



БУ ДПОС
«Чувашский республиканский институт образования»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Кафедра общественных дисциплин
Курс : Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС ООО в предметной области «География»
Курсовая работа:
Развитие учебно-информационных умений при работе с инфографикой на уроках географии в
5-6 классах.
Сведения об авторе:
Николаева Инна Анатольевна,
учитель географии МБОУ «Траковская СОШ»
Красноармейского района Чувашской Республики



г. Чебоксары, 2015
Y
Оглавление
YВведен
Общеучебные умения в обучении курса «География» в 5-6 классах 3
Развитие учебно-информационного умения –работы с графиками, схемами, таблицами 4
Инфорграфика («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать») 6
Заключение 14
Библиографический список: 15
Введение
В современном мире ученику ежедневно приходится сталкиваться с восприятием и обработкой огромного массива информации по всем видам учебной деятельности.
На уроках географии в той или иной степени учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации. Представляется, что география, может претендовать на дисциплину, более чем другие развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. В процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное ее усвоение учащимися (понятие «деятельностный подход в обучении»). Преобразование и перекодировка информации – активная индивидуальная и (или) групповая деятельность учащихся, которая, в конечном счете, позволяет решать важную задачу по передаче учащимся необходимого объема знаний, формировать общеучебные и предметные умения и навыки, развивать познавательные процессы личности. Добавлю цитату из книги «Учим детей мыслить критически»1: «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его». Собственно «присвоение» учебного материала учеником – одна из главных целей его научения, если под «присвоением» учебного материала понимать, пользуясь терминологией и отрывком из работы Ю.Л. Шередеко, вхождение материала в область освоенных, включенных в тезаурус субъекта, «внутренних» смыслов (содержащиеся в этой области знания можно назвать осмысленными) в отличие от остальных (неосвоенных, «внешних», в том числе и чужих, противоречащих тезаурусу) смыслов (в этой области - неосмысленные знания). Вхождение в эту область чего-то нового возможно только при его увязке со всем тезаурусом путем переосмысления, рефлексии содержимого этой области. Эта область содержит то, в чем субъект уверен (система верований), в чем не сомневается, его навыки, возможности, способности (то, что он может реализовать). Для учителя просматривается следующая цепочка: входящая информация, ее осмысление и присвоение учеником (внутреннее действие ученика, при котором информация становится своим личным знанием через открытие своего понимания, выражения нового для самого себя имеющимися средствами и увязывание этого нового в систему с имеющимся знанием, в чем ученик будет абсолютно уверен, на что будет полагаться не задумываясь, не сомневаясь, применение учеником.
Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов 2 предлагают критерии оценки развития умений работы учащихся с учебной информацией. Неудовлетворительный уровень – на уроке не формируются и не развиваются умения (вообще говоря, трудно представить, что такое возможно); критический уровень – составление элементарных моделей учебной информации (переписывание чего-либо в тетрадь); удовлетворительный уровень – составление элементарных моделей информации с выделением взаимосвязей между понятиями; хороший уровень – самостоятельное дополнение элементов моделей информации: таблиц, рисунков, конспектов, схем, планов; высокий уровень – составление полных моделей информации: конспектов, рефератов, структурно-логических схем, тематических планов; оптимальный уровень – составление и систематизация моделей информации из научно-популярных изданий с выделением исследовательских задач
Одним из наиболее удобным источником информации кроме учебника для развития учебно-информационных умений являются инфограмы. Основная цель инфографики заключается в совершенствовании процесса восприятия информации, объяснении сложной информации в простых образах, ее передачи в компактном и визуально привлекательном сообщении. Праобразом инфографики служат рисунки пиктограммы. Содержательное наполнение понятия «инфографика» происходит благодаря наличию информации, которая представляет определенные данные в графической форме – карты, схемы, диаграммы, таблицы.
Объект исследования данной работы — инфографика, используемая на уроках географии в 5-6 классах.
