Визитная карточка
Дорогова Елена Сергеевна
МБОУ «Школа «115»
Учитель начальных классов первой категории
Стаж работы: 21 год
Кредо: «Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.»
Конфуций.
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.»
Конфуций.
ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ:
«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Методические условия
Организационно-педагогические условия
Научно-исследовательские условия
- Использование методов и приемов образовательных технологий: развивающих, игровых, ИК-технологий, наглядно-иллюстративных; Изучение научно-педагогической рабо ты
- Использование методов и приемов образовательных технологий: развивающих, игровых, ИК-технологий, наглядно-иллюстративных;
- Изучение научно-педагогической рабо ты
- Изучение работ философов, психологов, педагогов, посвятивших свои исследования развивающему обучению (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский,В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.)
- Изучение работ философов, психологов, педагогов, посвятивших свои исследования развивающему обучению (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский,В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.)
- Курсы повышения квалификации в НИРО; ШМО, РМО учителей начальных классов; Педсоветы; Открытые уроки; Самообразование
- Курсы повышения квалификации в НИРО;
- ШМО, РМО учителей начальных классов;
- Педсоветы;
- Открытые уроки;
- Самообразование
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Актуальность темы
обусловлена
потребностями современного общества
Актуальность темы
обусловлена потребностями современного общества
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа
Противоречия
Между необходимостью подготовки педагога к формированию познавательной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий .
Между социальной значимостью познавательной-исследовательской деятельностьи и недостаточной реализацией данной педагогической задачи .
Редко встречаются статьи по проблеме познавательной-исследовательской деятельности .
Между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Л. С. Выготский Гальперин П.Я.
Давыдов В.В. Эльконин Д.Б.
Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина «…главный результат образования – это не отдельные, знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях».
Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и другие .
Формирование познавательных УУД рассматривают ученые: Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В., Истомина Н.Б.,Моро М.И.,Пышкало А.М.,Петерсон Л.Г. И др.
На важность формирования младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский,, СТ.Т. Шацкий .
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Задачи:
Цель:
Изучить сущность познавательных универсальных учебных действий ;
Изучить методический теоретический материал по вопросам развития познавательных УУД на уроках русского языка;
Систематическое развитие познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка через различные виды деятельности как средство повышения качества образования .
Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.
Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока,
Проследить динамику качества обучения
« Ведущая педагогическая идея »
« Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Ш.Амонашвили.
Создание на уроке условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации ФГОС, применяя систему развивающих заданий на уроках русского языка.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Познавательные универсальные действия включают
общеучебные
Постановка и решение проблемы
логические
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
- Использование разнообразных форм и методов;
- Создание атмосферы заинтересованности материалом;
- Эмоциональная поддержка;
- Помощь в затруднительных ситуациях;
- Дополнительные задания;
- Индивидуальный подход;
- Поэтапное обобщение
10
Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках
1. Минутка чистописания
- / а //а///а ….( закономерность : строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг… . ( закономерность : строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо … (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки.
- создать пары из букв, находящихся на доске : письменные заглавные - письменные строчные. Одна буква осталась без пары.
( -Какую букву будем сегодня прописывать?) - формирование учащимися темы минутки чистописания
10
Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках
- Угадать, какая буква спряталась(при показе половины буквы в разрезе по горизонтали, по вертикали.
- Угадать буквы по какому-то элементу.
- Разобрать по парам буквы(заглавные и строчные, письменные и печатные)
- На доске даны слова: Нина, нитки, Никита . Как одним словом назвать то, что написано на доске? Что объединяет слова? Чем различаются?
- На доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед . Надо определить букву, которую будем писать на чистописании. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове находится?
- Второй вариант предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?
Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках
- Составь слова из следующих букв:
- а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
- б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
- в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, к
- г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
- д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
- е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, к, о, а, ш
- Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог, город, кошка.
От урока к уроку задания усложняются за счет увеличения исходных слов. Это позволяет развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность , анализ и синтез.
10
Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках
- Далее задание усложняется.
- Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.
- 1) с, л, у, т 2) ш, у, г, а, р 3) с, б, а, а, к, о
- ш, а, ф, к ё, р, а, з, б, е о, о, р, к, а, в
- ж, о, а, к, л б, я, я, о, л, н ш, к, к, о, а
- к, ь, в, а, р, т, о н, о, и, л, м в, ь, я, и, с, н
- с, л, т, о а, с, в, и, л я, а, ц, з
- Ответ: 1)стул, шкаф, ложка, кровать, стол; 2) груша, берёза , яблоня ,лимон, слива; 3) собака, корова, кошка, свинья, заяц.
Задания на изучение нового материала
Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода:
- «Прочитай слова: м-рщины, ел-ник, тр-вяной, разв-лил, сб-жал . Буква, которую мы будем писать, находится в корне существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове находится? В этих же заданиях проводим работу над орфограммой, распознаем части речи, учимся с детьми классифицировать, обобщать.
- даем установку, ориентируя детей на запись на доске. «Если мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания.
Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода
10
Физкультминутки
- По направленности физминутки бывают разные:
- для снятия мышечного напряжения;
- для обучения навыкам общения;
- для воспитания правильного дыхания, развития голоса, речи;
- для воспитания определенных черт характера, волевых качеств;
- для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
- для развития творческих способностей;
- упражнения на релаксацию .
Немаловажную роль в формировании УУД играют физкультминутки. Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.
10
Примерные задания на физкультминутках
- Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо. Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.
- Я буду называть слова. Если они отвечают на вопрос кто, все приседаем; если на вопрос что- хлопаем.
10
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
- Организация сотрудничества с библиотекой им. Белинского;
- Участие в конкурсах, викторинах ;
- Работа с текстом ( Восстановление последовательности в тексте;
- Составление текста
Кроссворды, ребусы;
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
В работе ШМО
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Участие в РМО
«Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС»
Участие в семинаре «Работа над каллиграфией в начальной школе»
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён МОиН РФ пр. № 373 от 6 октября 2009года
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010г.
- Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных дествий у учащихся начальной школы. Методическое пособие, Русское слово, 2014г.
- Корешкова, Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить школьников
создавать высказывания// Начальная школа. 2006.№3.