СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого воображения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Без творческого воображения не было бы ни сказок, ни новых книг, картин, музыки, новых изобретений – вообще ничего нового. Ведь для того, чтобы возникла новая вещь, её надо сначала придумать, представить себе, вообразить. Если человек придумал что – то новое, значит действовало творческое воображение.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого воображения.»

15



Содержание.


1. Определение воображения и его виды………………………….. 4

2. Воображение и детское творчество………………………………8

3. Список литературы…………………………………………….....13


























1. Определение воображения и его виды

У человека есть удивительная способность. Она даёт ему возможность придумывать, создавать в уме новые об­разы. Представлять себе то, чего он никогда не видел, но о чём слышал или читал. Эта способность называется вооб­ражением. В создании воображаемых образов могут участ­вовать все органы чувств — зрение, слух, обоняние, осяза­ние, вкус.

Если произнести вслух "во-ображение" при­слушаться, то в этом слове скрывается другое слово - "образ". Образ - это то, что ты представляешь себе в уме так, как будто видишь, слы­шишь, чувствуешь это на са­мом деле. Образы воображения - особые. Они помогают представить то, чего ты никог­да раньше не видел.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выво­дит человека за пределы его сиюминутного существования, на­поминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Иначе говоря, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

Воображение это важнейшая сторона нашей жизни. Можно представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мир лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать: "Лишите человека фантазии и прогресс остановится!"

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без непосредственного вмешательства практиче­ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например, у авторов волшебных сказок.

Воображение может быть четырёх основных видов: актив­ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.















Активное во­ображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ­ствующие образы. В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воображение может быть преднамеренным (произвольным), когда образы появляются в результате определённых знаний и непреднамеренным (непроизвольным), когда образы, идеи возникают вдруг.

Создание образов в соответствии с поставленной целью, намерением называется произвольным воображением. Произвольное воображение очень важно для человека. Благодаря ему, можно вообразить по своему желанию героя книги и др., благодаря ему создаются новые изобретения, новые фильмы, книги, картины, песни – произведения искусства.

Но иногда воображение «не слушается», ты не управляешь им, а оно само ведёт тебя и уносит куда – то, в таких случаях говорят, что человек находится во власти воображения. Такое воображение называется непроизвольным. Свободное, неуправляемое возникновение образов у человека называется непроизвольным воображением. Оно работает, когда человек фантазирует без определённой цели, мечтает, дремлет или спит.

Непреднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. Грёзы - продукт воображения, в котором выражаются сокровенные, нередко нереальные, несбыточные желания, мечты возвышенного плана. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грёзы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.

Наиболее опасным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности.

Галлюцинации - фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Она является элементом научного предвидения и выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществлённая человеческая мечта.

Мечта творческая, активная имеет огромное значение в жизни людей. Она вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями жизни, даёт возможность взглянуть в самое отдалённое будущее.

Однако здоровую, действенную, социально направленную мечту нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека, заменяющей жизнь в реальном мире жизнью в воображении, в мире грёз, которые никогда не найдут своего воплощения в действительности.












2. Воображение и детское творчество


В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить период для развития творческих способностей. И оттого насколько эффективно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса и основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом творческого воображения. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с которым связывают зарождение личности.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому точно не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально – творческий потенциал каждого ребёнка.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

Вот как о творчестве говорит итальянский писатель автор весёлых детских сказок Джанни Родари:

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на всё есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями. Все эти качества проявляются в процессе творчества. И процесс этот – слушайте! слушайте! – весёлый, игровой всегда, даже когда речь идёт о «строгой математике».

Без творческого воображения не было бы ни сказок, ни новых книг, картин, музыки, новых изобретений – вообще ничего нового. Ведь для того, чтобы возникла новая вещь, её надо сначала придумать, представить себе, вообразить. Если человек придумал что – то новое, значит действовало творческое воображение.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов.

Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большем количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Еще Гегель заметил: по­чему мальчик, бросая в озеро камешки, с огромным удо­вольствием смотрит на круги, расходящиеся по воде? Он видит в этих кругах нечто новое, что создал он сам. Каж­дый шаг ребёнка неотделим от творчества. Игры ребят - это тоже творчество. Вот дети строят шалаш, роют пе­щеру - это маленький трудовой кол­лектив, в котором каждый вносит в общее дело всё, на что он способен.

В игре развивается творчес­кое воображение ребёнка. Мальчик отождествляет пал­ку с лошадью. Девочка показывает кукле рисунки с просьбой выбрать лучший. А в кого только не перевоп­лощаются играющие дети? Если не дать ребёнку развить своё воображение в играх, он и в учёбе не проявит вы­думки, смекалки.

Как помочь ребёнку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Ведь недаром говорят, что изоб­ретателю свойственны черты, словно бы вынесенные из детства: любознательность, живость восприятия, беско­рыстие и самоотдача, самоотверженность.

