для работы на уроке, особенно на уроках русского языка (тексты для изложений, диктантов, комплексного анализа).


В проведении уроков развития устной и письменной речи учащихся следую основным идеям учебно-методического комплекса под редакцией В.В.Бабайцевой (особенно в 5-6 классах)


п.п.

Тема урока развития речи


5 КЛАСС

Примечания

1




2














3




4







5




6







7










8



























9







10













11




12




13







14





15






16



17





18






19




20




21









22











23










1





2








3




4




5







6





7














8





9








10

















11



12











13




14









15








16



17-18













19






20



Для чего людям нужна речь?



Как различают формы речи?(О двух формах речи: устной и письменной)











Что такое диалог и монолог?



Как вести беседу?







Что такое текст?




Что значит писать и говорить на тему?






Главное в тексте – идея, основная мысль.








Для чего нужен план?


























Как связать предложения в тексте?





Учитесь выразительно читать.











Когда и где используют разговорный стиль?


Знакомьтесь: научный стиль.



Художественный стиль.






Как различают типы речи?




Повествовать – значит рассказывать.




Как описать предмет?


Как описать животное?




Рассуждать – значит доказывать.





Наш помощник – толковый словарь.



Для чего нужны синонимы и антонимы?


Почему мы так говорим?








Лексические средства связи предложений в тексте.








Повторение.







6 КЛАСС



Темы широкие и узкие.




Простой и сложный план.







Что такое эпиграф?




Изложение, близкое к тексту.



Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.


Книжные стили. Официально-деловой стиль.



Повествование. Рассказ.













Устное изложение.





Работа над сочинением «Как я однажды…»






Описание природы. Зима.
















Изложение, близкое к тексту.


Описание помещения.










Описание одежды, костюма.



Рассказ на основе картины, включающий описание.






Описание книги.








Сочинение-описание книги.


Рассуждение в разных стилях речи.












Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.


Повторение.



Монологические высказывания по рисунку.

Д.з.: Сочинение «Как я однажды…» (о летних происшествиях).


За основу – работа по упр.6.

Высказывания ученых-языковедов:

1. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное.

Л.В.Щерба.

2. Можно не только неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма.

В.И.Чернышев.

Д.з.: Сочинение «Моя семья». Как правило, происходит первое знакомство с близкими людьми учеников, много различных ошибок.


Работа с понятиями: монолог и диалог; выразительное чтение диалогов; устная работа по составлению диалогов на заданную тему.


Работа с правилами поведения во время беседы (упр.13).

Д.з.: Сочинить диалог или монолог «Осенний разговор» (вместо диалога белочек по рисунку (упр.21 В) – монолог одинокого листочка или диалог осенних листьев).




Работа по заданию учебника.

Д.з.: Сочинение по началу «Поздняя осень», уметь доказать, что это текст.


Работа на определение темы текстов, данных в учебнике; выразительное чтение; устное изложение.

Д.з.: упр.35 В (написать небольшое сочинение о звуках, которые окружают вас, озаглавить его, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной темы).



Работа на уроке начинается с высказывания М.Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.»


Дети учатся различать тему и идею, используя при этом статьи или заметки газет и журналов.

Д.з.: подготовить устное высказывание, подумать, кого и в чем вы будете убеждать, что доказывать.



Все внимание к эпиграфу.

…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы.

М.А.Рыбникова.

В течение урока – работа по упр.50 В.

Задание:

1. Рассмотрите рисунки на стр. 27.

2. Составьте подписи к каждому рисунку так, чтобы у вас получился план будущей сказки – «Медведь и черепахи». Сочините ее.

3. Вставьте пропущенные буквы: м…две…ь, ч…р…пахи, пок…тились.

Д.з.: сделать рисунок и подписи к каждому рисунку;

составить план будущей сказки.

Основные этапы работы над сочинением сказки по упражнению 50 В:

1. Устная работа по составлению подписей к каждому рисунку.

