СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

1. Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, развивает творческие способности, способствует коммуникативной активности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках»


«Развитие творческих способностей учащихся на уроках

русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»


(из опыта работы)


Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:


1. Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.


Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, развивает творческие способности, способствует коммуникативной активности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.


Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.

Учителя начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи словечко», в 5 классе я продолжаю эту работу, т.к. эта игра развивает чувство рифмы. Например, при изучении темы «Лексика» играем так:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ………….

Этот же приём использую при изучении темы «Наречие» в 7 классе:

1. Посиди да погоди: сказка будет впереди.

2. Черно-бурый медвежонок про себя ворчит спросонок.

3. Подымается петух, говорит с собою вслух.

Предлагаю школьникам попробовать сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: совсем – со всем, не мой – немой, ворон – вор он, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю.

Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет),верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), лицо (физиономия – человек), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то) и др.

С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает?(Мокрая.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.)


В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Тематика слов может быть разная: о спорте, о празднике, о городе. При этом ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.


Подобные задания я стараюсь использовать как можно чаще и во всех своих классах, так как они способствуют не только раскрытию творческого потенциала ребят, но и разнообразят урок, привлекают детей к предмету, снимают усталость. Такие задания очень хорошо использовать при подготовке и проведении предметных недель по русскому языку.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, грамматическим признакам, морфемному составу и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.


2. Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство развития творческих способностей обучающихся.


Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").


По теме «О-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме: «Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это компотом из крыжовника…»(Газета «Русский язык»№9, 2001) Подобные диктанты предлагаю детям составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы развивает творчество и повышает грамотность.

Создают условия для творчества и нестандартные уроки: уроки - сказки, уроки - путешествия в страну Грамматику, интегрированные уроки и др. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.


Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:


1. объяснительно-иллюстративный (при помощи уроков-презентаций, различных схем, символических картинок);

2. репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3. эвристический метод (решение лингвистических задач);

4. методы самостоятельной работы учащихся.


В 7 классе сочиняем хокку. При изучении этой темы даю и такое задание:

1. Выберите возможный вариант третьего стиха хокку:

Показались на небе Две-три одиноких звезды… -------------------------------------

1. Роща в тумане.

2. Вспорхнула ворона.

3. Поют цикады.

4. Поют лягушки.

5. Вот день и окончен.

6. Как сияет луна.

7. Бабочка на иве.


Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников. Привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем детям, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы. Вывести из стереотипа можно, предложив неожиданную, непривычную тему.

Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра.

Так, в первые дни учебы в пятом классе мы пишем сочинение – миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Эта работа позволяет детям выплеснуть те эмоции, которые их переполняют. Ведь 5 класс – это определенный рубеж, начало новой жизни.

Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи.

Например, в 6 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание.

Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.

Ребята составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой (как?) спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями.)


При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения).


При изучении темы «Описание помещения» играем: «Кто он, хозяин этой комнаты?» - написать сочинение-миниатюру. Нужно отбирать только говорящие детали, по которым можно узнать профессию, интересы хозяина.


Традиционно в школе на уроках развития речи описываются репродукции с картин. При этом использую и такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Проверено: эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и, главное, искренне.


В 6 классе вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагаю написать сочинение "Моя комната в 2030 году".




3. Внеурочная деятельность по предмету.


Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, праздникам, именам. Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила учеников на создание сочинений-миниатюр о маме и даже газеты «Самый дорогой человек». Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашей школе стал конкурс чтецов.


Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней: «Наша доблестная полиция», «Я б в рабочие пошёл», «Будущее моей страны – в моих руках», «Учитель в моей жизни», «Сказки доброго сердца» и другие.

Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».


4. Заключение.


Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.


Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека.

Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки.





На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:


1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.


2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.


3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!