СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках и внеурочной деятельности" с использованием игр Б.П. Никитина

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках и внеурочной деятельности»

План:

  1. Введение.

  2. Теоретическое обоснование опыта. Что такое творческие способности?

  3. Развитие творческих способностей на уроках.

  4. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.

  5. Обоснование эффективности использования развивающих игр.

  6. Литература.

I. Введение

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, помогает вырабатывать уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности развитию творческих способностей я уделяю внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности опираясь на авторские развивающие игры Б.П.Никитина, а так же на собственное педагогическое творчество. Считаю, чем раньше мы взрослые начнем вовлекать ребенка в развивающую игру, тем результативнее будет наша помощь в эффективности развития ребенка.

Актуальность данного вопроса: программный материал не всегда успешно усваивается в начальной школе, для плодотворного обучения школьника необходимо формировать положительную мотивацию, интерес к школе, школьным занятиям - это процесс длительный и кропотливый. Для результативного обучения на своих занятиях я решила использовать развивающие игры, которые брала из методической копилки других педагогов, но особенно меня заинтересовали развивающие игры Б. П. Никитина и Ш. А. Амонашвили. Педагоги-новаторы отмечают, что первое условие развития творческих способностей – раннее начало. Я решила провести эксперимент в своей работе, вводя в урок и внеурочную деятельность развивающие игры, начиная с первых школьных занятий ученика и при этом проследить динамику развития детей.

Цель исследования: результативность влияния раннего использования творческих игр на мотивацию и развитие способностей ребенка.

Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников через развивающие игры на уроках и внеурочной деятельности.
Предмет исследования
: развивающие игры как средство развития творческих способностей.

Гипотеза исследования: чем раньше мы, взрослые, начинаем включать ребенка в развивающую игру, тем эффективнее процесс обучения, и тогда каждый ребенок с желанием будет посещать школу, сможет подняться на большие высоты творческой деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы развития творческих способностей;

2. Изучить авторские методики развивающих игр педагогов - новаторов и использовать в своей работе;

3. Экспериментально выявить влияние раннего использования развивающих игр на уровень развития школьников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных педагогического эксперимента.


ΙΙ. Теоретическое обоснование опыта. Что такое творческие способности?

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. 
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. 
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Ученые давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».
Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то» и достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве. В соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её.  Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Вот как рассматривал способности Р.С. Немов: «Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности».

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Известно, что какими бы значительными ни были задатки человека, они не развиваются сами по себе, вне обучения, в отрыве от деятельности этот процесс не существует. Можно по этому поводу привести  мнение ведущих психологов: «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»; «Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания».

Развивать творческие способности. Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Значит, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая…. думайте сами».


III. Развитие творческих способностей на уроках

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке.

Уроки обучение грамоте (чтения и письма)

Очень многие вопросы волнуют меня как учителя начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству. Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, использую на уроках развивающие игры.

Использование на уроках игр способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности, учит слышать звуковой строй слова, готовит детей к орфографически правильному письму. Для этого использую в своей работе игры Ш. А. Амонашвилию. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Так, во время проверки домашнего задания, возможно провести игру «Кто вернее и быстрее?», особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и закрепления. 
Вот несколько игр, используемых мною:

«Отгадайте, кого я называю?». Цель этой игры - развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Я предлагаю встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков я сделаю. Например, хлопаю 3 раза, после чего должны встать дети, чьи имена состоят из 3 слогов. Например: Се – рё - жа, Ма –ри – на, На – та – ша и др. 
Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.  У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.  Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. Выигрывает тот ученик, кто первым составит пары слов. 

Игра «Чашечка». Учитель говорит слово, быстро, шепотом, один раз. Дети будут произносить его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Затем начнется изучение «анатомии» слова – количество звуков, давая характеристику каждому звуку.

Игра «Ловим звуки». А сейчас приготовьте фишки! Вы будете «ловить» звуки, а потом отгадаете, какое они составляют слово!

На каждой парте в маленьких коробках лежат картонные, размером 1,5X1,5 см, квадратики и кружочки. Квадратики представляют согласные звуки, кружочки - гласные. С их помощью мы проводим звуковой анализ слов. Фишки готовы, кармашки готовы, в которые будем «набирать» звуки.

