СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. 

Я внесла элементы новизны в процесс изучения русского языка.   Учебный процесс  выстроила так,  чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием, и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках.

Просмотр содержимого документа
««Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».»

Визитная карточка Дорогова Елена Сергеевна МБОУ «Школа «115» Учитель начальных классов первой категории Стаж работы: 21 год  Кредо: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Конфуций. «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Конфуций.

Визитная карточка

Дорогова Елена Сергеевна

МБОУ «Школа «115»

Учитель начальных классов первой категории

Стаж работы: 21 год

Кредо: «Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.»

Конфуций.

«Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.»

Конфуций.

ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: «Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».

ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ:

«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Методические условия

Организационно-педагогические условия

Научно-исследовательские условия

  • Использование методов и приемов образовательных технологий: развивающих, игровых, ИК-технологий, наглядно-иллюстративных; Изучение научно-педагогической рабо ты
  • Использование методов и приемов образовательных технологий: развивающих, игровых, ИК-технологий, наглядно-иллюстративных;
  • Изучение научно-педагогической рабо ты
  • Изучение работ философов, психологов, педагогов, посвятивших свои исследования развивающему обучению (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский,В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.)
  • Изучение работ философов, психологов, педагогов, посвятивших свои исследования развивающему обучению (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци,К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский,В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.)
  • Курсы повышения квалификации в НИРО; ШМО, РМО учителей начальных классов; Педсоветы; Открытые уроки; Самообразование
  • Курсы повышения квалификации в НИРО;
  • ШМО, РМО учителей начальных классов;
  • Педсоветы;
  • Открытые уроки;
  • Самообразование
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» Актуальность  темы обусловлена потребностями современного общества Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность темы

обусловлена

потребностями современного общества

Актуальность темы

обусловлена потребностями современного общества

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа

Противоречия Между необходимостью подготовки педагога к формированию познавательной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий . Между социальной значимостью познавательной-исследовательской деятельностьи и недостаточной реализацией данной педагогической задачи . Редко встречаются статьи по проблеме познавательной-исследовательской деятельности . Между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения.

Противоречия

Между необходимостью подготовки педагога к формированию познавательной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий .

Между социальной значимостью познавательной-исследовательской деятельностьи и недостаточной реализацией данной педагогической задачи .

Редко встречаются статьи по проблеме познавательной-исследовательской деятельности .

Между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения.

 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования   Л. С. Выготский Гальперин П.Я.  Давыдов В.В. Эльконин Д.Б.  Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина «…главный результат образования – это не отдельные, знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях».

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Л. С. Выготский Гальперин П.Я.

Давыдов В.В. Эльконин Д.Б.

Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина «…главный результат образования – это не отдельные, знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях».

Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и другие . Формирование познавательных УУД рассматривают ученые: Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В., Истомина Н.Б.,Моро М.И.,Пышкало А.М.,Петерсон Л.Г. И др. На важность формирования младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский,, СТ.Т. Шацкий .  Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и другие .

Формирование познавательных УУД рассматривают ученые: Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В., Истомина Н.Б.,Моро М.И.,Пышкало А.М.,Петерсон Л.Г. И др.

На важность формирования младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский,, СТ.Т. Шацкий .

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Задачи: Цель: Изучить сущность познавательных универсальных учебных действий ; Изучить методический теоретический материал по вопросам развития познавательных УУД на уроках русского языка; Систематическое развитие познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка через различные виды деятельности как средство повышения качества образования . Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока,  Проследить динамику качества обучения

Задачи:

Цель:

Изучить сущность познавательных универсальных учебных действий ;

Изучить методический теоретический материал по вопросам развития познавательных УУД на уроках русского языка;

Систематическое развитие познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка через различные виды деятельности как средство повышения качества образования .

Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД.

Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока,

Проследить динамику качества обучения

 « Ведущая педагогическая идея »   « Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». Ш.Амонашвили. Создание на уроке условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации ФГОС, применяя систему развивающих заданий на уроках русского языка.

« Ведущая педагогическая идея »

« Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

Ш.Амонашвили.

Создание на уроке условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка в условиях реализации ФГОС, применяя систему развивающих заданий на уроках русского языка.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Познавательные универсальные действия включают общеучебные Постановка и решение проблемы логические

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Познавательные универсальные действия включают

общеучебные

Постановка и решение проблемы

логические

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Использование разнообразных форм и методов; Создание атмосферы заинтересованности материалом; Эмоциональная поддержка; Помощь в затруднительных ситуациях; Дополнительные задания; Индивидуальный подход; Поэтапное обобщение 10

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

  • Использование разнообразных форм и методов;
  • Создание атмосферы заинтересованности материалом;
  • Эмоциональная поддержка;
  • Помощь в затруднительных ситуациях;
  • Дополнительные задания;
  • Индивидуальный подход;
  • Поэтапное обобщение

10

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках  1. Минутка чистописания     / а //а///а ….( закономерность : строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг… . ( закономерность : строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо … (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки. создать пары из букв, находящихся на доске : письменные заглавные - письменные строчные. Одна буква осталась без пары.  ( -Какую букву будем сегодня прописывать?)  - формирование учащимися темы минутки чистописания 10

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках

1. Минутка чистописания

  • / а //а///а ….( закономерность : строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг… . ( закономерность : строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо … (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами). Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки.
  • создать пары из букв, находящихся на доске : письменные заглавные - письменные строчные. Одна буква осталась без пары.

