Тема «Географическое положение, история открытия и исследования материка Северная Америка»
Ход урока
Организационный момент
– Ребята, многие из вас любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И тогда я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
СЛ1 Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
- Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту загадочного плавания на один из материков земного шара. А под картой было написано письмо. Вот оно:
"Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше - через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке...".
?- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб)
- А давайте посмотрим, насколько вы правы (видеофрагмент о Х.Колумбе)
- Так к какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки)
2.Повторение опорных знаний
1) - Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, на каких материках мы с вами уже побывали? Выберите себе контур материка. (приготовить контуры материков)
(На стикерах написаны слова и расклеены по классу)
Задание: собрать слова, относящиеся к своему материку и прикрепить на карту. 1мин
t -89,2*С, Р. Амундсен, пингвины, Эребус– Антарктида Сахара, Килиманджаро, пигмеи, Нил – Африка Анды, колибри, Титикака, Бразилиа – Южная Америка Кенгуру, Муррей, Косцюшко, Канберра – Австралия
-Взаимопроверка (по очереди вслух проговаривая, сделать вывод- справился уч-ся или нет)
-Молодцы ребята, все справились с заданиями, присаживайтесь
Актуализация знаний учащихся. Формулировка учащимися темы урока
-Известно, что каждый из этих материков омывается океанами. А какими, мы сейчас вспомним с помощью устной географической разминки. Откройте физическую карту мира.
Задание: По описанию нужно определить, о каком материке идет речь.
А. Этот материк омывается Атлантическим океаном и Индийским океаном(Африка).
Б. Этот материк омывается Тихим океаном и Индийским океаном(Австралия).
В. Этот материк омывается Тихим и Атлантическим океанами (Ю. Америка).
Г. Этот материк омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океаном (Северная Америка).
-Итак, наше путешествие продолжится по Северной Америке
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с огромными массивами суши, но уже северными. Природа Северной Америки совсем иная, чем на изученным материках. ПК её очень разнообразны, среди них много уникальных: рощи гигантских секвой, громадные озёра, множество гейзеров, глубочайшие речные долины- каньоны, здесь наблюдаются самые высокие на Земле приливы.
- Обо всём об этом мы будем узнавать на протяжении дальнейших нескольких уроков.
-И любое освоение территории начинается с изучения чего? …
-СЛ2-Сформулируйте тему урока. (Гео. положение Северной Америки)
Давайте поставим задачи на сегодняшний урок (выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре и изучить историю
-СЛ3- исследования материка)
3.Организация исследовательской работы (выполняется в группах)
-СЛ4 -Для того чтобы решить поставленные задачи нам необходимо организовать научно- исследовательскую экспедицию. И в этой экспедиции будут принимать участие:
мореходы, географы, исследователи.
(таблички ставятся на парты, класс разделён на 3 группы)
— Каждая группа получит карточку исследований для изучения материка, а по истечении времени отчитается о проделанной работе у доски
Группа№1 "Географы"
Задание: Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод –как расположен материк относительно:
Экватора-
Тропиков-
Полярных кругов-
Нулевого меридиана-
Как расположен материк относительно других материков-
Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:
Сторона горизонта | Название крайней точки | Географические координаты |
широта | долгота |
Север Юг Запад Восток | Мыс Мёрчисон Мыс Марьято Мыс Принса Уэльского Мыс Сент- Чарльз | 72 с.ш., 8 с.ш., 66 с.ш., 53с.ш., | 95 з.д. 81 з.д. 168 з.д. 56 з.д. |
Покажите их на карте.
Сделайте вывод: Материк С.Америка полностью лежит в северном и западном полушариях.
2.Группа №2 " Мореходы
Совершите плавание вокруг Северной Америки по морям и океанам, омывающим материк.