 Первый звук - И, - произносит учитель вполголоса, а правой рукой «бросает» его детям так, как бросают камушки в прозрачный пруд.

Дети подпрыгивают, обеими руками «ловят» в воздухе звук, сразу берут из коробочки фишку - кружочек и кладут ее в кармашек. И так далее, составляют звуковую схему слова.

Игра "Сложи словечко". Сложи слово из двух слов: сам летает - самолёт, листья падают - листопад, пыль сосет - пылесос.
Какие два слова спрятались в одном? Водовоз (воду возит), кашевар (кашу варит), мясорубка (мясорубит).


Уроки литературного чтения

Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например: чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном.

Игра "Я начну, а ты продолжи…”. 
Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки, 
Потому что … (пожелтели листья на осинке) 

Осень – вкусненькое слово, варится варенье, 
Потому что… (фруктов много, много угощенья) 

Осень – радостное слово, вновь друзья встречаются, 
Потому что … (снова в школу, вот как получается) 


Любимая игра на уроках чтения – читать голосами героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы – Яги, медведя, значит, наступило время разминки, и все должны говорить или читать голосами гостей. Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов выбирают нужные, доказывая свой выбор. Например, на доске слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи "Сказки о рыбке и рыбке” Пушкина.

Чтение по ролям, инсценирование фрагментов рассказа, скороговорки, чистоговорки в игровой форме, используемые на уроках чтения, формируют навыки выразительного чтения детей.


Уроки окружающего мира

Творческие способности детей продолжаю развивать и на уроках окружающего мира, во время прогулок и экскурсий. Многое удаётся увидеть детям, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности.

Перед началом зимней экскурсии предлагаю загадки: 
Тройка, тройка прилетела. 
Скакуны в той тройке белы, 
А в санях сидит царица 
Белокожа, белолица. 
Как махнула рукавом 
Всё покрыло серебром. (зима) 


Назовите-ка, ребятки, 
Месяц в этой вот загадке. 
Дни его всех дней короче, 
Всех ночей длиннее ночи. 


На поля и на луга 
До весны мели снега. 
Только месяц наш пройдёт 
Мы встречаем Новый год! ( декабрь) 


Вырос лес – белый весь. 
Пешком в него не войти, 
На коне не выехать. (узор на окне) 
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Игра «Рассеянный почтальон. Откуда письмо?» Игра помогает сформировать представления учащихся  о живой природе разных природных зон.  Развивает умение распределять  представителей живой природы и фауны  по природным зонам. Развивает познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.

Письма раздаются детям. Ученик должен определить в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит  куда надо «отправить» письмо он должен подойти к карте природных зон и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».

 Игра «Что напутал художник». Игра помогает закрепить представления учащихся о профессиях. Развивать умение соотносить и классифицировать. Развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить ошибки в картинках

Игра «Живая – неживая». Игра формирует представление учащихся о живой и неживой природе. Развивает познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивает умение сравнивать, анализировать.

Детям раздают карточки с изображением живой и неживой природы. Дается задание, распределить картинки таким образом, чтобы в  верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе. 

Игра «На полянке». Игра поможет закрепить полученные знания о грибах. Развивает познавательную деятельность. Развивает умения анализировать, делать выводы. Развивает интерес к природе.

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки – грибы.
На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «Свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределяются детьми таким образом, что под березой нарисован подберезовик, под осиной – подосиновик, на пеньке – опята, там где «бежит лиса» - лисички, радом с ежиком – белые, отдельно – мухомор, на самом видном месте – поганки.




Уроки математики

Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию. 

Для развития творческих способностей на уроках математики широко использую развивающие игры Б.П.Никитина.

Развивающие игры Б.П.Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Игра "Внимание" направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают одну полоску из набора, где изображено 6 фигур. А потом ее убирают, ребёнок должен его нарисовать и возможно точнее. Надо "схватить" и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его нарисовать мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, "сфотографировать", сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу. 

Игра "Внимание - Угадайка" направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают одну полоску из набора, где изображены всего 4 фигуры , но в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только 3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания. 