К сожалению, с годами у многих детей происходит как бы утечка спо­собности к творчеству. Одна из причин - убогость ум­ственной, эмоциональной и эстетической жизни семьи и школы. Есть такое понятие «энергетика мозга». Форми­руется она в детстве. У учащихся она разная. В чём причина различия? В наследственности? Не только. Многое за­висит от того, достаточно ли у учащихся стимулов к прояв­лению творческой энергии. Если он недогружен делами, требующими применения творческих способностей, энергия мозга понемногу начинает угасать. Раньше учащийся не выполнял творческие задания, потому что не полу­чал их, сегодня он уже не может справиться с ними, по­тому что способность к собственным оригинальным ре­шениям угасла в бездействии.

Каждое занятие ребёнка надо использовать для развития его способности к творчеству. Чтобы дать толчок детской фантазии, надо подсказать ребён­ку идею постройки сооружения из песка, пластилина или др. материалов, научите его делать игрушки из бумаги, еловых шишек, желудей, ракушек и т.д.

Пусть проявит изобретательность, делая своими руками подарок маме, папе, сестренке. Головоломки, различные занимательные задачи, участие ребёнка в поисках выхода из затрудни­тельных положений, которыми изобилует повседневная жизнь, - всё это имеет важное значение для развития у ребёнка творческого мышления. Создание домашнего театра, стенной газеты, подготовка семейных праздни­ков, совместное с детьми обсуждение кинофильмов и те­левизионных передач, коллекционирование, кино- и фо­толюбительство - эти и многие др. формы проведения се­мейного досуга помогут активизировать детское творчество.

Надо позаботиться, чтобы ребёнок выбрал себе по душе кружок в школе или внешкольном учреждении. В целом вся учебная, общественная деятель­ность, производительный труд и досуг должны вносить в жизнь детей творческое начало. Всю работу по обучению и воспитанию детей необходимо вывести на уровень твор­ческого процесса.

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, её удовлетво­рение даёт им интенсивное ощущение радости жизни: Надо оберегать в каждом ребёнке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно.

Первый такой способагглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Этим приёмом создава­лись мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человечес­кого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост - рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, маши­ны в настоящее время.

Второй способгиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Приём преувеличения (преумень­шения) несколько отличен от акцентирования. Если ак­центирование - подчеркивание части объекта, заостре­ние, обнажение её, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Например: сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гул­ливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот приём широко использован в народных сказках, были­нах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.

Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

Типизация - наиболее сложный при­ём творческого воображения. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобы произ­ведение было жизненно правдивым, автор должен в пер­сонаже, ситуации выразить не единичное лицо или со­бытие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация - сложный процесс раз­ложения и соединения, в результате чего выкристалли­зовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоот­ношений с другими людьми.

Пятый способ акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Художник находит в лице, фигуре, конеч­ностях человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Ка­рикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель-юмо­рист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно выз­вать чувство юмора.

Приёмом создания творческих образов является аналогия. Её сущность состоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально суще­ствующую вещь, живой организм, действие. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в мозге со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи. На принци­пе аналогии возникла специальная область знания и ин­женерного дела – бионика.





Литература

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Выготский Л.С.- СПб.: СОЮЗ, 2000.- 96с.

2. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Выготский Л.С.- М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000.-450с.

3. Гин, С.И. Мир фантазии [Текст] / Гин С.И. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 128с.

4. Жубриянова, Р.И. Развитие творческого воображения младших школьников в ходе наблюдений в природе [Текст] /Жубриянова Р.И.// Школа.- 2000. № 5. с.63.

5. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие [Текст] /Меерович М.И., Шрагина Л.И. - Минск: Харвест, 2003.- 430с.

6. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Немов Р.С. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688с.

7. Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют? [Текст] / Новлянская З.Н.– М.: Знание, 1999.-48с.

8. Обозов, Н.Н. Словарь практического психолога [Текст] / Обозов Н.Н. – СПб., Академия психологии П и М. «Облик», 2000.- 200с.

9.Пакша, Л.М. Развитие творческого воображение детей [Текст]/Пакша Л.М.//Начальная школа.-2005.-№12.-с.40-44.

10. Психологический словарь [Текст] / Под общей научной редакцией П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800с.

11. Родари, Дж. «Грамматика фантазии». Введение в искусство придумывания историй [Текст] / Джанни Родари - Москва.: Издательство «ПРОГРЕСС», 1985.- 206с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С.Л.– СПб.: ЗАО «Издательство Питер», 1999.-720с.

13. Светлова, И.Н. Развиваем воображение и фантазию [Текст]/Светлова И.Н. – М.: Эксмо, 2007. – 104 с.

14. Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / Тутушкина М.К. СПб. :Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 352с.

15. Успенская, Т. Уроки развития мышления и воображения [Текст] / Успенская Т. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005.-103с.