2. Составление плана будущей сказки.

3. Написание сказки:

1) по плану;

2) придумав зачин (необычное начало, экспозицию), концовку;

3) употребить как можно больше синонимов к слову «медведь».


Работа с текстами (различение цепной и параллельной связей предложений в тексте).

Д.з.: Записать 2 текста в тетрадь с цепной и параллельной связью. Далее их можно использовать как тренировочные диктанты на дополнительных занятиях.



Главная мысль всей работы над выразительным чтением текстов из учебника:

*Интонация (тон) зависит от того, как говорящий относится к предмету речи и какое отношение к предмету речи он хочет вызвать у слушателей. Тон может быть торжественным, радостным, печальным, насмешливым, уверенным, призывным и т. д.

Д.з.: 1) Упр.80 (выразительное чтение стихотворения «Чудо» Р.Сефа)

2) Обратить внимание на стенд «Партитурные знаки»; запомнить некоторые условные знаки (пауза, логическое ударение и т. д.


Работа по теме (по страницам учебника).

Д.з.: упр.87 (задание предполагает прислушаться к разговорной речи окружающих, сделать вывод).


Работа по теме (по страницам учебника).

Д.з.: монологическое высказывание на тему «Научный стиль по плану (упр.103).


Устное изложение текста «Первый снег»(см. стр.181);

Работа с художественными средствами языка (сравнение, эпитет, метафора).

Д.з.: 1) стр.181 (памятка 3 «Как писать изложение»).

2) упр.112 (сочинить загадку на основе скрытого сравнения – метафоры).


Выразительное чтение текстов, определение типов речи.

Д.з.: записать в тетради текст, определить тип речи по вопросу (что произошло? какой? почему?)



Работа по упр.121 В (устный рассказ по рисункам от лица мальчика или от лица, видевшего его поступок, см. памятку 5).

Д.з.: подготовиться к выборочному изложению по упр.122 (рассказ Б.Житкова «На льдине»).


Подготовка к сочинению-описанию предмета в художественном стиле.


Изложение, близкое к тексту (описание Муму из рассказа И.С.Тургенева).

Д.з.: описание любимого животного в художественном стиле (упр.132 В).


Работа над рассуждением (тезис, доказательство, вывод). Устное сочинение-рассуждение «Слово одуванчик – имя существительное».

Д.з.: написать сочинение-рассуждение «Если бы не было…»


Работа с «Толковым словарем» под ред. Ожегова.

Д.з.: упр.143 (подтвердить примерами из жизни, что «Толковый словарь – наш постоянный помощник».)


Работа по учебнику.

Д.з.: данный учителем текст улучшить, используя текстовые синонимы или упр.161.


Беседа о фразеологизмах, пришедших в наш язык из сказок (долго ли, коротко ли; на море-океане, на острове Буяне; встань передо мной, как лист перед травой и т.д.), из басен И.А.Крылова (Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона и др.)

Д.з.: выписать 4-5 метких выражений из басен И.А.Крылова, рассказать, в каких случаях они употребляются.


Главное: предложения в тексте могут сцепляться при помощи

а) лексического повтора;

б) синонимов;

в) текстовых синонимов;

г) антонимов;

д) родо-видовых слов.

Д.з.: написать сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по примерному плану, избегая неоправданного повторения слов.


Работа по заданиям учебника или комплексный анализ текста, данного учителем, или выразительное чтение стихотворений.








Работа по заданиям учебника.

Д.з.: написать сочинение-миниатюру «Чем мне запомнилось первое школьное утро» или придумать свою.



Устный пересказ, близкий к тексту (рассказ «Золотой луг» М.Пришвина).

Д.з.: написать сочинение на одну из тем, составив сложный план:

1. Чему я удивился.

2. Мое открытие.

3. Удивительное рядом.