Игра «Сложи квадрат».  Эта игра-головоломка. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Игра «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. 
      Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу. 
      Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. 
      В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию. 
Игра «Часы». Цель - помочь ребенку научиться определять время. Как только ребёнок научиться определять время, переходим на более сложные задачи:

1. Сколько раз минутная стрелка проходит над часовой (стрелки совпадают) за 12 часов или за сутки?

2. Во сколько раз часовая стрелка идет медленнее минутной?

3. Сколько раз за 12 часов стрелки образуют угол в 90° (прямой угол)?

4. Как подсчитать минуты, если на часах одна часовая стрелка

(минутная отвалилась, потерялась)?

5. Как завести будильник, чтобы он зазвонил в 8 часов 30 минут? И т. п.


Уроки технологии и рисования

На уроках технологии и рисования нет скучающих. Всегда открыта выставка работ школьников. Они комбинируют, создают такое, чего раньше не видели… и в основе их творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел. 

IV. Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Я считаю, что оптимальные условия для развития творческих способностей школьников создаются во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения.

В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности младших школьников в 1 и 3 классах я провожу занятия кружка “Развивай-ка”. Они направлены  на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы и развитие творческих способностей. «Развивай-ка» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. 

Работа занятий построена на развивающих играх. Творческие развивающие игры и кубики Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д.

  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

  6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.

  9. Большинство творческих развивающих игр и кубиков Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

  10. Кубики Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Игра «Точечки». На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д. Работа с детьми дошкольного и раннего школьного возраста.

Игра «Дроби». Игра представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Конструкторы.  К каждому набору "Конструктора-механика" обязательно приложен альбом рисунков, а иногда еще и таблицы, где перечислено, каких и сколько деталей надо взять, чтобы собрать изображенную на рисунке модель. Что остается делать ребенку? Ему надо внимательно рассмотреть картинку в альбоме, взять из коробки детали и соединять их согласно образцу, т. е. он выступает в роли исполнителя. Тут ему надо быть внимательным, точным и аккуратным работником, но... только исполнителем, только сборщиком кем-то придуманной модели. Конечно, он знакомится при этом с устройством и работой машин и механизмов, постигает "секреты" соединения деталей друг с другом, узнает их свойства, развивает свои способности, но... в основном исполнительские.

Математическое домино. Развивающая игра для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Цель игры - формирование у ребенка математических представлений - счет, соседи чисел и состав чисел с использованием наглядного материала. Также процесс игры способствует развитию мышления, памяти, внимания и творческих способностей.



V. Обоснование эффективности внедрения развивающих игр в учебно– воспитательный процесс

Так как развивающие игры направлены на формирование творческих способностей, целью моего исследования является выявление уровня творческих способностей младших школьников, а именно учеников 3 класса МАОУ «Булашовская ООШ». На уроках и внеурочной деятельности, которые регулярно используются развивающие игры, и учеников 4 класса МАОУ «Булашовская ООШ», на уроках которых развивающие игры использовались не регулярно.

За основу определения уровня творческих способностей у младших школьников использованы тесты Дж.Гилфорда и тест Е.Торренса «Дорисовывание».

Тест Дж. Гилфорда «Использование предметов»

Цель: выявление уровней словесного творческого мышления.

Ход проведения: учитель предлагает «Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее применения. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Перечислите как можно больше необычных способов использования предмета». Время выполнения теста – 3 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Классы

Количество учащихся

Уровни творческих способностей

беглость

гибкость

оригиналь-ность

3 класс

5

60 %

40%

40%

4 класс

8

50%

25%

25%

Вывод: уровень творческих способностей учащихся 3 класса выше уровня творческих способностей учащихся 4 класса. Следовательно, развивающие игры способствуют развитию творческого мышления.


Тест Дж. Гилфорда «Последствия ситуации»

Цель: выявление уровней изобразительного творческого мышления.

Задача: перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Ход проведения: учитель предлагает «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Перечислите различные последствия ситуации». Время выполнения теста – 3 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Классы

Количество учащихся

Уровни творческих способностей

беглость

гибкость

оригинальность

3 класс

5

60 %

60%

60%

4 класс

8

75%

43%

43%

Вывод: уровень творческих способностей учащихся 3 класса выше уровня творческих способностей учащихся 4 класса. Следовательно, развивающие игры способствуют развитию творческого мышления.


Тест Е. Торренса «Дорисовывание»

Цель: исследование образной креативности.