океаны | моря | проливы | заливы | полуострова | острова |
СЛО Тихий Атлантический | Чукотское Баффина Лабрадор Саргассово Карибское Берингово | Девисов Берингов Гудзонов | Гудзонов Мексиканский Калифорнийский Аляска | Лабрадор Флорида Юкатан Калифорния Аляска | Канадский Арктический архипелаг Гренландия Баффинова Земля Ньюфаундленд Большие Антильские Алеутские |
Задание: Запишите в таблицу и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку, а также заливы, проливы, острова и полуострова.Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?
Сделайте вывод: Береговая линия сильно изрезана в северной и восточной частях материка. Это связано с особенностями тектонического строения материка С. Америка.
Группа №3 «Исследователи»
Задание: используя учебник (стр. 215-217) и доп.материал, дополните таблицу и расскажите об открытиях и исследованиях материка.
Дата | Исследователи | События |
1542г. | Х. Колумб | Открыл Америку- Новый Свет состоящий из 2 материков |
11-12в | норманны | Северо-западные окраины материка |
1519г. | Эрнар Кортес испанцы | Южные территории С.Америки (древнее индейское государство ацтеков было разграблено) |
Конец15в. | Джон Кабот, итальянец состоящий на английской службе | Открыл О.Ньюфаунленд П-ов Лабрадор |
17-18в. | Английские мореплаватели Генри Гудзон У.Баффин А.Макензи | Исследовали северные и восточные части материка |
В начале 20в. | Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен | Провел свое судно вдоль побережья СЛО Установил геоположение магнитного полюса Земли. |
1732г. | Русские исследователи и путешественники И.Федоров М.Гвоздев | Прошли через пролив и нанесли на карту часть северо-западного побережья С.Америки, их имена незаслуженно были забыты. |
1741г. | Витус Беринг Алексей Чириков | Прошли вдоль Алеутских островов, высадились на берег Аляски. Так была открыта Русская Америка. Российские владения на Аляске. |
1783-84г. 1792,95,99г. 1843-44г. | Г.Шелихов А.Баранов Л.Загоскин | Земля богата морским зверем, в лесах пушной зверь. 28 лет делами Российско-Американской компании управлял А.Б. «Пешеходная опись Аляски» |
Назовите гео.объекты, названные в честь исследователей этих территорий и покажите их на карте:
Море Баффина, острова Баффинова Земля, море Лабрадор, полуостров Лабрадор, Гудзонов залив, река Маккензи, Берингов пролив…
-У нас все готово?- А хорошее настроение возьмём с собой?
- Желаю вам в этом путешествии справиться с трудностями и познать радость открытия.
-СЛ5 Плывем к неведомому берегу
Хотим увидеть целый свет
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно
Что среди множества наук
Мы изучаем географию
Чтоб стал понятен мир вокруг
В добрый путь. (4 мин)
-СЛ6- Для гостей музыка местных североамериканских индейцев(3,25 мин)
Защита работ У ДОСКИ по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки
-СЛ7-8 Отчет географов
-СЛ9-10 отчет мореходов
-СЛ11 отчет исследователей – на доску повесить портреты путешественников
Закрепление материала.
-СЛ12 - Геокросс –показать на карте гео.объект слайда
-СЛ13 - Усложняем задание - закрепить кораблик на К/К
1.о.Гренландия
2.Канадский Арктический архипелаг
3.Мексиканский залив
4.Саргасово море
5.п-ов Калифорния
6.п-ов Аляска
-Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо поработали!
-Наше путешествие по Северной Америке подошло к концу.
Ребятам предлагается три вопроса:
-Ребята, поднимите правую руку те, кому было интересно на уроке. Не опуская руки,
поднимите левую руку те, кто доволен своей работой на уроке
и встаньте те, кто достиг поставленной цели урока.
А теперь вы можете себе похлопать за прекрасную работу на уроке. Присаживайтесь.
-СЛ14 - На сердечках нарисуйте свое эмоциональное состояние и прикрепите его
на лесенку успеха на доске _(объяснить, что обозначает цвет: оценки -3 -4 -5)
«Лесенка успеха»3 4 5
-СЛ15 - Д/З Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор. Такие же, как оценки, которые дети получили.
