СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой деятельности и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье показаны основные пути развития творческой деятельности, описаны практические рекомендации по развитию творческих познавательных умений обучающихся на уроках географии в основной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой деятельности и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках географии»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AND SKILLS OF INDEPENDENT WORK ON GEOGRAPHY LESSONS


Макарова Любовь Семеновна Makarova Lubov Semenovna,

село Чурапча Churapcha village,

МБОУ «Чурапчинская СОШ им.С.А. Новгородова»

MBEI “Churapcha secondary school named after S.A.Novgorodov”, [email protected]


Аннотация: В данной статье показаны основные пути развития творческой деятельности, описаны практические рекомендации по развитию творческих познавательных умений обучающихся на уроках географии в основной школе.

Abstract: This article shows the main way of development of creative activity, describes best practices for the development of cognitive skills of pupils of secondary school.

Ключевые слова: Ключевые компетенции, познавательные универсальные учебные действия, творческая деятельность, пути развития, занятия по географии.

Key words: Key competencies, educational key actions, creative activities, development, geography lessons.


Творчество – деятельность человека, направленная на создание новых по содержанию и по форме материальных и культурных ценностей, а также то, что создано в результате этой деятельности [2].

Сухомлинский В.А. считал, что «нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тог­да, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, без этого он - засушенный цветок» [3]. Творчество на урочных и внеурочных занятиях позволяет приобрести необходимые знания и умения в ходе самостоятельных действий, что является одной из моих главных педагогических задач.

Текущие педагогические проблемы (снижение часовой нагрузки при сохранившемся объеме заданной программы; снижение успеваемости и учебной мотивации в старших классах, выбор и сочетание педагогических технологий в конкретном классе) заставляют искать эффективные пути формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных.

Основными путями развития творческой деятельности на моих уроках можно назвать следующие:

  1. Использование стихов из школьного курса русской и якутской литературы о компонентах природы, природных комплексах России и Республики Саха, написание собственных. Например: в качестве домашнего задания после занятия в 8 классе по теме “Физико - географическое положение России” предлагаю выписать или написать собсвенное стихотворение о Родине, а в 9 классе сочинение.

  2. Серия папок в кабинете географии «Энциклопедии своими руками», созданная в течение долгого времени через домашние задания: «Зелёная книга» - творческие рисунки с описаниями животных и растений материков, России; «Гербы стран мира», «Народы мира» - описания национальных костюмов, традиций с указанием места проживания; «Географические термины»;

  3. Серия наглядностей в формате А1 для кабинета географии, полученные в результате проектной деятельности моих учеников: «Природные зоны России», «Природные зоны мира», «Климатические пояса Земли», «Климатические пояса и области России», «Геология и география», «Политико – административное деление России», «Социально – экономические районы России» и т.д.;

  4. Учебные презентации, видеоролики, рефераты, созданные индивидуально так и коллективно (в электронной базе кабинета);

  5. Кроссворды, туристические буклеты, визитки, фото интересных мест;

  6. Научно – исследовательские работы обучающихся.

Соблюдая определённую последовательность действий, в начале учебного занятия, мы в ходе проблемной беседы определяем цель учебного занятия, объект, проблему и возможные варианты ее изучения и решения (для 6-7 классов). Здесь для повышения мотивации немаловажно подчеркнуть значимость данного занятия для общего кругозора детей. Ярким примером может быть урок в 6 классе по теме «Погода». После теоретической части, совместно выбираем населенный пункт мира, начинаем поиск прогноза погоды в сети Интернет, ребята работают в парах, рисуют погоду на определённое время. Затем с помощью документ – камеры производится показ всех рисунков в хронологической последовательности. Главный вывод урока, сказанный самими детьми: погода изменяется со временем в зависимости от ряда факторов. Как правило, в качестве домашнего задания ребята охотно соглашаются нарисовать народные приметы погоды.

В 7 классе для формирования умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразования, сохранения, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий провожу классную конференцию в течение двух уроков по теме «Мировой океан» [4]. Раздав контуры стран, ребята прекрасно справляются с заданием «Дорисуй меня».

В 8 классе обучающиеся по теме «Природные комплексы Русской равнины» знакомятся с объемными описаниями природы больших территорий, но с помощью фоторедакторов в своих смартфонах они создают один слайд со своими ассоциациями особенностей заданной (выбранной) природной зоны Русской равнины. Данные фото затем загружаются в классный компьютер и активно используются для повторения. Тем самым у них появляется связь описанием природы и обликом типичной …

Отличие творческих работ (как правило, работы парные) в 9 классе в том, что они уже не информационные, как в предыдущих классах, а являются проблемными. Например: «Проблемы развития сферы обслуживания (по отраслям)», «Проблемы Урала», «В Центре ли Центральная Россия?», «Охота за киловаттами», «План развития Чурапчинского района до 2020 года», «Факторы размещения производств» и т.д. [5] Акцентирование внимания на проблемах развития в отраслях народного хозяйства России является профориентационным приёмом. Тем самым даются перспективные направления развития бизнеса, учат подростков не убегать от проблем, а решать их.

Для проверки уровня сформированности творческих способностей, я включаю в контрольные работы задания типа «Придумайте свой…», «Нарисуйте…», «Создайте свой …..». Диагностические контрольные работы позволяют хорошо отслеживать динамику их развития. [6]

Творческие задания способствуют повышению уровня самостоятельности школьников на занятиях, мотивируют их, делает их увереннее, а это и есть одно из главных моих задач, как учителя географии.


Список литературы:

[1] Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова.  — М.:  Просвещение,  2010.  —   159 с.: ил.

[2] Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка/Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: Мир и образование, 2016. – 896 с.

[3] Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982, 270 с.

[4] Multiurok URL: https://multiurok.ru/files/razvitiie-uud-v-7-klassie-po-tiemie-mirovoi-okiean.html (дата обращения 25.02.2017)

[5] Multiurok URL: https:// https://multiurok.ru/files/razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushch.html (дата обращения 25.02.2017)

[6] Multiurok URL: https://multiurok.ru/files/razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushch.html (дата обращения 25.02.2017)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!