ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Развитие творческих способностей школьников средствами дополнительного образования»
(наименование программы)
Развитие творческих способностей в объединении
художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ
(тема проекта)
Автор проекта: Тюрина Т.В. педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» Московского района г. Казани
Научный руководитель: Сибгатуллина. Т.В.
Модератор: Шарифзянова К.Ш.
Проект допущен к защите:
«…» мая 2014 г
Казань, 2014
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ
1.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей детей с ОВЗ
1.2.Формы и методы развития творческих способностей
2. Работа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях в объединении художественно-эстетической направленности «Фантазия»
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей в объединении
2.2. Наиболее эффективные виды деятельности в объединении художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий
Приложение
Введение
Анализ ситуации
В новых социально-экономических условиях нашего общества встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Проблема развития полноценной творческой личности с неизбежностью обращает учреждения дополнительного образования детей к заботе о гармоническом единстве и полноте всех составляющих жизни ребенка – физических и духовных сил, вершиной которых является его активное проявление в разных видах художественного, эстетического творчества. Поэтому возрастает потребность создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество.
МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» Московского района свою образовательно-воспитательную деятельность строит на основе социального заказа, учёта потребностей и интересов детей, пожеланий родителей, педагогов, учёта ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей педагогического коллектива и интеграции возможностей образовательных и других учреждений, включает различные направления деятельности. Одно из направлений - художественно-эстетическое - включает в себя объединение «Фантазия» для детей с ОВЗ. Сегодня в ДДЮТиЭ по программе «Изобразительная лепка для детей с ОВЗ» занимаются 30 обучающихся. Это — дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития, дети с различными отклонениями в развитии, дети с ослабленным здоровьем. Для них создаются все необходимые условия для развития личности. Педагогическая деятельность направлена на творческое развитие детей в процессе обучения, коррекцию общения и поведения детей (преодоление агрессии по отношении к окружающим, построение положительной эмоциональной сферы). В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
Актуальность проекта
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. В настоящее время отсутствует чётко и грамотно разработанная система развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования детей. Актуальность создания данного проекта продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе. Проект направлен на совершенствование содержания образовательно-воспитательной деятельности.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Обучающиеся с ОВЗ - это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается
Проблема: определить каковы пути развития творческих способностей у детей с ОВЗ в объединении художественно-эстетической направленности.
Целевая группа проекта:
1. 1 Объект исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста
1.2. Предмет исследования: объединение художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ
Цель проекта: раскрыть возможности объединения художественно-эстетической направленности в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
Задачи
Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ.
Провести мониторинг развития творческих способностей детей в объединении.
Определить наиболее эффективные виды деятельности в объединении художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ.
Гипотеза: занятия в объединении художественно-эстетической направленности могут стать успешными для развития творческих способностей детей с ОВЗ при условии использования....
Ожидаемые результаты реализации проекта: повышение качества обучения детей в объединении, оформление методического пособия, публикация в средствах массовой информации.
Практическая значимость работы заключается в возможности практического использования материала для усвоения теоретических основ развития творческих способностей детей с ОВЗ, совершенствования программы дополнительного образования «Изобразительная лепка для детей с ОВЗ», проведения мониторинга развития творческих способностей детей в объединении.
Сроки реализации проекта сентябрь 2012 - июль 2014
Этапы реализации проекта
Этапы | Сроки |
Работа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях в объединении художественно-эстетической направленности «Фантазия» | В течение учебного года |
Мониторинг развития творческих способностей детей в объединении | В течение учебного года |
Выявление наиболее эффективных видов деятельности в объединении художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ | В течение учебного года |
Изучение педагогических теорий о развитии творческих способностей детей с ОВЗ | Май 2014 |
Изучение форм и методов развития творческих способностей | Май 2014 |
Обобщение | Май 2014 |
Оформление методического пособия | Июнь 2014 |
Публикация в средствах массовой информации | Июль 2014 |
1. Теоретические основы развития творческих способностей детей с ОВЗ
1.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей детей с ОВЗ
Теоретическое обоснование творческих способности личности представлено в трудах Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой и других. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Свое понимание творчества, известный исследователь А.Лилов выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:
— творчество есть общественное явление,
— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью".
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.
Известный советский педагог В.Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: "Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей".
Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [22, с.181].
Волков Н.Н., характеризуя изобразительное творчество школьников, писал: "Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими".
Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я. Лернер определяет такие черты творческой деятельности:
1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2) видение новой функции предмета (объекта);
3) видение проблемы в стандартной ситуации;
4) видение структуры объекта;
5) способность к альтернативным решениям;
6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации.
Обратимся к работе Б.М. Теплова: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение". Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять".
В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, B.C.Кузина, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и многолетние исследования проблем детского художественного творчества позволили нам сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации ("для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Из предполагаемого нами понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Для школьника творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к выполненному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику — веревочку и т.д. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок (по своей инициативе) рядом рисует желтое или зеленое.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клюва выводит тонкие волнистые линии: "Птичка поет, — объясняет он, — это ее голосок". И здесь мы видим проявление воображения и творчества. По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.
Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей — важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения.
Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников.
Л.А. Венгер [4, с.52] в своей классификации выделил следующие способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие, познавательные.
Развивая творческие способности младшего школьника, мы тем самым развиваем личность ребенка, т.е. личность умеющего легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности усвоение знаний.
Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность данные педагогические условия, практика показала, что детей действующих творчески мало. Тогда возникает проблема дальнейшего поиска педагогических условий формирующих творческие способности младших школьников.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения, но дизайн несет в себе современный орнамент на базе народного.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
1.2.Формы и методы развития творческих способностей
Для решения задачи развития творческих способностей детей используются следующие формы и методы.
Формы работы:
коллективно- творческая деятельность на групповых занятиях;
проведение тематических мероприятий
участие в конкурсах, выставках
Методы развития творческих способностей:
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод привлечения жизненного опыта детей;
метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
словесный метод;
наглядный метод.
2. Работа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ на занятиях в объединении художественно-эстетической направленности «Фантазия»
2.1. Мониторинг развития творческих способностей детей в объединении
На занятиях в объединении, наблюдая за работой детей, отмечали следующие навыки и умения:
подбор нетрадиционных приемов и техник;
подбор цветов;
самостоятельность;
умение сочетать и комбинировать.
Затем выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:
низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями;
средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями;
высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Диаграмма
Проанализировав данные, мы пришли к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей с ОВЗ необходим системный подход обучения.
Начиная работу по обучению созданию работ, основное внимание обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
При обучении различным способам наложения пластилина наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. Постепенно ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов изготовления, и в процессе работы его изделия делаются все более разнообразными.
2.2. Наиболее эффективные … в объединении художественно-эстетической направленности для детей с ОВЗ
Программа «Изобразительная лепка для детей с ОВЗ» предлагает различные виды деятельности. Рассмотрим различные и выберем наиболее эффективные.
Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов и др.
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования пластилином, экспериментирование различных художественных материалов, работы из природного материала (семян, крупы, опилок, стружки, скорлупы и т.д.), дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Например, при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию, выполнить объемное моделирование из картона, спичек. На занятиях идет обобщение наколенного детьми умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень. На каждой новой ступени познания дети возвращаются уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод « забегания вперед» и «возвращения к пройденному»). Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, на групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получится», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы из соленого теста получаются даже у тех детей, которые не проявляет особых способностей к прикладному творчеству. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).
Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, мозаика, вырезание). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Поздравительная открытка», «Выразительные возможности аппликации», «Геометрическая аппликация», «Предметная аппликация», «Сюжетная аппликация», «Изображение природы через детали», «Растительный орнамент» и другие. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус.
Доступная для детей техника - выжигание.
Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Для развития мелкой моторики выполняются работы с бисером. Игровой и незабываемый мир творческой фантазии залог хорошего настроения.
Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит техника изготовление изделий из алебастра. Дети выполняют работы: «Рамка для фотографий», «Натюрморт», «Тарелочка», «Объемные фигурки». При использовании этой техники дети осваивают навык работы с материалом и цветом, получают красивую фактуру, раскрашивают с множеством оттенков. В этой работе много возможностей для художественного развития и формирования общетрудовых умений и навыков.
Занятия в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии. Ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие. В ходе работы воспитывается аккуратность, развивается внимание.
Рисование витражными красками. Начав рисовать ими, дети обычно недоумевают, не находя в них ничего необычного, но простота материала позволяет добиться прозрачности и создать интересные эффекты. В работе используются раскраски, детям необходимо выбрать эскиз, с помощью копировальной бумаги перевести рисунок, а потом раскрасить узор или предмет. В этой технике выполняют работы: «Цветы», «Птицы», «Растительный орнамент».
Ручное тиснение по фольге – техника похожа на чеканку. Художественная обработка металла известна с древних времен. Детям интересно знакомится с работами мастеров. Выполняя эскиз композиции, ребята переводят контур рисунка, который четко отпечатывается на фольге. Далее выполняется тиснение и специальная заливка материала. Небольшой барельеф можно наклеить на картон и поместить в рамку. Аккуратно выполненная работа может быть украшением интерьера или отличным подарком.
Рисование расплавленными восковыми мелками с помощью утюга. Использование этой техники дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фактуры, передачи явлений природы. Для детей интересно рисовать утюгом.
Решение основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в их деятельности элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, можно совершенствовать свое мастерство бесконечно.
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Постоянно работает выставка детских работ непосредственно в школе, где учатся дети.
Заключение
При первичном поступлении детей с ОВЗ эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев дети приходят в реабилитационный Центр не имея начальной подготовки (не различают цвета, не имеют понятия формы и размера предметов, никогда не держали в руках карандаш, трафарет, ножниц). После проведения нескольких реабилитационных циклов занятий появляется положительная динамика: эмоциональный эффект, улучшается технический навык работы с инструментом, дети получают трудовые навыки.
1 – получен эмоциональный эффект, ребенок получает эмоциональное удовлетворение, но трудовых навыков не приобретает, работать самостоятельно не может.
2 – незначительный трудовой эффект, ребенок приобрел некоторые трудовые навыки, в состоянии делать часть работы самостоятельно.
3 – положительный эффект, ребенок умеет трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобрел новые трудовые навыки, умеет доводить работу до конца, выполняет ее качественно.
Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой развивается художественное творчество детей и мотивация в достижении успеха.
Список использованной литературы
Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.- с.106-109
Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд/Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,1995.-270с.
Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.
Решетников П.Е., Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№1.-с.40-44.
Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81.
Абраменкова В.В., Воспитание игрой, М. Лепта Книга, 2008. –с.5-53
Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-109
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-netradicionyh-priemov-raboty-s-bumagoi.html
Приложение
11