( -Какую букву будем сегодня прописывать?) - формирование учащимися темы минутки чистописания

10

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках Угадать, какая буква спряталась(при показе половины буквы в разрезе по горизонтали, по вертикали. Угадать буквы по какому-то элементу. Разобрать по парам буквы(заглавные и строчные, письменные и печатные) На доске даны слова: Нина, нитки, Никита . Как одним словом назвать то, что написано на доске? Что объединяет слова? Чем различаются? На доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед . Надо определить букву, которую будем писать на чистописании. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове находится?    Второй вариант предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках

  • Угадать, какая буква спряталась(при показе половины буквы в разрезе по горизонтали, по вертикали.
  • Угадать буквы по какому-то элементу.
  • Разобрать по парам буквы(заглавные и строчные, письменные и печатные)
  • На доске даны слова: Нина, нитки, Никита . Как одним словом назвать то, что написано на доске? Что объединяет слова? Чем различаются?
  • На доске пять слов: енот, елка, маяк, льет, мед . Надо определить букву, которую будем писать на чистописании. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове находится? 
  • Второй вариант предполагает поиск буквы с одновременным введением поиска объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Буква, которую мы будем писать, находится в корне глагола и обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках Составь слова из следующих букв:   а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, к г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш   Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог, город, кошка. От урока к уроку задания усложняются за счет увеличения исходных слов. Это позволяет развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность , анализ и синтез. 10

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках

  • Составь слова из следующих букв:
  •   а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п
  • б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у
  • в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, к
  • г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р
  • д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г
  • е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш
  •   Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог, город, кошка.

От урока к уроку задания усложняются за счет увеличения исходных слов. Это позволяет развивать объем и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность , анализ и синтез.

10

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках Далее задание усложняется. Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.   1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о ш, а, ф, к                      ё, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а к, ь, в, а, р, т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з Ответ: 1)стул, шкаф,  ложка,  кровать, стол; 2) груша,  берёза , яблоня ,лимон, слива; 3) собака,  корова, кошка,  свинья,  заяц.

Примерные задания для развития познавательных УУД на различных этапах уроках

  • Далее задание усложняется.
  • Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.
  •   1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о
  • ш, а, ф, к                      ё, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в
  • ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а
  • к, ь, в, а, р, т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н
  • с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з
  • Ответ: 1)стул, шкаф,  ложка,  кровать, стол; 2) груша,  берёза , яблоня ,лимон, слива; 3) собака,  корова, кошка,  свинья,  заяц.
Задания на изучение нового материала Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода: «Прочитай слова: м-рщины, ел-ник, тр-вяной, разв-лил, сб-жал . Буква, которую мы будем писать, находится в корне существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове находится? В этих же заданиях проводим работу над орфограммой, распознаем части речи, учимся с детьми классифицировать, обобщать.   даем установку, ориентируя детей на запись на доске. «Если мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания.  Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода 10

Задания на изучение нового материала

Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода:

  • «Прочитай слова: м-рщины, ел-ник, тр-вяной, разв-лил, сб-жал . Буква, которую мы будем писать, находится в корне существительного женского рода множественного числа и обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове находится? В этих же заданиях проводим работу над орфограммой, распознаем части речи, учимся с детьми классифицировать, обобщать.  
  • даем установку, ориентируя детей на запись на доске. «Если мы правильно сформулируем и выполним задание к данной записи, то узнаем букву для минутки чистописания. 

Так, при изучении глагола детям может быть предложено задание такого рода

10

Физкультминутки По направленности физминутки бывают разные: для снятия мышечного напряжения; для обучения навыкам общения; для воспитания правильного дыхания, развития голоса, речи; для воспитания определенных черт характера, волевых качеств; для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления; для развития творческих способностей; упражнения на релаксацию . Немаловажную роль в формировании УУД играют физкультминутки. Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.    10

Физкультминутки

  • По направленности физминутки бывают разные:
  • для снятия мышечного напряжения;
  • для обучения навыкам общения;
  • для воспитания правильного дыхания, развития голоса, речи;
  • для воспитания определенных черт характера, волевых качеств;
  • для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
  • для развития творческих способностей;
  • упражнения на релаксацию .

Немаловажную роль в формировании УУД играют физкультминутки. Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.

10

 Примерные задания на физкультминутках Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо. Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.    Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.  Я буду называть слова. Если они отвечают на вопрос кто, все приседаем; если на вопрос что- хлопаем. 10

Примерные задания на физкультминутках

  • Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо. Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.

  • Я буду называть слова. Если они отвечают на вопрос кто, все приседаем; если на вопрос что- хлопаем.

10

 Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны   Организация сотрудничества с библиотекой им. Белинского;  Участие в конкурсах, викторинах ;   Работа с текстом ( Восстановление последовательности в тексте; Составление текста

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны

  • Организация сотрудничества с библиотекой им. Белинского;

  • Участие в конкурсах, викторинах ;

  • Работа с текстом ( Восстановление последовательности в тексте;
  • Составление текста

          Кроссворды, ребусы;

Кроссворды, ребусы;

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности  В работе ШМО «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС» Участие в РМО «Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС» Участие в семинаре «Работа над каллиграфией в начальной школе»

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

В работе ШМО

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Участие в РМО

«Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС»

Участие в семинаре «Работа над каллиграфией в начальной школе»

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён МОиН РФ пр. № 373 от 6 октября 2009года  Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010г.  Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных дествий у учащихся начальной школы. Методическое пособие, Русское слово, 2014г.  Корешкова, Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить школьников  создавать высказывания// Начальная школа. 2006.№3.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён МОиН РФ пр. № 373 от 6 октября 2009года

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя М.: Просвещение, 2010г.

  • Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных дествий у учащихся начальной школы. Методическое пособие, Русское слово, 2014г.
  • Корешкова, Т.В. Подготовка будущего учителя: как научить школьников

создавать высказывания// Начальная школа. 2006.№3.