СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации кратко представлены условия и приемы развития творческих способностей учащихся на уроках литературы и виды практических заданий.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроке литературы»

Развитие творческих способностей  учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

                  Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы . Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).  Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания ) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.  Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике

Условия развития творческих способностей учащихся на уроках литературы .

  • Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).
  • Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания ) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.
  • Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике
предоставление детям известной свободы творчества, выражающейся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.  Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.  Деятельность учащихся должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.  Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.  Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера.
  • предоставление детям известной свободы творчества, выражающейся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.
  • Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.
  • Деятельность учащихся должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.
  • Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.

Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера.

Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов. Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов: - вопросы, требующие описания действий ; - вопросы, требующие описания внешних данных предмета ; - вопросы, требующие классифицировать предметы; - вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;

Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов.

  • Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:
  • - вопросы, требующие описания действий ;
  • - вопросы, требующие описания внешних данных предмета ;
  • - вопросы, требующие классифицировать предметы;
  • - вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;
- вопросы, требующие сравнения двух предметов; - вопросы, требующие оценки предмета или явления; - вопросы, требующие характеристики действующего лица; - вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами; - вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов; - вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.
  • - вопросы, требующие сравнения двух предметов;
  • - вопросы, требующие оценки предмета или явления;
  • - вопросы, требующие характеристики действующего лица;
  • - вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;
  • - вопросы, требующие обобщения ряда признаков, фактов;
  • - вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.
Составления плана рассказа. Последовательность приемов: - составление картинного плана с заголовками; - составления плана с заголовками в форме вопросов; - составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа; - составление плана с заголовками в виде назывных предложений.
  • Составления плана рассказа. Последовательность приемов:
  • - составление картинного плана с заголовками;
  • - составления плана с заголовками в форме вопросов;
  • - составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;
  • - составление плана с заголовками в виде назывных предложений.
 Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:   - с изменением последовательности событий; - с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста); - пересказ от лица героя произведения или от своего лица. Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций. Музыкальное иллюстрирование:

Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

  • - с изменением последовательности событий;
  • - с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);
  • - пересказ от лица героя произведения или от своего лица.
  • Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.
  • Музыкальное иллюстрирование:
синквейн Она Интересная , фантастическая Рассказывает, развлекает, воспитывает Ученье-свет, неученье- тьма Книга

синквейн

  • Она
  • Интересная , фантастическая
  • Рассказывает, развлекает, воспитывает
  • Ученье-свет, неученье- тьма
  • Книга
Стилизация Снова родимые сердцу просторы  Я узнаю.  Синие дали нежат мне взоры,  Словно в раю.  К речке знакомой, родной, безмятежной,  Вышел, стою.  Тёплые волны ласкают прилежно  Душу мою.  Как хороши вы, просторы безбрежные,  В дивном краю.  Слушаю сердцем звучащую нежно  Сказку свою.

Стилизация

  • Снова родимые сердцу просторы Я узнаю. Синие дали нежат мне взоры, Словно в раю. К речке знакомой, родной, безмятежной, Вышел, стою. Тёплые волны ласкают прилежно Душу мою. Как хороши вы, просторы безбрежные, В дивном краю. Слушаю сердцем звучащую нежно Сказку свою.
Основные приёмы развития творческих способностей:  написание сочинений, изложений. рецензирование сочинений; игры

Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений.
  • рецензирование сочинений;
  • игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  • творческие задания на дом
  • "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
  • "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
  • Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.
  •   Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.
6. Музыкальное сочинение. 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка. 7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.
  • 6. Музыкальное сочинение.
  • 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
  • 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
  • 7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
  • 8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!