Предмет исследования — технология применения инфографики в рамках реализации ФГОС ООО на уроках географии.
Цель: методика работы с инфографикой в современной системе обучения.
Задачи:
Проанализировать развития общеучебных умений в обучении курса «География» в 5-6 классах.
Определить методику развития учебно-информационного умения- работа с графиками, схемами, таблицам.
Проанализировать развитие учебно-информационных умений при работе с инфографикой.
Общеучебные умения в обучении курса «География» в 5-6 классах
Система поэтапного формирования метапредметных или надпредметных компетентностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время формируются на надпредметных (общеучебных) умениях и навыках. Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Мы принимаем за основу классификацию Н. А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков: учебно-организационные; учебно-интеллектуальные; учебно-коммуникативные; учебно-информационные. Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии. В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те надпредметные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся. В 5-6 классах происходит поэтапное формирование надпредметных компетентностей на основе общеучебных умений и навыков на уроках географии3.
Общеучебные умения и навыки: | Виды работ |
Учебно-организационные умения и навыки | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Работать в соответствии с предложенным планом. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Составление учащимися «Описания реки» или «Характеристики реки» (умение различать учебную задачу). Составление полного и целостного описания реки с сохранением логики заданного плана. Проверка учащимися своей работы в соответствии с требованиями, ее корректировка (при необходимости) |
Учебно-логические умения и навыки | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. Высказывать суждения, подтверждая их фактами | Самостоятельное составление учащимися определений и понятий, знакомых школьникам по темам «Рельеф суши», «Реки» |
Учебно-коммуникативные умения и навыки | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление ан- нотации. Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге | Объяснение правил работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату (младшей сестре) |
Учебно-информационные умения и навыки | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Работа с текстом и вне текстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам. Качественно и количественно описывать объект | Составление простого плана по прочитанному тексту учебника. Выбор из текста учебника опорных слов, которые передают основной содержательный смысл текста. Составление вопросов к тексту |
Развитие учебно-информационного умения –работы с графиками, схемами, таблицами
Учебный материал для формирования УУД осваивается учащимися по разным источникам знаний. При развитии учебно-информационных умений необходимо научить учащихся работать с графиками, таблицами, схемами.
Как известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Проще говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль4.
Информационный блок – это объединенное общей идеей и закодированное определенным образом знание, которое мы хотим передать учащимся. Информационные блоки на уроках географии:
устное сообщение, текст (особенно определение, формулировка);
таблицы;
макеты, графики, рисунки, схемы, чертежи, фотографии;
опыты в классе:
видеофрагменты;
анимации, моделированные географические процессы средствами информационных технологий.
Блоки выстроились от символьной формы кодировки информации к символьной и образной, от блоков статичных (нет изменения блока во времени, у учащегося есть возможность работать с ним столько, сколько требуется, например, это может быть график или таблица и т.д.) к динамичным (время восприятия ограниченно, идет в каждый момент времени новая информация, как в демонстрации опыта в классе – его можно повторить, но не остановить; хотя и здесь можно попробовать «остановить мгновение», если пользоваться мультимедиа продуктами), от блоков с применением одного вида кодировки к блокам с двумя и более двух видов кодировок. Методика проведения конкретных уроков по географии подразумевает работу с определенными наиболее рациональными способами представления и передачи информации. Не последнюю роль играют в планировании возрастные особенности учеников и специфика учебного материала.
Для того чтобы знания были восприняты и усвоены в объеме учебной программы, необходимы определенные педагогические и методические условия. С этой целью учитель должен организовать познавательную деятельность ученика - слушание, фиксирование услышанного, запоминание, восприятие информации из печатных источников, наблюдение, анализирование, поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях. Посредством мыслительной деятельности учащихся полученная ими информация перерабатывается и усваивается в виде учебных знаний по предмету. Объем и качество этих знаний зависят от реализации требований учебной программы, педагогического и методического мастерства учителя, индивидуальных особенностей учащихся.