Для 1 ступени:&42.
Для 2 ступени - задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.
Для 3 ступени: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.
-СЛ16 пока
Категория С найти значение (перевод) географических названий Северной Америки
Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) - ………..залив
Барроу Джон (1764-1848гг., английский географ) - …………мыс
Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870гг., русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) - ……….остров
Баффин Уильям (английский исследователь) - ……..море
Беринг Витус Ионассен (1681-1741гг., офицер русского флота, по национальности датчанин) - ……..пролив, море
Чириков Алексей Ильич (1703-1748гг., русский мореплаватель, капитан-командор) - ……..остров
Шелехов Григорий Иванович (1747-1795гг., русский купец-предприниматель) - …..пролив
Александер Маккензи (шотландский исследователь) - ……….. река
Командировочный лист
Ф.И._______________________________дата_____________________ по теме «ФГП и исследования материка Северная Америка»
S материка Северная Америка: __________млн.2км.
Материк занимает _______ место по площади.
Материк расположен в полушариях: _________________________и____________________________
Эти океаны омывают материк:
с севера - __________________________________________________
с востока - _________________________________________________
с запада - __________________________________________________
Эти моря омывают берега:
А)Северного Ледовитого океана -
_______________________________________________________________
Б)Тихого океана -
_______________________________________________________________
В)Атлантического океана -
_______________________________________________________________
4.Крупнейшие заливы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какими проливами Северная Америка отделена:
от Евразии - _______________________________________________________
от Южной Америки - ________________________________________________
6.Какие острова и архипелаги расположены:
в Тихом океане - ______________________________________________________________________
в Атлантическом океане - ______________________________________________________________________
в Северном Ледовитом - ______________________________________________________________________
7.Крупнейшие полуострова: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Ближе всех к Северной Америке расположен материк - ___________________________________________________________________
Установи соответствие.
1.Крайняя северная точка; А) м. Марьято;
2.Крайняя южная точка; Б) м. Мёрчисон;
3.Крайняя восточная точка; В) м. Принца Уэльского;
4.Крайняя западная точка; Г) м. Сент-Чарльз.
Заранее подготовленные ученики рассказывают об исследователях, показывая их путешествия по карте.
Джон Кабот (1497-1498гг.)
Джованни Кабот 20 мая 1497 г. Отплывает из Бристоля на запад и через месяц достигает берега острова Ньюфаундленд, объявляя его владением английского короля. Он исследует побережье острова, обнаруживая огромные косяки сельди и трески,
впоследствии названная Большой Ньюфаундленской банкой. Это отмель в Атлантике одна из самых богатая в мире рыбой.
Через три месяца спустя он возвращается домой. В Англии, со слов Кабота, решили, что он открыл Китай.
В мае 1498 г. Из Бристоля вышла вторая экспедиция на запад, возглавляемая Каботом, но он умирает в пути, и экспедицией руководит его сын Себастьян Кабот.
Эрнандо Кортес (1519г.)
В 1519 г. Эрнандо Кортес проплыл вдоль п-ва Юкатан, высадился на берег материка. Там он построил город Веракрус. Далее отправляется к городу Мехико. В результате жестоких схваток с индейцами он все же завоевывает город, а потом и всю Мексику. Победитель захватил все сокровища ацтеков. Часть индейцев он обратил в рабство, сотни других были убиты или умерли от голода и болезней, завезенных конкистадорами.
С 1523г. Кортес пытается отыскать гондурасское золото, о котором в то время ходили легенды. В результате этого похода исследован еще один район Мексиканского нагорья (территория страны Гватемала).
С 1527 г. Кортес отправляет неоднократные экспедиции для поиска мифического пролива к гондурасскому золоту и в результате открываются п-ов Калифорния и Калифорнийский залив. Экспедиции Кортеса доказали, что западный берег простирается далеко на север.
