СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» - это материал  из опыта работы.        Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии.

Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

           Проблемные уроки, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

           Проблемные уроки, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»»

«Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках русского языка и литературы

и во внеурочное время»


Уважаемые коллеги!

Своё выступление мне хотелось бы начать словами выдающегося учителя

В.А. Сухомлинского: «Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью».

Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку от нас, учителей, тоже зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

«Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…», – как считал Л.Н.Толстой.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

        Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии.

       Можно обратиться к работам выдающихся педагогов и психологов, познакомиться с результатами психолого-педагогических исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З.Зака «Методы развития способностей»,  Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

           Я стала исследователем и экспериментатором, так как стараюсь преобразовать учебную и внеклассную деятельность обучающихся. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Проблемные уроки, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок - творческий отчет, урок-проект - вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребенок сказал свое слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своем интеллектуальном развитии». «Своим словом» в 5-6 классах становится сочинение сказок, рассказов по пословице, в 7-м – былин, стихотворений в прозе. Особенно хорошо эта работа идет в 5-м классе, потому что сказки – любимое чтение детей этого возраста; их жизнеутверждающий характер, оптимизм вызывает у детей ответные чувства, желание сочинить сказку самому, а это – средство развития не только речи учащихся, но и литературно - творческих способностей:

На уроках литературы при изучении сказок (5 класс) предлагаю ребятам сочинить собственную сказку в любом жанре: мелодрамы, боевика и т.д. В качестве домашнего сочинения даю учащимся задание написать репортаж с  различных мест событий: школьного осеннего бала, субботника (операция «БУНТ» – так теперь шутя в нашей школе называется большая уборка на территории! Кстати, иногда очень уместна игра в создание тематических аббревиатур).

  Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы.

Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа, составить монолог от лица героя и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что…;
- сочините;
- изобретите;
- предложите гипотезу;
- порассуждайте.

   Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, я наработала систему заданий по развитию творческих способностей детей. Давно пришла к выводу, что литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур.

Расскажу вам об ученике 8 класса Силине Владике, который 2 года назад имел почерк, не понятный никому, даже ему самому. Учился очень слабо. Фантазировать любил (битва Галактик, спасение Вселенной). Я попросила написать, мол, за уроками и послушать тебя некогда, а очень хочется. Написал. И раз, и два. Длинные, с вполне развитой и понятной фабулой. Пишет до сих пор, но каким почерком! Теперь учится на твёрдые«3»-«4». Динамика? Да.

Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать  впечатления живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом»,  «Я начну, а ты продолжай» и другие. Любимым видом творческой работы у ребят считается игровое задание  «Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера)

Это может быть как индивидуальная работа, так и буриме, составленное построчно несколькими учащимися. Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны  самостоятельно закончить, развернуть сюжет.

Например, даю свободную  опорную строку: «Урок закончился - звенит звонок». Ребята продолжают:

Я все оттачиваю слог.

Но мне учитель говорит,

Что эта рифма не звучит (6 класс).

   В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо сами. Удачные работы обсуждаются, стараемся понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Самые удачные работы вывешиваются на стенд «Проба пера».

   На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления – синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки. Синквейны – превосходный способ контроля.

При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Например, урок литературы в 8 классе по теме: «Главные герои повести А.Пушкина «Капитанская дочка» ребята заканчивают так:

1.Гринев;

2.Отважный, искренний, верный воинской присяге, способный любить;

3.Защищает крепость, платит добром за добро, любит Машу и родителей;

4.Гринев — главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов;

5.Честь и достоинство.

   Далее комплекс заданий идет от наблюдений над готовым текстом к созданию своего текста – сочинению. Эта работа начинается со свободного диктанта или лингвистического эксперимента.

Об игре!

А игры не будет, что ж тогда останется? /“Детство” Л.Н. Толстой/

У меня была небольшая брошюра профессора А. Хроленко, известного языковеда КГПИ под названием «Деловые игры».

Грамматическая сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Помогите найти своих родственников слову «водитель»?

-Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел в гости в этот раз.

Считаю важным включать в обучение виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)

  2. «Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.

  3. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).

  4. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.

  5. Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

  6. Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

  7. Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.

  8. Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).

  9. Сочинение «Проба пера».

  10. «Рекламное бюро».

 Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.

Им предлагаются такие задания:

  • составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. 
             Например: сапоги – ворона (или бантик – сосна) 
    – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? 
    – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь? 
    – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку? 
    – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

  • придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события: 
    – Девочка уронила карандаш на пол… 
    – Учитель открыл классный журнал…

Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.

На уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. Главное здесь - не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

     Наибольший эффект в развитии творческих способностей школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

  • дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

  • экскурсии, наблюдения;

  • творческие мастерские;

  • тренинги, проводимые классным руководителем класса (=психологом).

Творческую личность можно и обязательно нужно развивать не только на уроках, но и на внеурочных, внеклассных, досуговых мероприятиях. Школьникам абсолютно необходимы события, потрясающие их воображение – как первый бал Наташи Ростовой, как неистовая молитва на коленях. Это могут быть походы в пещеры (под парты класса) с фонариками, балы с карнавальными костюмами при свечах, вечера «безумных» идей, рыцарские турниры, состязания острословов, соревнования, зимние рыбалки, музыкальные ринги, фольклорные праздники, хит-парады, акции, конкурсы моды и т. д. Или домашние вечеринки, рождающие человеческую неповторимость наших ребят. Соль воспитательной работы с детьми – создание условий для создания человеческой неповторимости.

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Заставить силой – не заставишь.

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. /Сенека /

И теперь о местоимении «Я»:

Я не только говорю детям: «Надо участвовать!». Я и сама всегда, везде и во всём участвовала и участвую, соразмерно моим силам и уровню, конечно. Сейчас я учитель, и теперь понимаю важность участия учеников в конкурсах.

Успех окрыляет детей и не так важно, чей он. Они с ещё большим воодушевлением участвуют во всевозможных предлагаемых районных и областных конкурсах: «Моя семья», «Гренадёры, вперёд!», «Выбираю спорт, как альтернативу здорового образа жизни», «Очистим планету от мусора» и многих других, принимаем участие в районных олимпиадах.

Стараемся участвовать, побеждаем, детям нравится.

В школе, я уверена, необходимо проводить творчески подготовленные, не для «галочки», предметные недели учителей-языковедов, включая туда открытые уроки, внеклассные мероприятия, внести в свой список проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе (по красным датам календаря, юбилеям писателей и поэтов), приглашать известных «неизвестных» к детям на чаепитие.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если САМ он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Любую работу, любое школьное дело можно сделать творческим, увлекательным, если подойти к нему не формально, а с инициативой и любовью. Дети большие выдумщики. И если их увлечь, они могут творить чудеса. В любом деле важны творческий поиск, вера в успех. А моя задача - передать знания, научить работать, организовать, нацелить, помочь. Поэтому я стараюсь всегда быть рядом. И это не только ради примера, а потому, что самой интересно. Ребята становятся дружнее, ближе друг к другу и к учителю. Обсуждение дел, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводит к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность. А когда дети учатся с удовольствием, с желанием идут на урок - это большая удача педагога. Вместе с детьми растет учитель.

И то, что ребята становятся более дисциплинированными, дружными, повышается культура общения, меняются их представления о значимости общечеловеческих ценностей, радует и приводит к пониманию того, что твоя работа не проходит даром, что ты на своём месте.

В нынешней школе, которая обеспечивает выучку, опыт, знания должен быть спрос на творческую личность ребёнка. Уже многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего поэта, или музыканта, или астронавта, который, быть может жил в тебе когда-то». В этих словах – призыв и предупреждение – надо «лепить» «человеческую глину», пока ум ребёнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Житникова Л. "Учите детей запоминать." М.: Просвещение, 1985
2. Заика Е.В., "Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников" // Вопросы психологии. 1995. № 6 - С. 43-54.
3. Истомина З.М., "Развитие памяти." М.: Просвещение, 1978
4. Лук А.Н., "Мышление и творчество." М.: Политиздат, 1976
5. Михайлова З.А., "Игровые, занимательные задачи для дошкольников." М.: Просвещение, 1985
6. Никитин Б.П. "Развивающие игры." М.: Педагогика, 1981
7. Фисюкова Л.Б. "От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек." Харьков: Фолио, 1996
8. Барташникова И.А., Барташников А.А. "Учись играя." Харьков: Фолио, 1997
9. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. "Тесты для детей" Дельта, 1997
10. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. "Скоро в школу!" М.: 1998

11 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

12 С.А. Никольская. «Синквейн».

13 К.П. Щепина «Синквейн на уроке». 60-62.

14.Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей.//Ярославль, 1996.

15. Цирулик Н. А. Работа по методу проектов.// Журнал «Практика образования». 2006 № 4, с. 15-18.

16. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.//М.,1996 



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!