На уроках происходит обучение школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц и графиков, при этом предлагается ученикам рассказать, что изображено на рисунке; что говорится об этом рисунке в тексте учебника; составить задачу, рассказ по рисунку. Для того чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам. Все это стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Использование информационного материала позволяет на уроках создавать проблемные ситуации, через формирование заданий, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Учащиеся оказываются в положении исследователя, вырабатывают мышление свободное от шаблона, выдвигают новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. В 5-6 классах учащиеся передают передают основной содержательный смысл схемы, графика, уже в 8–9-х классах составляют логические схемы на уроках, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.
Инфорграфика («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»)
На современном этапе наиболее интересной представляется работа с инфографикой. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации.
Родившись в конце ХХ века, как один из результатов информационной революции, постоянно развиваясь на протяжении уже 25 лет, инфографика стала одним из самых модных, актуальных и влиятельных видов визуальной культуры. Теперь уже трудно представить себе изложение информации, без использования графических средств. Особенной популярностью пользуется инфографика в печатных изданиях. Новый способ быстрого и компактного изложения большого объема информации превратился в тренд. Это стало таковым не только потому, что за последние 10 лет у общества интерес к данной сфере возрос в разы, но и потому, что всё больше растёт круг печатных изданий и бизнес компаний, которые активно используют инфографику.
Основной целью инфографики является совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации в простых образах, а также передача данных в компактном и интересном сообщении, которое выглядит привлекательнее, в сравнении с обычным текстом.
С развитием информационных технологий человечество получает всё больше возможностей быстро собирать и представлять информацию. Это серьезно влияет на развитие инфодизайна – он становится динамичным и интерактивным. Информационные рисунки, наполненные большим объемом данных, на сегодняшний день являются идеальной формой предоставления информации. Инфографика как вид визуальной коммуникации способствует быстрому усвоению информации, акцентирует внимание на самом главном, хорошо запоминается аудиторией.
В 1911 году редактор газеты Time Артур Брисбэйн оценил информационное значение картинок, переделав известную поговорку «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в рекомендацию для коллег: используйте картинку, она стоит тысячи слов. Это выражение прекрасно подходит в качестве девиза для актуального направления в современной культуре, получившего название «инфографика».
Инфографика служит для представления триады «данные, информация, знание» в форме, наиболее удобной для быстрого и эффективного восприятия человеком. Психо-физиологическая основа инфографики — в способности человека практически мгновенно схватывать содержание, намного быстрее, чем при чтении. К тому же у графиков есть еще одно преимущество — они способны усиливать и стимулировать познавательные возможности человека, ведь имея дело с рисунками, человек распознает заключенные в изображении образы, закономерности и тенденции без избыточных усилий. Вот почему инфографика становится одним из важнейших инструментов в решении проблемы представления Больших Данных.
Главное достоинство методов представления инфографики заключается в их соответствии тому, как человек воспринимает зрительные образы и затем переводит огромные массивы видеоданных сначала в полезную для него информацию, а в конечном итоге — в знания. Функции предварительной обработки выполняются глазом автоматически, без привлечения сознания, поэтому их называют принятым у психологов термином «довнимательные» (pre-attentive). Это значит, что если в поле зрения возникает нечто новое и важное, то до тех пор, пока первичные функции не выделят это новое как важную информацию, соответствующие данные вверх по иерархии не передаются. Необходимо подчеркнуть, что на способность к восприятию данных, на качество обработки объектов на довнимательном уровне влияет то, насколько технически хорошо представлен объект на рассматриваемом изображении, то есть насколько он удобен глазу для опознания. Значение имеют четкость границ, контрастность соседних областей и т. д. Двухуровневая схема избавляет мозг от перегрузки лишними для него данными, а чтобы исключить возможность потери существенных данных, в этой схеме имеется обратная связь, срабатывающая в случае, когда внимание мозга к чему-то привлечено, и тогда глаз получает необходимое уточняющее обращение. Таким образом между уровнями поддерживается двусторонний обмен. Кроме того, возможные дополнительные уточнения поступают от мозга в виде запросов.