Главное: эпиграф помогает понять и выразить основную мысль текста; оформление эпиграфа.

Д.з.: упр.228 (подготовка к изложению, см. памятку 3).


Отрывок из очерка К.Паустовского «Желтый свет».

*Озаглавить.

*Составить план.


Повторение изученного в V классе. Понятие «описательный оборот».

Д.з.: упр.235 (составить пары предложений, соединив при помощи описательного оборота).




Урок делового письма: справка, объявление.

Д.з.: упр.241 (найти в газете сообщение о каком-либо выдающемся событии, данном в официально-деловом стиле).


Повторение изученного в V классе. Знакомство с композицией рассказа.




вступление

кульминация (завязка, развязка)

заключение



Д.з.: подготовиться к устному изложению по стихотворению в прозе «Воробей» И.С.Тургенева или рассказу А.Гайдара «Совесть».


1) разлиновать чистый альбомный лист

2) подумать о рисунке к будущему сочинению

3) подготовить черновик сочинения «Как я однажды…»


Устранение речевых недочетов, соответствует ли типу речи, использование художественных средств.

Д.з.: 1) доработать сочинение-рассказ;

2) вести наблюдение

*зимний лес,

*морозные узоры на моем окне,

*следы на снегу.


Повторение высказывания К Паустовского на стр. 90 (записано на доске):

…Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

Работа по упр.259 (описание в художественном стиле:

1. Морозные узоры на моем окне.

2. Деревья в парке.

3. Следы на снегу.

Д.з.: написать сочинение, тему конкретизировать.


«Снегири». Н.Носов.



Работа с текстами из литературных произведений, составление планов, сжатый пересказ; обращается внимание детей на прием очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются в художественном описании как живые существа.

Д.з.: упр.273 В (описание комнаты, изображенной на рисунке, «поселив» в нее шестиклассника или шестиклассницу, который (ая) увлекается музыкой или спортом, или разведением цветов, рыбок, коллекционированием значков и т. д.).


Работа по заданию учебника.

Д.з.: подготовить 2-3 примера для викторины «Узнай героя литературного произведения по описанию его одежды».


Понятие «жанровые картины» - картины о жизни людей.

Картина неподвижна: она изображает только одно мгновение, один момент, выбранный художником из жизни, самый выразительный и важный. Глядя на картину, можно догадаться: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

Д.з.: устный рассказ на основе картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» или «Прибыл на каникулы!»


Выполняются упражнения, даются понятия «обложка», «суперобложка», «переплет», «титульный лист», «форзац», «заглавие», «подзаголовок»; чтение и пересказ отрывка из очерка К.Г.Паустовского «Сказочник».

Д.з.: 1) упр.290 (пересказ описания книги и ее иллюстраций);

2) подготовка к сочинению по упр.293.





Работа по заданиям учебника: определение типа речи; нахождение тезиса, доказательств, вывода; составление плана; главное – пересказ близко к тексту отрывка из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза», беседа по вопросам:

  1. Для чего Паустовский так тщательно описывает разные виды дождя?

  2. Как эти дожди называются? Почему?

  3. Какой вывод следует из наблюдений и рассуждений писателя?

Д.з.: упр.301 (написать сочинение-рассуждение «Почему книгу надо беречь?»).


Наблюдение по текстам, данным в учебнике; какую роль выполняет указательное местоимение, местоимения 3 лица единственного и множественного числа.

Д.з.: составить текст по данному началу или по одной из данных концовок.


Сочинение весенних миниатюр по личным наблюдениям или рассказ на основе картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».




Ведущая идея моих уроков – свободное владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.



Виды работ творческого характера:

  • сочинение по картинкам

  • сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики

  • доклад, сообщение, реферат

  • написание сказки, былины, баллады, стихотворения, эссе

  • составление сценариев

  • сочинение -рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра, сочинение по проблемному вопросу, на нравственно-этическую, патриотическую тему



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!