Материал: листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры (волнистая линия, острый угол, печатная буква С, не замкнутая линия, большой и малый овал).

Ход проведения: учитель предлагает «Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить, Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок».

Обработка и интерпретация результатов

Таблица 1

Классы

Количество учащихся

Уровни творческих способностей

беглость

гибкость

оригиналь-

ность

3 класс

5

60 %

40%

40%

4 класс

8

50%

25%

25%

Таблица 2

Классы

Количество учащихся

Характеристика рисунков

высокая

норма

низкая

3 класс

5

60 %

40%

0%

4 класс

8

50%

25%

25%

Вывод: уровень творческих способностей учащихся 3 класса выше уровня творческих способностей учащихся 4 класса. Следовательно, развивающие игры способствуют развитию творческого мышления.

Было проведено наблюдение в ходе уроков за учениками с целью проявления творческих способностей в процессе обучения – на уроке. Велось наблюдение за активностью, частотой поднятия рук, высказыванием оригинальных идей, поведением на переменах.

Обработка и интерпретация результатов

Кл.

Кол-во

уч-ся

Наблюдения

активность

частота поднятия рук

высказыванием оригинальных идей

поведение на переменах


3

5

100%

все дети поднимают руки

80%

творческий отдых (просмотр мульфильмов,

настольные игры,

подвижные групповые игры)

4

8

75%

не все дети поднимают руки

50%

активный отдых (подвижные игры)

Вывод: результаты наблюдения за учащимися позволили установить, что применение развивающих игр на уроках и внеурочной деятельности способствует: стимулированию мотивации детей на приобретение знаний; развитию способностей применять знания в различных жизненных ситуациях; формированию основы толерантного мышления и поведения.

Исходя из целей, задач и диагностируемого объекта, мной были так же проведена методика педагогического исследования мотивации учащихся.


Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Ход проведения: учитель предлагает «Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать, какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего». 

Обработка и интерпретация результатов

3 класс

4 класс

Все ученики составили расписание школы

будущего соответствующее реальному

расписанию, некоторые ребята добавили

дополнительные часы к некоторым

предметам в расписание школы

будущего: Белов Иван – литературное

чтение, Глазков Женя – рисование, Глазков

Сергей – математику, Пристанский Даниил

– окружающий мир. Все ребята добавили

новый предмет конструирование.

Ученики выбрали в основном следующие

предметы: технология, рисование,

физическая культура.


Результативность составления расписания «Школы будущего»

Вывод: результаты методики педагогического исследования позволили установить, что применение развивающих игр способствует: стимулированию мотивации детей на приобретение знаний.

Мониторинг достижений учебных результатов по предметам

по итогам 1 полугодия 2014 – 2015 учебного года

Русский язык





Литературное чтение



Математика



Окружающий мир



Рисование



Технология

Вывод: результаты мониторинга учебных достижений по предметам показывают, что качество обучения учащихся 3 класса выше, чем у учащихся 4 класса.





Заключение

На основании проведенных исследований сделала вывод, что ученики 3 класса, на уроках и внеурочной деятельности которых регулярно используются развивающие игры, имеют более высокий уровень творческих способностей, чем ученики 4 класса, на уроках которых развивающие игры использовались не регулярно.

Результатом работы считаю – повышение качества знаний учащихся, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

Результаты эксперимента позволили установить, что применение развивающих игр на уроках и внеурочной деятельности способствует:

- стимулированию мотивации детей на приобретение знаний;

- развитию способностей применять знания в различных жизненных ситуациях;

- формированию основы толерантного мышления и поведения;

- развитию творческих способностей.

Таким образом, применение развивающих игр на уроках и внеурочной деятельности является целесообразным и полезным видом учебной деятельности, которая играет значительную роль в формировании ключевых компетентностей личности.















  1. Литература

  1. Амоношвили Ш.А. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.

  2. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М., 1986

  3. Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

  4. Амонашвили Ш. А. Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005

  5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 

  6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4.

  7. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

  8. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.

  9. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994. 

  10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.:Просвещение, 1991.

  11. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки.- М.:Молодая гвардия, 1989.

  12. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

  13. http://dohcolonoc.ru/

  14. http://modernlib.ru/

  15. http://nsportal.ru/

  16. http://www.vashpsixolog.ru/









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!