На уроках можно использовать готовую инфографику, которая широко представлена в сети Интернет на сайтах:
http://5coins.ru -инфографика по-русски, российских авторов, а также адаптированную версию инфографик со всего мира.
http://vmestoslov.info –блог об инфографике, собираются интересные примеры с зарубежного и отечественного пространства. Хорошие и актуальные новости, полезные ссылки и материалы.
http://infogra.ru — все об инфографике и визуальной презентации.
http://infographer.ru – сайт, посвященный инфографике, приоритет — бизнес направление.
http://revision.ru – ресурс с русской инфографикой.
Еще один вариант тематического поиска, это использовать Google картинки – в запрос
Можно создать собственную инфрграфику, используя программы, размещенные на сайтах: http://creately.com — создание онлайн диаграмм , http://www.mindomo.com — легкое создание ментальной карты, http://charts.hohli.com — генерация разнообразных online таблиц и диаграмм, http://vizualize.me —создание резюме в виде инфографики, данные подтягиваются с аккаунта в LinkedIn, Piktochart, бесплатный сервис, Infogr.am считается одним из самых удобных и простых сервисов. Visual.ly,Google Charts — удобный инструмент для создания простой инфографики. Wordle – довольно-таки старенький сервис для создания инфографики из слов5.
При создании собственной инфографики предъявляются особые требования: изображения должны быть контрастными, четкими и яркими для удобства восприятия на довнимательном уровне и в то же время обладать необходимой глубиной для внимательного всматривания в них с целью анализа содержания. То есть сведения должны быть не просто переведены в некоторую графическую форму, а предоставлены человеку в максимальной степени близко к требованиям описанной схемы. Американский математик Джон Тьюки, известный как автор терминов software и bit, в 1977 году написал: «Изображение приобретает особую значимость, если оно позволяет углядеть в нем то, что мы не предполагали увидеть».
Для меня наиболее удобной формой работой с готовой инфографикой представляется с распечатанным на бумажном носителе варианте. Бумажный носитель позволяет более детально рассмотреть все элементы изображения. Если объём информации большой, и он разделен на группы, то можно использовать отдельно каждый блок. Работа в классе с инфографикой может выстраивать по-разному, в зависимости от целей учителя: индивидуально, в парах, в группах.
При работе с инфографикой происходит развитие учебно-информационных умений:
Поиск и представление информации в устной и письменной форме;
Соблюдение логики в рассуждениях при предъявлении информации;
Владение способами аргументации, как дополнительной информации для обеспечения ясности или подтверждения истинности уже имеющейся информации;
Четко формулирование целевой установки при работе с источником информации;
Формулирование главной мысль в тексте, высказывании, выделение ключевые слова в определении;
Сворачивание информацию в виде вторичных источников информации: план, алгоритм, таблица, логическая блок-схема, тезисы, резюме, конспект, реферат;
Разворачивавание информацию: «чтение» схем, таблиц, графиков.
Перекодировать информацию из визуальной в словесную и наоборот и представлять в графическом, символическом и других видах.
Работа по новой теме может начаться с вопроса учителя: « Что ты здесь видишь (здесь – имеется в виду на инфографике: рисунке, схеме, чертеже; обобщим все это словом «картинка»)?