Генри Гудзон (1607 – 1608гг.)
В 1607-1608гг. Генри Гудзон совершает неоднократные экспедиции, ища Японию. Но открывает о.Гренландия.
17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондона и начал искать проход на юг в Тихий океан, попал в пролив, позднее названный Гудзонов пролив. Далее он проходит вдоль побережья п-ва Лабрадор. Это путешествие было очень опасным, тем более, что на корабле произошел бунт, и Гудзона вместе с малолетним сыном и еще несколькими матросами высадили в лодку и оставили на произвол судьбы. Далее о судьбе Гудзона ничего не -известно. Вероятно, он погиб. Залив, ставший его могилой, назван Гудзонов залив.
В. Беринг и А. Чириков (1741г.)
В 1741г. Витус Беринг и А. Чириков на кораблях «Святой Павел» и «Святой Петр» от п-ва Камчатка вышли в открытый океан на восток, но через некоторое время из-за густого тумана корабли навсегда разлучились. Три дня «Святой Петр» под командованием Беринга потратил на поиски спутника, а затем в одиночестве двинулся дальше. Через месяц корабль достиг американского побережья, увидев вдали хребет Святого Ильи. Команда поздравляла Беринга с великим открытием, но он не радовался, ведь он не знал, где точно находится, тем более, что на корабле началась цинга. Экипаж принимает решение вернуться домой. На пути открываются ряд островов и п-ов Аляска. Три недели «Святой Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвигался вперед, а цинга все усиливалась. У юго-западной оконечности п-ва Аляска моряки открывают еще ряд островов, на одном из которых похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумягина. Там они впервые встречаются с местным населением, алеутами.
От островов Шумягина, так назвал их Беринг, шли все время на запад. Иногда появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, но на самом деле это были Алеутские о-ва. Потеряв последнюю надежду, путешественники увидели берег, но, к сожалению, это была не Камчатка, а Командорские о-ва, названные в честь русского путешественника Витуса Беринга, который умер от цинги и похоронен здесь.
А. Чириков, потерявший из виду судно Беринга, отправляется на восток и через месяц, только на полтора дня раньше и немного южнее, чем Беринг, встречает на своем пути американский берег. В поисках удобной гавани Чириков поворачивает на запад и через три дня находит подходящее место. На разведку отправляется 11 человек, а потом еще 4, и все пропадают безвести. Потеря людей и лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, заставляют Чирикова возвратиться домой. Он продвигается еще немного дальше и видит горный хребет Святого Ильи, к которому ранее подходила команда Беринга. По пути домой были открыты ряд Алеутских о-вов. До Петропавловска из-за штиля и туманов судно добиралось 10 недель.
Рапорт Чирикова в коллегии админиралтейства о результатах его плавания в 1941г. является первым в истории описанием западных берегов Америки.
Григорий Иванович Шелихов (1775г.)
Г.И. Шелихов в 1775г. с сибирскими купцами организовал пушной зверобойный промысел на п-ве Аляска. Свою промысловую деятельность он связывал с исследовательской работой и организацией постоянный русских поселений на Аляске. За заслуги в освоении русской Америки поэт Г.Р. Державин назвал Шелихова «Русским Колумбом». С тех пор прошло много лет, на Аляске до сих пор помнят о русских. Сохранились некоторые здания, церкви, построенные русскими. Местные эскимосы бережно сохранили обычаи, заимствованные у русских переселенцев. Они любят пить чай из самовара, исповедуют православие. В их разговорную речь навсегда вошли русские слова.
Лаврентий Алексеевич Загоскин (1843г.)
Во время путешествия в 1843г. Л.А. Загоскин исследовал реку Юкон на протяжении 600 миль, определил широту и долготу 16 пунктов на этом участке пути, изучил 2 притока Юкона, встречая на своем пути коренных жителей. Более полутора года продолжалось это путешествие по Аляске.