Это самый главный и трудный вопрос для многих учащихся, так как ответ на него требует развернуть информацию представленную набором символов. Каков механизм, приводящий к ответу? Сначала ученик воспринимает (понимает) символы, из которых состоит схема, рисунок, чертеж, их связь между собой. Потом он перекодирует информацию в словесную посредством внутренней речи и, наконец, дает ответ, проговаривая его во внешней речи. Этот ответ может лишь частично воспроизвести внутреннюю речь. Внутренняя речь в силу индивидуальных особенностей развития ребенка, наличия или отсутствия необходимых знаний и умений, далеко не всегда полно описывает набор представленных символов. То есть на каждом этапе, предшествующему ответу на вопрос, наблюдается потеря или искажение информации. И это в результате часто приводит к неполному или неправильному ответу. Чтобы не потерять деталей, надо разбить картинку (схему, чертеж, рисунок) на отдельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название и значение. Чтобы не потерять смысл, надо найти как можно больше связей между фрагментами. Другими словами, мы разбиваем картинку на отдельные фрагменты, устанавливаем внутренние связи между ними, собираем картинку снова и стараемся, чтобы после сборки все встало на место (а если не встанет на место, то возникнет хорошая проблемная ситуация – находка для учителя). Итак, ответ на сложный вопрос, что ты здесь видишь, разобьем на несколько более простых:
что представлено на картинке (перечислить все объекты)?
каковы функции, действия, прблемы и т.д. перечисленных объектов?
как связан каждый отдельный объект с другими объектами, представленными на картинке?
какие свойства объектов меняются и почему?
какие изменения других объектов при этом последуют и почему?
какое явление, закон, правило и т.д. иллюстрирует картинка?
Примеры использования инфографики на уроках географии в 5-6 классах.
Тема урока | Инфографика |
«Землетрясения и вулканы» |  |
«Землетрясения и вулканы» |  |
| |
«Волны в океане  |
«Ветер»   |
«Горы суши»  |
Охрана гидросферы   |
Заключение
Современный ученик ежедневно сталкивается с огромными объемами информации, которые захлестывают его различными сообщениями и образами. Методы представления данных средствами инфографики полностью соответствуют тому, как ребенок воспринимает зрительные образы, поэтому инфографика и становится такой популярной.
Очевидно, что инфографика как средство визуальной коммуникации будет становиться в дальнейшем все более актуальной, так как мозг человека уже не способен воспринимать огромные объемы информации, которые с каждым годом только увеличиваются.
Инфографика как вид визуальной коммуникации способствует быстрому усвоению и развитию учебно-информационных умений, акцентирует внимание на самом главном, хорошо запоминается обущающимися.
Инфографика постоянно развивается. Несколько лет назад была только печатная инфографика, потом появилась динамичная анимированная инфографика, а сейчас развивается интерактивная инфографика.
В данной работе проанализировали применение инфографики в современной системе обучения, разработали методику, способную помочь ученикам в эффективной работе с инфографики, а также примели примеры использования инфографики на уроках географии в 5-6 классах.
Библиографический список:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически -СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с.
Катаклизмы. Опасные природные явления [Инфографика О Выживании]- http://allaboutsurvival.ru/load/kartinki/kataklizmy_opasnye_prirodnye_javlenija_infografika_o_vyzhivanii/12-1-0-139.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г., 160с.
Программы и сервисы для создания инфографики-http://smm-life.ru/zarabotok/programmy-i-servisy-dlya-sozdaniya-infografiki.html.
Тхуго И. Л. «Метапредметные умения и навыки на уроках географии Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время»- География. Всё для учителя! № 3 (15) март 2013, с2-7
Швед О.В Инфографика как средство визуальной коммуникации- http://seanewdim.com/uploads/3/2/1/3/3213611/shved_o.v._infographics_as_means_of_visual_communication.pdf
1 Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически -СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с.
2 Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г., 160с.
3 И. Л. Тхуго «Метапредметные умения и навыки на уроках географии Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время»- География. Всё для учителя! № 3 (15) март 2013, с2-7
4 Швед О.В Инфографика как средство визуальной коммуникации- http://seanewdim.com/uploads/3/2/1/3/3213611/shved_o.v._infographics_as_means_of_visual_communication.pdf
5 Программы и сервисы для создания инфографики-http://smm-life.ru/zarabotok/programmy-i-servisy-dlya-sozdaniya-infografiki.html
1